Верлибр. Притча
Возможная тема для литературных практик ВЕРЛИБР-ПРИТЧА
(кому интересно, просьба маякнуть рецензией)
Время проведения с 11-го по 17-ое февраля 2019 года.
Фомин Алексей http://www.stihi.ru/avtor/fox20&book=5#5
*** Домик лесника
и сказал Булла: говори со мной на одном языке и научишься понимать запах ночного снега
а еще
дверные засовы покрылись инеем
и к ним языковато прилипают то ли мысли, то ли пепел едва тлеющих в буржуйке березовых поленьев
белые, будто только что выкрашенные щеколды на окнах, еще совсем недавно казавшиеся насквозь проржавевшими от осенних дождей делают тоже самое что и дверные засовы
ловят
и взбунтовавшиеся тени, в своем желании свободы разорвавшиеся в клочья
и старую пыльную паутину, оторвавшуюся от стен под тяжестью собственного веса
и кашель, отодвинувший плиту воздуха от скрипучего темного пятна дивана и придвинувший ее к огню
ловят липким холодом все что еще прячет в себе самую малую толику тепла
выполняя наказ зимы, окружившей затерянный в своем одиночестве домик лесника
и сказал Булла: найди сотни отличий в нарисованных на стенах дверях... открытые... закрытые... они все одно не пропускают ни света, ни воздуха
и сказал Булла: зимой без снега еще холодней
*** Рыбацкая хижина
и сказал Булла: сеть пуста и ветер приносит запах травы в рыбацкую хижину
вечер ловит птицу
и пойманная начинает петь
тени туч ее слушают, уходя в глубину земли
ее слушают отражения туч уходя в глубину воды
морщины на лице рыбака
переставшие скрипеть уключины лодки
безымянные камни на берегу
птица ли поет из темноты
и сказал Булла: разотри в ладонях прибрежный песок и неси в свою хижину запах рыбы.
*** Дырявое ведро
и сказал Булла: возьми дырявое ведро, ссыпь в него прошедшие минуты, иди к реке и следом за тобой к реке придет ночь
а потом зима
и хочется помнить о детстве и надо думать о завтрашнем дне
белое полотенце
не закрываю кран
вода на лице высыхает сама за пару минут
ни мыслей, ни движения, ничего кроме отражения в зеркале
ничего кроме пыли и суеты даже в позе каменного истукана
потом крепкий кофе
бутерброд с маслом и сыром
включенный телевизор
промывающий грязным потоком с утра еще светлую голову
и сказал Булла: вот тебе страна, в которую ты не будешь верить, вот тебе дом, в котором ты не будешь жить, вот тебе женщина, с которой ты не будешь спать, вот тебе мудрость, с которой ты будешь казаться глупцом
и сказал Булла: там, где ребенок становится на цыпочки, взрослый должен встать на колени.
*** Тёмные пятна
и сказал Булла: только тот, кто стареет быстрее солнца видит темные пятна
стены всегда молчат
но ты проводишь по ним ладонью
ты чувствуешь их дрожь
и это начало того что может пойти не так
тени растут внутрь стен и прорастают снаружи
там, где идет снег
и можно дышать утром
воздухом, нарезаемым тонкими серыми ломтями
крошащемся засохшими краями света
воздухом невыносимого счастья жизни
и сказал Булла: пытаясь разгадать рисунок трещин на стене старого дома можно ослепнуть
и сказал Булла: умеющий видеть нарисованный в глубине альбомного листа снег блажен
*** Слово на «Л»
и сказал Булла: шелуха согревает пшеничное зерно в холодную ночь, но это всего лишь шелуха.
шуршащее слово на л
легкое ледяное лишнее левобережное
лодка под снегом похожа на лицо сытого людоеда
уснувшего литургическим сном у реки
липкий свет утра не будит ласковое прикосновение пальцев к губам
ломанное пространство комнаты от локтя к лодыжке подытоживает сквозняком
лживое и пустое
смотрит в окно на лодку под снегом, а видит чужое лицо еще вчера близкого человека лишая его жизни
и сказал Булла: много слов начинаются на одну букву, и любое слово начинается с первой
и сказал Булла: а была ли любовь между Адамом и Евой
*** Заколоченный дом
и сказал Булла: в заколоченном доме нет заведенных часов
ржавая бочка наклонена в сторону сада
вода еще не раз смоет опавшие листья яблонь с узкой дорожки
а пока ледяные руки мнут белую глину
мысли пытаются вылепить птиц
помнящих райские кущи
черновики
из них можно узнать о начале любви, но не о самой...
