Верлибр. Притча

.



Возможная тема для литературных практик ВЕРЛИБР-ПРИТЧА
(кому интересно, просьба маякнуть рецензией)

Время проведения с 11-го по 17-ое февраля 2019 года.

Фомин Алексей  http://www.stihi.ru/avtor/fox20&book=5#5




*** Домик лесника


и сказал Булла: говори со мной на одном языке и научишься понимать запах ночного снега

а еще
дверные засовы покрылись инеем

и к ним языковато прилипают то ли мысли, то ли пепел едва тлеющих в буржуйке березовых поленьев

белые, будто только что выкрашенные щеколды на окнах, еще совсем недавно казавшиеся насквозь проржавевшими от осенних дождей делают тоже самое что и дверные засовы

ловят

и взбунтовавшиеся тени, в своем желании свободы разорвавшиеся в клочья
и старую пыльную паутину, оторвавшуюся от стен под тяжестью собственного веса
и кашель, отодвинувший плиту воздуха от скрипучего темного пятна дивана и придвинувший ее к огню

ловят липким холодом все что еще прячет в себе самую малую толику тепла
выполняя наказ зимы, окружившей затерянный в своем одиночестве домик лесника

и сказал Булла: найди сотни отличий в нарисованных на стенах дверях... открытые... закрытые... они все одно не пропускают ни света, ни воздуха

и сказал Булла: зимой без снега еще холодней



*** Рыбацкая хижина


и сказал Булла: сеть пуста и ветер приносит запах травы в рыбацкую хижину

вечер ловит птицу
и пойманная начинает петь

тени туч ее слушают, уходя в глубину земли
ее слушают отражения туч уходя в глубину воды
морщины на лице рыбака
переставшие скрипеть уключины лодки
безымянные камни на берегу

птица ли поет из темноты

и сказал Булла: разотри в ладонях прибрежный песок и неси в свою хижину запах рыбы.



*** Дырявое ведро

и сказал Булла: возьми дырявое ведро, ссыпь в него прошедшие минуты, иди к реке и следом за тобой к реке придет ночь


а потом зима

и хочется помнить о детстве и надо думать о завтрашнем дне

белое полотенце
не закрываю кран
вода на лице высыхает сама за пару минут

ни мыслей, ни движения, ничего кроме отражения в зеркале
ничего кроме пыли и суеты даже в позе каменного истукана

потом крепкий кофе
бутерброд с маслом и сыром
включенный телевизор

промывающий грязным потоком с утра еще светлую голову

и сказал Булла: вот тебе страна, в которую ты не будешь верить, вот тебе дом, в котором ты не будешь жить, вот тебе женщина, с которой ты не будешь спать, вот тебе мудрость, с которой ты будешь казаться глупцом

и сказал Булла: там, где ребенок становится на цыпочки, взрослый должен встать на колени.



*** Тёмные пятна

и сказал Булла: только тот, кто стареет быстрее солнца видит темные пятна


стены всегда молчат
но ты проводишь по ним ладонью
ты чувствуешь их дрожь

и это начало того что может пойти не так


тени растут внутрь стен и прорастают снаружи

там, где идет снег
и можно дышать утром

воздухом, нарезаемым тонкими серыми ломтями
крошащемся засохшими краями света

воздухом невыносимого счастья жизни


и сказал Булла: пытаясь разгадать рисунок трещин на стене старого дома можно ослепнуть

и сказал Булла: умеющий видеть нарисованный в глубине альбомного листа снег блажен



*** Слово на «Л»

и сказал Булла: шелуха согревает пшеничное зерно в холодную ночь, но это всего лишь шелуха.

шуршащее слово на л
легкое ледяное лишнее левобережное

лодка под снегом похожа на лицо сытого людоеда
уснувшего литургическим сном у реки

липкий свет утра не будит ласковое прикосновение пальцев к губам
ломанное пространство комнаты от локтя к лодыжке подытоживает сквозняком
лживое и пустое
смотрит в окно на лодку под снегом, а видит чужое лицо еще вчера близкого человека лишая его жизни


и сказал Булла: много слов начинаются на одну букву, и любое слово начинается с первой

и сказал Булла: а была ли любовь между Адамом и Евой



*** Заколоченный дом


и сказал Булла: в заколоченном доме нет заведенных часов

ржавая бочка наклонена в сторону сада
вода еще не раз смоет опавшие листья яблонь с узкой дорожки

а пока ледяные руки мнут белую глину
мысли пытаются вылепить птиц
помнящих райские кущи

черновики

из них можно узнать о начале любви, но не о самой...

