Стихотворение месяца 70 - Обзор Андрея Данкеева
С Рождеством Христовым!
Всем здоровья (что это такое, знают все) и вдохновения (что это такое, не знает никто).
Хотелось бы и обзором хотя бы кого-то из авторов порадовать, но... тортик выше, хина ниже(((
Увы, ни одно из стихотворений подборки не задело за душу... где-то, как-то, чуть-чуть, тронули, да и то кратковременно, 9, 10, 11, 18.
По поводу пунктуации – хочется ненормативной лексикой, жаль, нельзя здесь – потому без мата и не грубо, но буду ругаться. Ссылки на опечатки не понимаю и не принимаю: стихи готовились на конкурс, значит, авторы должны проверить грамматику! Не говоря уже о том, что просто недопустимо пишущему человеку быть неграмотным. Плохо учились в школе? Уже всё забыли? Есть учебники, курсы, корректоры, наконец!
Но не верьте подсказкам компьютерных текстовых редакторов по части пунктуации – эти подсказки часто и густо лепят запятые куда не нужно.
Почему рецензенту приходится выполнять корректорскую работу?!
Тексты с ненужными запятыми, так же как и тексты, где нет нужных, просто трудно читать. В этой подборке таковых – ура-ура – не так много:
авторский вариант грамотная пунктуация
ст. 3: не меньше белого света // Если... не меньше белого света, // Если
ст. 5: где я, впервые где я впервые
ст. 8: пусть потом разбираются что ли пусть потом разбираются, что ли,
там же: кто знают как лучше и как кто знает, как лучше, и как
там же: Для того чтоб напиться Для того, чтоб напиться
там же: и кричал бы на них непохожий и кричал бы, на них непохожий,
ст. 9: и бывает воет и, бывает, воет
ст. 12: Грустя порой что с теми Грустя порой, что с теми
ст. 13: как в овощном как в овощном,
ст. 14: аж, пригнулся аж пригнулся
ст. 15: молодёжь, нынче, сплошные... молодёжь нынче (–) сплошные...
ст. 16: Народ молчит, (ну, восемь без пяти)похоже спит
Народ молчит (ну, восемь без пяти), похоже, спит
там же: Как-будто Как будто
там же: в глазах, мне улыбнувшейся в глазах мне улыбнувшейся
ст. 18: Ну что же Ну что же,
ст. 19: А, что «Свободен» А что «Свободен»
1. "ни стежка, ни складки, ни пылинки"
ни стежка, ни складки, ни пылинки
в небе ясном, – голубой хрусталь.
ухожу извилистой тропинкой... – ухожу – настоящее время,
ты давно отстал. – отстал – прошедшее... к тому же, отстал-то д а в н о... а ухожу – сейчас.
я не обернусь... пройду до края,
где под снегом спит еще весна,
и покорно осень умирает,
как всегда судьбе своей верна.
Весна спит и осень умирает именно на краю тропинки?! Только там?!
ну а если вдруг меня нагонишь –
слов не надо, – вылетят – ищи. – так что же – не надо слов или искать их?!
просто урони в мои ладони
всё тепло загадочной души.
В стихотворении нет н о р м а л ь н о й логики... зато есть «ненормальная» – то есть лирическая. При том чисто женская. Для меня как читателя – голубой хрусталь. Я с н о с т ь, заданная первой строкой. Не в смысле простоты, а как, например, о погоде говорится: ясно. А душа – две души! – загадочные у обоих героев стихотворения...
5-4
*****
2. "Встреча зимы"
Гасит свет фонарей заблудившийся мрак.
Он сюда неизвестно откуда пришёл.
И теперь всё у нас будет именно так. – так – это как?!
Это так – не скажу, что для нас хорошо.
Океан перед домом хотелось бы мне.
Или море, чтоб волны стучались в окно.
Но сейчас ничего там хорошего нет.
И плохого пока. Потому что темно.
Ночь люблю, когда звёзды с луной на виду.
Хорошо в это время стихи сочинять.
Было так, не припомню в котором году, – снова так! да как же?!
И гадаю, когда повторится опять.
Первый снег ветер северный бросил в лицо.
Он колюч и когтист, удовольствия – ноль.
Но смеётся зима и хрустит леденцом,
И готовит премьеру – жестокий гиньоль*.
Закрываю глаза – всё равно темнота –
И картинки смотрю, что транслирует мозг:
Море, горы и зелень... Зимы – ни следа.