и сказал Булла: зимние птицы прилетают к дому пахнущему теплым хлебом
и сказал Булла: снег идет там, где его ждут
*** Царство теней
и сказал Булла: можно и в царстве теней построить лодку и доплыть на ней до самого яркого света
но пока еще свет остается личинкой
ноябрьские камни в мокрых серых плащах бродят по улицам старого города
останавливаясь у переходов в новые дни
начинают задыхаться, хрипеть, падать и биться в конвульсиях
бедные камни
им нечего вспомнить
чтобы отвлечься
им не во что верить
и сказал Булла: прогрызая своё нутро, на губах остается вкус прошлого. погружаясь в темноту, на губах остаётся вкус света. погасшая свеча ждёт поцелуя, после которого на губах должен остаться вкус мёда.
и сказал Булла: в том, что "должен" кроется самое страшное.
*** Связка ключей
и сказал Булла: уснувшему не нужен оставленный у изголовья стакан с водой, проснувшемуся не нужен приснившийся перед пробуждением снег.
связка с ключами
декабрьское небо так низко
что можно встретить Петра
играющим с первоклашками
в предрождественские снежки
в снежную крепость
в царя горы
пастухи и овцы вмерзают в сугробы
или это растерзанные снеговики
безрадостно улыбаются угольными глазами
пытаясь понять
что им ждать от этой игры
всё мелко и даже то, как идет снег
и даже то почему он идет
над ключами зимняя бабочка танцует с тенью Петра фокстрот
пока со словами творится нечто неладное и
в сугробы вмерзают ангелы, ломают крылья свои
о свет фонарей
что делать
проникновение света внутрь каждой снежинки
неумолимое, новорожденное Я
всё мелко
и даже спасение
ветра
почти нет
волхвы
в сущности, бродячие существа
в сквере напротив
у трижды за день отстроенной и разрушенной снежной стены
развели костер
и до этого отчетливо белые ветви стали отчетливо красными
и все что было до этого стало началом ночи
тенью связки ключей
и сказал Булла: древние знали, что только огню можно доверять свои черновики и только речной воде - свои мысли
и сказал Булла: не лгут только тени еще не названных предметов.
*** Пекущий хлеб
и сказал Булла: в войне за крошки всегда побеждает пекущий хлеб
неурожайный год
нашествие саранчи
дохлые мыши в амбарах
деревья дышат пылью
деревья еще дышат
но куры
склевывают ночью забравшихся в курятник ежей
потому что они еще хотят нести яйца
каждый день у трети людей каменеют руки
на их мраморных лбах проступают оспины мух
и сказал Булла: последними (в этой войне) умрут пекущие хлеб
и сказал Булла: чирикайте воробьями.
Свидетельство о публикации №119010903911
очень любил читать что бог послал
обожал искать везде скрытые смыслы
упущенные авторами на письме
бывало выхватит у ветра трамвайный талон
прочтёт на нём слово "воргорэлектротранс"
поймёт как надо тонко улыбнётся в небо
и свернёт на пути неисповедимые
Павел Бетач 10.01.2019 13:39 Заявить о нарушении
просьба понять что я выдохся (и пока в себя не пришёл) и до примитивности прост.
.
по февральским (возможным практикам) - эта тема интересна Павлу или это о чём?
.
с точки зрения данного текста (будь ужо практики) я бы его принял (понравился)
Психоделика Или Три Де Поэзия 10.01.2019 19:25 Заявить о нарушении
Павел Бетач 11.01.2019 02:15 Заявить о нарушении
Психоделика Или Три Де Поэзия 11.01.2019 09:55 Заявить о нарушении
А чтобы читатель по имени я был глубоко и всесторонне удовлетворён чужим стихотворением в позе верлибра, ему необходимо и достаточно быть мне симпатичным, сиречь - сопафосным. Типа, что у него все члены предложения должны работать согласованно, предполагается по умолчанию. Синтаксически несостоятельный текст я просто не дочитаю до второй ошибки. От простых предложений щедро сдобренных сантиментами мне скучно. От сложносочиненных сантиментов - хочется блевануть в лицо автору, чтоб не преуменьшал при мне свои фаберже.
В принципе, мне интересны все верлибры, кроме сентиментальных. Типа:
муха сидит на носу у любимого пса
я смотрю на них ласково
все живы
прекрасен мир божий
- скучный стишок. На той же абстрактной фактуре легко сложить совсем иную пафосную композицию.
***
муха сидит на носу у чисто белого бима
не дождался
***
муха сидит на носу у пса
неужели он тоже лама
***
муха села на нос
чувствую её ноги
каждую по отдельности
я чистый гений обоняния
хорошо что в детстве
купировали
хвост
Павел Бетач 11.01.2019 12:38 Заявить о нарушении
Павел Бетач 11.01.2019 12:42 Заявить о нарушении
он - пёс
у них никогда не будет детей
.