и сказал Булла: зимние птицы прилетают к дому пахнущему теплым хлебом
и сказал Булла: снег идет там, где его ждут



*** Царство теней


и сказал Булла: можно и в царстве теней построить лодку и доплыть на ней до самого яркого света


но пока еще свет остается личинкой
ноябрьские камни в мокрых серых плащах бродят по улицам старого города
останавливаясь у переходов в новые дни
начинают задыхаться, хрипеть, падать и биться в конвульсиях

бедные камни
им нечего вспомнить
чтобы отвлечься

им не во что верить

и сказал Булла: прогрызая своё нутро, на губах остается вкус прошлого. погружаясь в темноту, на губах остаётся вкус света. погасшая свеча ждёт поцелуя, после которого на губах должен остаться вкус мёда.

и сказал Булла: в том, что "должен" кроется самое страшное.


*** Связка ключей

и сказал Булла: уснувшему не нужен оставленный у изголовья стакан с водой, проснувшемуся не нужен приснившийся перед пробуждением снег.

связка с ключами
декабрьское небо так низко
что можно встретить Петра
играющим с первоклашками
в предрождественские снежки
в снежную крепость
в царя горы

пастухи и овцы вмерзают в сугробы
или это растерзанные снеговики
безрадостно улыбаются угольными глазами
пытаясь понять
что им ждать от этой игры

всё мелко и даже то, как идет снег
и даже то почему он идет

над ключами зимняя бабочка танцует с тенью Петра фокстрот

пока со словами творится нечто неладное и

в сугробы вмерзают ангелы, ломают крылья свои
о свет фонарей

что делать

проникновение света внутрь каждой снежинки

неумолимое, новорожденное Я

всё мелко
и даже спасение

ветра

почти нет

волхвы
в сущности, бродячие существа
в сквере напротив
у трижды за день отстроенной и разрушенной снежной стены
развели костер

и до этого отчетливо белые ветви стали отчетливо красными
и все что было до этого стало началом ночи
тенью связки ключей

и сказал Булла: древние знали, что только огню можно доверять свои черновики и только речной воде - свои мысли
и сказал Булла: не лгут только тени еще не названных предметов.



*** Пекущий хлеб

и сказал Булла: в войне за крошки всегда побеждает пекущий хлеб

неурожайный год
нашествие саранчи
дохлые мыши в амбарах

деревья дышат пылью
деревья еще дышат

но куры
склевывают ночью забравшихся в курятник ежей
потому что они еще хотят нести яйца


каждый день у трети людей каменеют руки
на их мраморных лбах проступают оспины мух

и сказал Булла: последними (в этой войне) умрут пекущие хлеб

и сказал Булла: чирикайте воробьями.


Рецензии
один исихаст кажется из францисканцев
очень любил читать что бог послал
обожал искать везде скрытые смыслы
упущенные авторами на письме
бывало выхватит у ветра трамвайный талон
прочтёт на нём слово "воргорэлектротранс"
поймёт как надо тонко улыбнётся в небо
и свернёт на пути неисповедимые

Павел Бетач   10.01.2019 13:39     Заявить о нарушении
) Па-ве-л-л-л (Савл) апостол язычников и криптопатетистов..
просьба понять что я выдохся (и пока в себя не пришёл) и до примитивности прост.
.
по февральским (возможным практикам) - эта тема интересна Павлу или это о чём?
.
с точки зрения данного текста (будь ужо практики) я бы его принял (понравился)

Психоделика Или Три Де Поэзия   10.01.2019 19:25   Заявить о нарушении
Алексей, чтобы всерьёз поднимать религиозную тему на странице пси в контексте верлибра мне необходимо несколько скорректировать свой публичный образ. Любимая маска черноротого тролля тут категорически не в кассу. Под итоговой подборкой я разместил довольно объемный криптопафосный верлибр, по реакции на который здешней публики или отсутствию таковой я смогу понять, соответствуют ли мои интересы по теме потенциальным запросам целевой аудитории. Так что, пока ничего обещать не стану. Просматривая художественную составляющую практик, я большей частью скучал :(

Павел Бетач   11.01.2019 02:15   Заявить о нарушении
"объемный криптопафосный верлибр" - скорее всего сформирую еще один пост по критике (постпрактик) - в субботу/воскресенье еще раз на все взгляну свежим взглядом.

Психоделика Или Три Де Поэзия   11.01.2019 09:55   Заявить о нарушении
Чтобы поднять уровень верлибра, надо заткнуть ему слив. Глубоко я изрёк, да, Алексей?)

А чтобы читатель по имени я был глубоко и всесторонне удовлетворён чужим стихотворением в позе верлибра, ему необходимо и достаточно быть мне симпатичным, сиречь - сопафосным. Типа, что у него все члены предложения должны работать согласованно, предполагается по умолчанию. Синтаксически несостоятельный текст я просто не дочитаю до второй ошибки. От простых предложений щедро сдобренных сантиментами мне скучно. От сложносочиненных сантиментов - хочется блевануть в лицо автору, чтоб не преуменьшал при мне свои фаберже.