Открываю – зима занимает свой пост.
Мне бороться бессмысленно. Так повелось,
Временам уготован свой срок и черёд.
Здесь давно я прописан, зима – только гость,
Что моё настроенье в аренду берёт.
Будет всё: и пурга, и холодный рассвет,
Но и солнце – не часто – блеснёт на снегу.
Бог с тобою, зима. Заходи в кабинет.
Надо выпить, иначе уснуть не смогу.
«...И теперь всё у нас будет именно так» – так – это как?!
«...Это так – не скажу, что для НАС хорошо» – неоправданный повтор «так»
«Океан перед домом хотелось бы МНЕ...» – во второй строке – «у нас»,
далее «мы» куда-то исчезает – весь текст от первого лица – одного-единственного ЛГ...
«...Было так, не припомню в котором году» – ещё один повтор... всё- таки, так – это как?!
Первое впечатление после прочтения – надо выпить... второе впечатление – надо повторить! (выпивку, а не прочтение)... но главное – стихотворению не удалось «взять в аренду» моё настроение.
Какое отношение имеет к тексту «гиньоль»? Зима готовила этот «гиньоль», готовила... почему же до постановки не довела?
Много написано, мало сказано.
4-2
*****
3. "Звёздочка"
Время не может вылечить горе. – это известно с доисторических времён
Горечь утраты давит на грудь.
Память кинжал свой, с разумом споря,
В сердце поглубже хочет воткнуть.
Душу заштопать трудно заплаткой. – заплаткой не штопают, а латают.
Капля за каплей падает кровь. –
С огненным шаром в левой лопатке – огненный шар – это, по-видимому, сердце. Что оно находится в левой лопатке – это новости анатомии!
Сладить способна только любовь. – ну как же без «кровь – любовь»!
В мире не меньше белого света
Если погасла где-то звезда,
Но для кого-то звёздочка эта
На небосклоне будет всегда.
шаблонное начало, «кровь – любовь»...
по смыслу драматично, но вторая строфа превращает драму в фарс.
3-2
*****
4. "История фотоаппарата"
Да... не лёгкий для творчества выдался год -
Сорок первый... и сразу к военным.
Может, кадр роковой в объектив попадёт,
Повседневное станет нетленным...
Перед боем заснял я бесстрашный отряд,
Отработав все кадры на плёнке.
За Ростов, за Союз! Тех ребят и девчат
В невоенной простой одежонке.
Им бы землю пахать, планы в жизнь воплощать,
А не рыть для защиты окопы!
К рубежам призвала смертным Родина – Мать, – инверсия
Удержать неприятеля чтобы...
Находиться в стрелковой ячейке в тот день
С командиром мне было за счастье.
Политрук - строг по нраву, суровый кремень,
Сохранил облик мой от напасти... – только «облик»?!
И укрыл, и сберёг, чтобы я показал
Поколеньям, как выглядит воин,
Как заград наш отряд в облаках (?) исчезал, – очень плохая инверсия
Что под стать лишь былинным героям...
И был гром и был свист... Время жизни ребят – читается «ибылгром...»
Уложилось в скупые минуты.
С головой погрузились в немыслимый ад,
Пополняя войны атрибуты.
Замолчал пулемёт... халкинголки* броня
Пулей встречной навылет прошита.
Комиссар принял бой за себя и меня,
Жертвой став рокового гамбита.
Пусть нас время покроет холодной землёй,
Сохранить в прочных стенках сумею
Плёнку Kodak, в чём я не уверен порой...
Жаль... Капризы природы сильнее.
***
Эпилог.
Наконец-то отрыли меня –
Аппарат с дивным именем Leica!
Снимок крайний смогли проявить, погодя...
Так судьба пошутила, злодейка.
Вновь живые на фото ребята стоят
В невоенной
простой
одежонке,
Держат за руки скромно красивых девчат,
Счастья миг
подарив
фотоплёнке...
Длинно и скучно, с трудом дочитал до конца.
Инверсии, приблизительные рифмы, слабая концовка, динамики нет, плохое звучание...
2-2
*****
5. "...И в руку сон"
Мне снятся дом и сад в краю зелёном,
твои глаза, свидание под клёном,
и тишина – густая, как туман,
где я, впервые без вина был пьян,
в девчонку кареглазую влюблённый.