)
Психоделика Или Три Де Поэзия 11.01.2019 16:07 Заявить о нарушении
он пёс
она муха
их малышка тоже имеет право
на среднее образование
Павел Бетач 11.01.2019 19:24 Заявить о нарушении
***
не тот попал
не тебя бог дал
чур мои первыя глупыя думы
дики завидости чужи свои и товарищевы
не радуйся не играй кровь моя ретивое сердце
- это из фольклорной коллекции Русского Географического Общества издания 1902-1906. Я только пунктуацию заменил на строчную разбивку в строгом соответствии. Спроста можно как угодно изголяться в толковании этого верлибра. Что тут, как его ни определяй, типичный русский верлибр, полагаю, не усомнится ни один фанат жанра. Однако ж, без ключа эта штука не берётся, хоть всю стаю хрустальных сов мобилизуй. Это Восточно-Сибирской охотничий заговор на волка в капкане. Чуешь, Алексей, как смыслы разворачиваются и кроют беспоповской епитрахилью? Тебе интересно, как зовут автора этого шедевра? Мне нет, от слова совсем. Зато интересно, где бы ещё почитать восточно-сибирских охотничьих заговоров. И посочинять их мне тоже очень даже интересно. И... А вдруг, я тебе щас всё наврал про фолклорную коллекцию? Замерцали смыслики/оценочки? О тож. Криптопатетика, однако :)
Павел Бетач 12.01.2019 01:45 Заявить о нарушении
Павел Бетач 12.01.2019 02:24 Заявить о нарушении
конопатого корня чащу ищи-свищи
там тя утеши сазлык-комонь аминь
Павел Бетач 12.01.2019 02:55 Заявить о нарушении
пока не совсем понимаю как их представить в измененной компоновке (тезисно)
с практическим продолжением..
нужны примеры (не закрывающие а открывающие двери в верлибр)) да, да, путь к созиданию
Психоделика Или Три Де Поэзия 12.01.2019 11:48 Заявить о нарушении
Павел Бетач 13.01.2019 09:19 Заявить о нарушении
С одной стороны понимаю что хотел бы видеть в качестве результата, с другой стороны не чувствую баланса из-за этого не могу делать следующего шага (значит действительно в чем то скрыта ошибка)
к февральским практикам надо готовиться посерьезней
Психоделика Или Три Де Поэзия 13.01.2019 09:30 Заявить о нарушении
ВАРИАНТ ЭПИГРАФА К ФЕВРАЛЬСКИМ ПРАКТИКАМ
поэтристика это надстрочник стихотворения
превентивная вербализация структуры художественного смысла
обусловленная только авторской потребностью
в художественном высказывании на волнующую его тему
если тема высказывания не волнует автора
или высказывание не носит художественного характера
он может совершенно свободно отказаться
от творческой активности в направлении определённом выше
*
Ясно, к чему клоню или надо пояснять?
Павел Бетач 13.01.2019 09:43 Заявить о нарушении
маркируются по темам обозначенным в заголовках реплик
тему следует оформлять как фразу или словосочетание
свободные от условной маркировки тексты от практик отклоняются
Павел Бетач 13.01.2019 10:07 Заявить о нарушении
.
Например, я автор и заявляю тему: Эволюция тени (пока это меня сильно не обременяет/ не ограничивает) - в дальнейшем автор должен создать свой авторский цикл по этой теме – в результате практик появляется несколько авторских циклов. (?) - т.е. автор работает на самим собой заданную тему.
.
С точки зрения практик этого мало.
.
Январские показали примерно три подхода (понимания авторами верлибра) – мне было бы интересно, если бы авторы изначально не только оформили «превентивную вербализацию» но и указали – такая подсказка, состоящая из нескольких возможных пунктов, должна быть предложена – т.е. не только тема, но и форма подачи авторского материала.
.
Далее должны быть оформлены три задания практик – от простого к сложному.
.
Таким образом получается
.
1. Эволюция тени (превентивная вербализация структуры художественного смысла)
2. Темперация (форма подачи авторского материала)
И автор тремя этапами от простого к сложному реализует свой творческий порыв.
Скорее да чем нет
Психоделика Или Три Де Поэзия 13.01.2019 10:57 Заявить о нарушении
Авторские соображения по форме допущенного высказывания могут быть интересны, но как-то регламентировать это хозяйство я не вижу реальной возможности.
Павел Бетач 13.01.2019 11:08 Заявить о нарушении
Павел Бетач 13.01.2019 12:03 Заявить о нарушении
А если задействовать 4-х экспертов - как в шоу Голос (в первом отборочном туре)
.
т.е. первая часть - кастинг - свободное участие // заявка тем // свободное представление текстов
.
вторая часть - отборочный тур "голоса"
.
и третья - темы задают эксперты - участникам прошедшим (а не прошедшие формируют альтернативную/конкурентную площадку)
Психоделика Или Три Де Поэзия 13.01.2019 12:28 Заявить о нарушении
Павел Бетач 13.01.2019 18:20 Заявить о нарушении