В принципе, мне интересны все верлибры, кроме сентиментальных. Типа:

муха сидит на носу у любимого пса
я смотрю на них ласково
все живы
прекрасен мир божий

- скучный стишок. На той же абстрактной фактуре легко сложить совсем иную пафосную композицию.

***
муха сидит на носу у чисто белого бима
не дождался

***
муха сидит на носу у пса
неужели он тоже лама

***
муха села на нос
чувствую её ноги
каждую по отдельности
я чистый гений обоняния
хорошо что в детстве
купировали
хвост

Павел Бетач   11.01.2019 12:38   Заявить о нарушении
Однако, есть у меня подозрение, что три из четырёх приведённых примеров почтенные представители сообщества к верлибрам не причтут.

Павел Бетач   11.01.2019 12:42   Заявить о нарушении
Глубины не хватит :)

Павел Бетач   11.01.2019 12:42   Заявить о нарушении
она - муха
он - пёс
у них никогда не будет детей
.
)

Психоделика Или Три Де Поэзия   11.01.2019 16:07   Заявить о нарушении
Алексей, ты архаично сказал, дух времени проигнорировал. Пиндосы ещё в начале девяностых прошлого века скрестили козу с пауком. Приделали чёрной козочке ген паутинной железы крестовика. В итоге, её молоко, скиснув превращалось в паутину, из которой сделали супершёлк, сшили платье и нарядили Наоми на одном из модных показов, было шикарно. Так что с поправкой на дух времени...

он пёс
она муха
их малышка тоже имеет право
на среднее образование

Павел Бетач   11.01.2019 19:24   Заявить о нарушении
Алексей, как по мне, нюансировка неопределённой формы - каковой позиционируется и, фактически, является русский верлибр - это классическая задача по истолчению воды в ступе. Но! Лично меня реально дисциплинирует ограничение на пунктуацию. Запрет на препинаки укрепляет синтаксическую ответственность. Кстати, именно синтаксические средства надёжнее прочих обеспечивают структурную целостность верлибра. При слабых синтаксических связях, ту же целостность может обеспечить тексту заголовок. Например:

***
не тот попал
не тебя бог дал
чур мои первыя глупыя думы
дики завидости чужи свои и товарищевы
не радуйся не играй кровь моя ретивое сердце

- это из фольклорной коллекции Русского Географического Общества издания 1902-1906. Я только пунктуацию заменил на строчную разбивку в строгом соответствии. Спроста можно как угодно изголяться в толковании этого верлибра. Что тут, как его ни определяй, типичный русский верлибр, полагаю, не усомнится ни один фанат жанра. Однако ж, без ключа эта штука не берётся, хоть всю стаю хрустальных сов мобилизуй. Это Восточно-Сибирской охотничий заговор на волка в капкане. Чуешь, Алексей, как смыслы разворачиваются и кроют беспоповской епитрахилью? Тебе интересно, как зовут автора этого шедевра? Мне нет, от слова совсем. Зато интересно, где бы ещё почитать восточно-сибирских охотничьих заговоров. И посочинять их мне тоже очень даже интересно. И... А вдруг, я тебе щас всё наврал про фолклорную коллекцию? Замерцали смыслики/оценочки? О тож. Криптопатетика, однако :)

Павел Бетач   12.01.2019 01:45   Заявить о нарушении
Кстати, уральские охотничьи заговоры в той же коллекции какие-то левые. Походу, их хитрожопая татарская бабка студентам за два алтына нашептала от ветру головы своея.

Павел Бетач   12.01.2019 02:24   Заявить о нарушении
егорьева колена рысячий зверь
конопатого корня чащу ищи-свищи
там тя утеши сазлык-комонь аминь

Павел Бетач   12.01.2019 02:55   Заявить о нарушении
в последних рецензиях есть несколько интересных мыслей,
пока не совсем понимаю как их представить в измененной компоновке (тезисно)
с практическим продолжением..
нужны примеры (не закрывающие а открывающие двери в верлибр)) да, да, путь к созиданию

Психоделика Или Три Де Поэзия   12.01.2019 11:48   Заявить о нарушении
Алексей, путь к созданию в аморфном формате начинается с признания его аморфности. По форме верлибр - никаков, но даже это его свойство в действительности не определено, не действительно, не действенно, то бишь, не годится в качестве пространства задач. Любая стабильная структура дискредитирует аморфность верлибра. Работа в группе под маркой верлибра неизбежно будет сопровождаться бесплодным раздуванием щёк в ущерб творческой активности прочих органоидов. Если хотим творческого взаимодействия в направлении некристаллической организации поэтического текста, целесообразно точно определить эксклюзивную зону активности, где правила диктуют только участники процесса друг другу в режиме согласования. Начать предлагаю с названия, с марки, для которой согласуются параметры годной работы. Сейчас сформулирую предложение.