Там радуга-дуга с глубоким смыслом
сияла семицветным коромыслом.
...И в руку сон! Не потому ль живу
с тобой одной во сне и наяву
любовью самой пламенной, лучистой. – где рифма к слову «лучистой» ?
Не потому ли я парю над тризной,
листая не спеша страницы жизни,
встречаю зорьку, розовый рассвет
и радуюсь: счастливее нас нет!
– Живите долго! – говорит Всевышний. – рифма к слову «Всевышний»?
Зелёном – клёном – влюблённый... радуга-дуга... – семицветное коромысло... тризной – жизни... шаблонно с начала до конца. Разве что в семейный альбом...
По смыслу, глагол в первой строке должен быть в прошедшем времени: «снился».
Со Всевышним я, конечно, согласен, жить лиргероям долго и счастливо!
А за стихи 2-1.
*****
6. "Ипподром"
Ударил гонг. Всё вихрем понеслось.
Жокей, малыш по прозвищу "Носатый",
настёгивал лошадку таровато,
при том косил глазами воровато:
шёл впереди, чтобы отстать "на нос".
Ударил гонг. С последним звуком гонга
всё завершилось вроде бы О'кей.
Кто выиграл, те радовались громко.
От проигравших прятался жокей,
как в стоге сена прячется иголка.
Не так ли жизнь? Изнанка ипподрома,
конюшня, пот, жокей, свистящий кнут...
Что из того, что есть "Носатый" плут?
Зато красиво лошади бегут,
и сердце бьётся, что раскаты грома. – не лучше ли – к а к раскаты грома?
Увы, я далёк от какого-либо понятия о скачках. Поэтому не могу оценить художественные достоинства / недостатки стихотворения. Если бы стихи заставили сердце «биться, что раскаты грома» – тогда никакие «понятия о скачках» мне бы не понадобились. Но нет, не забилось сердце!
Рифмы во второй строфе вроде бы и не совсем рифмы.
А лошади красиво бегут не только на ипподроме.
4 – без оценки... или – по-среднему – 3...
скрипя пером: оценки 4-3
*****
7. "Нас опять распяли"
Нас опять распяли.
На тротуарах, на окнах, на стенах.
Наша память скользит по венам,
Бесконечно и всенепременно.
Маленькие дети плачут,
Старики глядят уныло.
Нас опять распяли,
С божественной силой. – ??????! как это?!
Вокруг пророки,
Вершители судеб,
Экстрасенсы.
Кто это? Люди, не люди?
Говорят о своём,
А думают о злате.
Нас опять распяли,
В заброшенной Богом палате.
И ведь никто не скажет, хватит.
Политики, бизнесмены,
Артисты, банкиры.
А на самом деле интриганы, шуты,
Конвоиры.
Яркие платья, пустые глаза,
Кукуруза в салате, водка, нарзан.
Нас опять распяли,
Слов не осталось.
Может быть самая малость,
Самая малость? Чуток.
Смотрите, сквозь память пробился цветок,
Маленький, тонкий,
Но такой красивый,
Есть ещё силы.
Я знаю, есть ещё силы...
На тротуарах, на окнах, на стенах, в заброшенной палате – везде распятые... мы. Не слишком ли? Слово «распятие» всё-таки – в христианском мире – ассоциируется однозначно с распятием Христа. «Мы» какое к этому имеем отношение?
Кроме того, применение образа распятия к нашему настоящему – в художественной литературе приём далеко не новый...
4-3 (тройка – за оптимизм: начало за упокой, концовка за здравие)
*****
8. "Комариное поле"
1.
Привести в беспорядок дела,
удалиться, в чём мать родила:
пусть потом разбираются что ли
те, кто знают как лучше и как
с наших зевсом забытых итак
уплывать в комариное поле,
где ни страха, ни зла до поры,
только злые снуют комары
и пищат. Для того чтоб напиться
не хватает им крови, и мгла,
как лукавая чья-то молва,
затеняет их узкие лица.
Я бы плыл к незнакомым мирам,
возвещая, что мир комарам,
и кричал бы на них непохожий
о добре, о любви, о делах,
что остались, – и видимый прах
отряхал бы в невидимость вхожий. – ?????
2.
Увеличить в хрусталике вид,
а внутри – не зудит, не болит,
как на пляже в каком-нибудь суссе,
поводя комариным зрачком,
в комариные дали влеком,
наблюдать, как над полем несусь я.
Для души растаможка – пустяк:
как частично приспущенный стяг
позволяет отмерить живущим,
что до вечности пара шагов,
так и ей, выходя из оков,
не ломиться в геенны и кущи.
Не фантом, а набросок, эскиз —
комариное поле, и вниз
с эмпирея срываюсь в него я.
Ни угла, ни шатра, ни норы —
только злые снуют комары
и мешают постигнуть иное.
Не знаю, как насчёт постижения «иного», для меня постижению этого стихотворения помешали «узкие лица» комаров. Мешали постижению и неоднократные нарушения пунктуации. Смутило отсутствие «зла» там, где «злые снуют комары».
Технических недостатков не нашёл, впрочем, не очень-то искал – сосредоточился на «постижении»...
5-2
*****
9. "Помню"
Я всё время помню о тебе.
Это больно и бывает воет
Чайник, закипая на плите,
Будто потерявший веру воин.
И никто не слышит: ни сосед,
Ни луна в серебряных хоромах,
Потому что громко - как во сне, – ????? и никто не слышит?!
Потому что горько - словно в коме. – а в коме горько?!
Сломанной пружиной у окна
Тень моя под звёздною лианой.
Ничего не жду. Лишь взгляд со дна
Сердца по-солдатски оловянен.
Ни к чему пытаться обнулить
Прошлое, как сбой в душе осенний.
Я не перестал тебя любить,
Перестал хотеть любить сильнее.
Любить – обнулить... если никак не обойтись без глагольной рифмы, так хотя бы не в концовке!!! Звёздная лиана – не могу представить. Но хороши – по-солдатски оловянный взгляд (аллюзия на оловянного солдатика?) и концовка! К такой концовке подводку бы соответствующую...
3-3 (на «художественную» тройку вытянула концовка!)
*****
10. "Целящийся ловко"
Целящийся ловко,
Прущий напрямик.
Мать моя - винтовка,
Батя - дробовик.
Сам себе - оружье.
Сплюнь через плечо.
Я за мир, за дружбу,
А за что ж еще?
Смирно! То есть - вольно!
Отдыхай, не стой!
Где-то гладкоствольный,
Как-то нарезной.
Разряжаться сладко,
Заряжать легко.
Целился в десятку,
Выбил молоко.
На мгновенье сполох,
Темнота вовек.
Отсыревший порох,
Лишний человек.
Птицей, сбитой дроном,
Теплится душа.
Гильзы от патронов
На траве лежат.
За пригорком вечность
Карабин несет.
Никаких осечек,
Выстрелит - и все.
И стихотворение должно было «выстрелить». Это – в меня – не выстрелило. Но и недостатков серьёзных не обнаружено.
И вот это очень мне по душе – от имени оружия: «Я за мир, за дружбу,
А за что ж еще?» Злободневно всегда!
5-4
*****
11. "Стёклышки"
Встретились на краюшке земли краюшек? есть такое слово? не
краешек? я с первого раза прочитал «на краЮшке»,
с ударением на «ю»...
Паренёк и девушка-краса,
Там любовь к друг дружке обрели, – здесь, наверное, точка нужна.
Танцевали звёзды в небесах. запятая подразумевает синтаксическую связь третьей и четвёртой строк, а такой связи нет.
Но судьба злодейкою была,
Развела по разным полюсам:
Девушка в степном краю жила,
А парнишку - к морю, к рыбакам. – снова что-то не так с синтаксисом...
Белый голубь поспешил с письмом,
Весточку парнишка передал:
Стеклышко и пару строк о том,
Что любовь пронзила навсегда.
"Голубое стёклышко возьми,
Степь свою осматривай в него,
Так увидишь море и мой мир,
Как волнует ветер царство волн".
Поспешил крылатый к пареньку,
Для влюблённых в мире нет преград,
И принёс к морскому бережку,
Что и там любовь к нему хранят.
"В стёклышко зелёное взгляни,
На просторы синих волн морских,
Так на степь похожие они,
Словно ветер клонит стебельки".
...Пробегут разлуки той года, – «той» – ритмическая затычка
Верю, вновь судьба соединит,
Ведь когда любовь и навсегда,
В жизни самый сильный то магнит. – «то» – ритмическая затычка
О «стёклышках» – понравилось! И в целом светло и легко, но местами как-то синтаксически криво... концовка стандартная и весьма вялая.