Павел Бетач   13.01.2019 09:19   Заявить о нарушении
Спасибо, поможешь.
С одной стороны понимаю что хотел бы видеть в качестве результата, с другой стороны не чувствую баланса из-за этого не могу делать следующего шага (значит действительно в чем то скрыта ошибка)
к февральским практикам надо готовиться посерьезней

Психоделика Или Три Де Поэзия   13.01.2019 09:30   Заявить о нарушении
Предлагаю для начала энэлпишное заклинание. Это, по сути, довольно плотный входной фильтр. Он же - воронка, аккумулирующая творческую мотивацию.

ВАРИАНТ ЭПИГРАФА К ФЕВРАЛЬСКИМ ПРАКТИКАМ

поэтристика это надстрочник стихотворения
превентивная вербализация структуры художественного смысла
обусловленная только авторской потребностью
в художественном высказывании на волнующую его тему

если тема высказывания не волнует автора
или высказывание не носит художественного характера
он может совершенно свободно отказаться
от творческой активности в направлении определённом выше

*
Ясно, к чему клоню или надо пояснять?

Павел Бетач   13.01.2019 09:43   Заявить о нарушении
авторские работы выполненные в жанре февральских практик
маркируются по темам обозначенным в заголовках реплик
тему следует оформлять как фразу или словосочетание
свободные от условной маркировки тексты от практик отклоняются

Павел Бетач   13.01.2019 10:07   Заявить о нарушении
Давай пошагово (посмотрим, что может получиться)
.
Например, я автор и заявляю тему: Эволюция тени (пока это меня сильно не обременяет/ не ограничивает) - в дальнейшем автор должен создать свой авторский цикл по этой теме – в результате практик появляется несколько авторских циклов. (?) - т.е. автор работает на самим собой заданную тему.
.
С точки зрения практик этого мало.
.
Январские показали примерно три подхода (понимания авторами верлибра) – мне было бы интересно, если бы авторы изначально не только оформили «превентивную вербализацию» но и указали – такая подсказка, состоящая из нескольких возможных пунктов, должна быть предложена – т.е. не только тема, но и форма подачи авторского материала.
.
Далее должны быть оформлены три задания практик – от простого к сложному.
.
Таким образом получается
.
1. Эволюция тени (превентивная вербализация структуры художественного смысла)
2. Темперация (форма подачи авторского материала)
И автор тремя этапами от простого к сложному реализует свой творческий порыв.

Скорее да чем нет

Психоделика Или Три Де Поэзия   13.01.2019 10:57   Заявить о нарушении
К работе по заявленной теме в ленте заявки могут присоединяться те участники, кого она тоже волнует. Кого-то штырит эволюция тени, кого-то охотничьи заклинания, кого-то сексуальные девиации или анатомия молитвы. Мне лично интересно посмотреть, как авторы обзовут то, что их действительно волнует до такой степени, что они готовы топить за тему своими кровными чистовиками.

Авторские соображения по форме допущенного высказывания могут быть интересны, но как-то регламентировать это хозяйство я не вижу реальной возможности.

Павел Бетач   13.01.2019 11:08   Заявить о нарушении
В результате практик желательнопо иметь несколько не авторских, но тематических циклов в жанре поэтристики. А потом спросить у какого-нибудь апостола верлибра, в какой из тематических категорий он диагностирует больше свободных стихов.

Павел Бетач   13.01.2019 12:03   Заявить о нарушении
Тоже вариант..
А если задействовать 4-х экспертов - как в шоу Голос (в первом отборочном туре)
.
т.е. первая часть - кастинг - свободное участие // заявка тем // свободное представление текстов
.
вторая часть - отборочный тур "голоса"
.
и третья - темы задают эксперты - участникам прошедшим (а не прошедшие формируют альтернативную/конкурентную площадку)

Психоделика Или Три Де Поэзия   13.01.2019 12:28   Заявить о нарушении
В первом туре, свободная заявка на темы. Во второй проходят тематические ленты, на которых больше форматных реплик, то бишь наиболее волнующие участников практик. Для перепоста на странице пси ко второму туру ленты модерируются, вычищается весь неформат, то бишь, нехудожественные и неволнующие реплики. Получаем несколько тематических сборников. Под этими публикациями проходит второй тур с какой-то спецзадачей. Например, преобразование тематического сборника в целостный поэтристический текст. Каждый участник в авторской рецензии работает со сборником, как с собственным черновиком, все желающие своими замечаниями по ходу помогают автору корневой рецензии. Или мешают :) В итоге второго тура получаем одну публикацию с несколькими длинными текстами на наиболее волнующие темы. И вот это уже есть смысл предложить вниманию нескольких экспертов.

Павел Бетач   13.01.2019 18:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.