4-3
*****
12. "Вспоминая ушедших..."
С теченьем лет не молодеют люди,
От возраста, увы, спасения нет. – спасенья, иначе ритм сбивается
Зато мы молодыми помнить будем
Тех, кто покинул нас в расцвете лет.
Загадывая в роковом пасьянсе,
Кому-то - жуть, кому-то - благодать,
Судьба не предоставила им шанса
Живыми рядом с нами вдаль шагать.
Но мы их помним, сравниваем с ними
Живых, с кем нам сегодня по пути,
Грустя порой что с теми - неживыми -
Не можем рядом мы сейчас идти.
Но это - временно. Ведь я же вижу,
Как времени жестокосерден бег.
Снаряды разрываются всё ближе, – какие снаряды???!!!
И всё короче будущий наш век.
Поэтому, как мы б ни уставали,
Не будем рвать святую жизни нить
И, помня тех, кого уже нет с нами,
Для наших близких будем долго жить.
Тяжело читается, и вовсе не из-за тематики – тяжело, грубо сделано. Во второй строке сбой ритма, в концовке ассонансная рифма не звучит, да и в целом звука нет.
И прямолинейно, как... некролог. Но даже некролог можно написать не так «в лоб».
Это ведь не для газеты и не для надгробия писалось!
3-2
*****
13. "Чупа"
Она родила его и – в детдом.
Избавиться – будто котят в ведро.
Техничка упрашивать... Прёт горой...
А что, коли бросили с животом?
Решила, отмучаюсь – буду жить.
Росла я – и этот не пропадёт,
Получит казённых харчей-щедрот,
Не то пустоцветы берут чужих...
В палатке работала и в кафе.
Не сахар, но больше и мест-то нет.
Уехать! И фирменных сигарет!
Всё колко, как плед на чужой софе.
Меж делом успела ещё троих
Родить... И понятно, куда девать.
Пиши на отказ – и в своих правах.
Пускай государство тягает их.
Оставила пятого, как на грех,
Мальчишку... Хоть этот – да будет мой.
Сожитель бухал, козырял тюрьмой.
Вполне по-семейному, как у всех.
В дворовую школу пошёл малец.
Метелили старшие до соплей:
Не хочет, поганец, вишь, нюхать клей.
Да вроде одумался, наконец.
Старалась подбросить его сестре.
Ведь сладу с ним нет!.. А еще деньжат
Занять или выяснить, где лежат –
На каждого думай в любом дворе.
А кто по-другому теперь живёт?
В столицах какие-нибудь прыщи.
В окрестных сугробах поди сыщи
По жизни не взятого в оборот.
К этапу готовился старший сын...
Но прошлое прожито, прощено.
Судьба все хамила, как в овощном
И гирьками плюхала о весы.
3 – потому что длинно. По теме – должно бы зацепить, и крепко – а не
зацепило...
1 – потому что проза, притом скучная.
*****
14. "Ночное возвращение"
Подзадержался в верховьях – хариус бешено шёл.
Но возвращаться в становье затемно – не хорошо.
Здесь не грозит заблудиться – звёздами светит Юрман*.
Сзади глаза хищной птицы сверлят затылок – обман?
Стоило лишь обернуться: близко, бесшумно скользя,
Парочка лун, аж, пригнулся – Что, испугаться нельзя?
Клацнула клювом пичуга, но я мышей не припас, – читается «ноя»
И зарядил с перепугу удочкой прямо меж глаз.
Ладно, что совы пугают на крутоярном лугу.
Ишь, возмущается – знаю, только я ржу не могу!
Дальше идти не до смеха – встал на пути тёмный лес.
Есть в нём тропинка – утеха, но не попутал бы бес.
Тропку, почти что на ощупь... Не потерять. Не спешу.
Лишь пересечь эту рощу – выйду как раз к становью. – рифмы нет!
Но за спиной слышен шорох, дождь из чешуек коры –
С детства знакомый мне ворог, и пострашнее совы.
Чую: лесная котяра вслед по деревьям идёт.
Прыгнет на спину на шару и загрызёт… Идиот –
Я же, как будто скотина, молча тихонько бреду.
Хоть безголосый детина, песню сейчас заведу –
Рысь напугал не по детски, да и не только её:
Рядом глухарь вспорхнул дерзко. Жаль, что в руках не ружьё.
– глухарь вспорхнул дерзко – тяжело читается
И у становища: "Слышал этот заоблачный вой?"
– Главное, ‘из лесу вышел, а НЛО... - бог с тобой!
Описательное стихотворение, так же как 13 и 16, – но отличается от них тем, что здесь описание ж и в о е!
4-4
*****
15. "Пошёл завтракать, возьми фонарик"
На диванчике сапропелевом развалясь,
Закусывая прелыми водорослями,
Булькали язь и карась,
Что молодёжь, нынче, сплошные олухи –
Без царя в головах!
Пузырили надводные слухи,
Что вслед за пчёлами сдохнут мухи!
Закимарили, не понять – на губах улыбки.
Сонно... озёрная рябь...
Время полудень.
Оводы в ожидании жертвы.
Спелые камыши пускают кораблики
И подгоняют забористый ветер;
Никого ещё не съели,
Да побежала луна фонариками света.
Хоть убейте, не могу я это комментировать как рецензент, как редактор или критик... только как читатель.
А как читателю мне от представленной картины ни холодно, ни жарко.
Разве что предположительно:
Заголовок вроде бы должен обращаться к читателю? Ну допустим, читатель на рыбалке. В такое время года, когда уже пора завтракать, а ещё темно. Ладно, возьму фонарик. И что? Язь и карась завтракают, на мои приманки внимания не обращают, да ещё и философствуют!
Давно пора их в уху – и съесть!
Но тут луна вмешалась. Взяла да и «побежала фонариками света».
...и я никак не могу отделаться от ощущения, что оводы дождались-таки жертвы, и эта жертва – читатель, то есть я... при том сам я – остался без завтрака.
Ну за что?!
4-2
*****
16. "Ты поняла?"
Зима. Трамваю холодно ползти.
Кондуктор объявляет остановки.
Народ молчит, (ну, восемь без пяти)
похоже спит с привычною сноровкой.
Впускает дверь ватагу пацанов - – «впускаеТ Дверь» – звук теряется
вагон взорвал галдёж бесперебойный.
Орут девчонке, плачущей в окно.
Слова наотмашь бьют. Ей очень больно.
"Смотри - косая! Гляньте на очки!
Еще и сопли тихо утирает!" -
мальчишка, приосанившись, кричит.
Дружки смеются в тишину трамвая...
Как-будто пусто... Люди все молчат. – как будто
Кондуктор чинно в пол лицо уткнула...
"А ты - жирдяй! Конкретно толстоват!
Твой зад огромный выдержат два стула?"- выдержаТ Два... звук!!!
вот не смогла сегодня промолчать.
Я усмехнулась мелкому подонку.
И радостный огонь затмил печаль
в глазах, мне улыбнувшейся девчонки.
"Ты поняла, как надо говорить?"
Она кивнула. А крутой мальчишка
друзьям шептал: "Не толстый я - смотри!
Чуть-чуть в боках! Но это не излишки!"
Толпа товарищей на выход поползла. – сбой ритма (толпа ребят, толпа друзей...)
В наполненном вагоне снова тихо.
Наверно, невозможно мимо зла
пройти спокойно...
Хоть я и трусиха.
Морально-нравственный монолог, стихи Э. Асадова напоминает.
См. комментарий к ст. 13. оценки такие же –
3-1
*****
17. "Рождение цвета"
"Забудь, что рано умирает ночь", –
младенец-день рассветными цветами
(зорничный "ах!"),
луне наперекор, гасил созвездия. – (а луна что, возражала?!)
Петух, слегка картавя, сипел " ку-ка" и долгое "е...ку...".
Светило выше... выше и текло тепло по инею в росу.
"Кому налить?" – подросток светлоокий (ярче красок)
плескал в заоблачную тишину янтарное вино.
Несушки на току клевали прелое зерно забавно, шумно!
День старел и космы седины подкрасил охрой предзакатной.
Громко воробьи делили побуревшую солому...
В лоно
растущих сил прыщавый месяц кинул семя звёздной вышины.
Пригрел иголку ветер в шапке разлохмаченного сена.
Укутанный покоем-темнотой в прозрачный саван,
слёг старик (потухшие глаза).
Полночный дождь, заботы остудив, отпел его неспешно градом.
...спящий мир.
Взрослела смерть, рождая жизнь весенними шагами.
Яйцо разбил, зардевшись, горизонт.
Желтинка-петушок, сомлев от цвета, звонко, дерзко
(соседским курам на смех)
вытянул голодное "у...а!"...
Это как: «текло тепло по инею в росу»?!
Что за погодное явление – иней и роса одновременно?!
"В лоно
растущих сил прыщавый месяц кинул семя звёздной вышины"
– попытки представить э т о ни к чему не привели.
...всё так оглушительно звонко и ослепительно ярко, что ничего не вижу, кроме набора витиеватых красивостей.
3-1
*****
18. "Прогулка под луной"
– Не правда ли, влюблённым неохота
Ночную жизнь растрачивать на сны?
Мадам, давайте вместе до восхода
Подышим ароматами весны!
Улыбчив, умилителен и ярок
Анфас луны, похожей на лаваш. !!!!!
Примите от меня звезду в подарок:
В моей ладони Сириус. Он Ваш.
Укрыто небо звёздной пелериной.
Рискнём парсеки мысленно пройти
И встретить марсиан и прочих ино..,
Гуляющих по Млечному Пути!
Вы будете довольны Вашим гидом.
Под утро мы проследуем туда,
Где зори абрикосовым повидлом
Размазаны по зеркалу пруда... !!!!!
Холодный взгляд пронзил меня до дрожи.
– Идёте в ночь с другим, а не со мной?
Не любите романтиков? Ну что же
Хорошей Вам прогулки под луной!
Живая, энергичная, весёлая подводка настраивала на яркую концовку... а концовка разочаровала(((
5-3
*****
19. "На излёте декабря"
Наряден и безлюден город сонный.
Под Новый год десантом первый снег.
Со мною, ворон, станешь ты – вороной –
И поседеешь словно человек.
Зачем тебе бескрылое создание?
Рожна какого ищешь ты во мне?
Преследуешь? готовишь наказание?
– А я рисую белку на окне...
Ах, ворон! Зурбаган почти возможен,
– В его барханах лишь бы не пропасть…
Свет радости так жарок, так подкожен,
– Жаль, что ты птица, празднику не в масть.
Но белка, белочка, плутовка превращений
Махнет хвостом, улики боли скрыв,
Под Новый год – премного угощений
И с перебором каждый перепев.
Есть мишура, давай рядиться, ворон,
В жар-птиц, шальных метельных королев!..
Сундук надежд засахаренных полон.
Языковой барьер преодолев,
Мы... про весну с тобой споем дуэтом,
Она придет без нас сто тысяч раз,
Так в шаре елочном грядущий год отсветом,
Глоток шампанского – и счастье напоказ!
И будет – бумс! – открыточная снежность.
И будет – крабле! – хрусткий шоколад.
Снежки, лишь те нарушат безмятежность,
Что в спины девочкам восторженным летят.
А под окном пьяней вина снегурки,
И чей-то валенок коптит в костре.
Соседка Глашка, в новой чернобурке,
Вопит, нахохлившись, на сломанной ветле:
– А не мешайте целоваться, гады!
А не мешайте ёжиков считать!..
И десять дней чудес!
и маскарады!
и с елки уличной хлопушки воровать...
Что-то мне подсказывает, что главный герой стихотворения не ворон, а белочка... не зря же она плутовка. Тем паче что с появлением белочки ворон исчез из стихотворения! Хотел было двойку поставить за «художественность», но... не могу помешать считать ёжиков и испортить «десять дней чудес». Заголовок – никакой, к этому тексту нужно ярче, живее. И текст сократить бы...
4-3
*****
20. "Сбежала"
Выжимая сто десять по зимнему серпантину,
думаю: с милым страшно, с чужим противно. – с милым-то отчего страшно?
Бог не подсказывает, молчит. – а что он может подсказать?
Авторадио шелестит заказной любовью,
врёт, что сегодня здесь подойдёт любой мне,
в этой страшной вьюжной ночи.
Знаю, принцессы не пахнут и не потеют,
а рыцари всё отгоняют от них злодеев,
копят баллы в личный зачёт.
Но такой подход не всегда приносит победу:
из дворца сбежала и снова за счастьем еду,
не набила шишек ещё.
– к технике нет претензий, к содержанию... вроде бы и не к чему придираться, но – не трогает стихотворение. Вспомнилось – «такая-сякая, сбежала из дворца...» Сравнение не в пользу стихотворения: старый мультик заставляет-таки переживать за героев: недавно с внуком смотрели – впечатления те же, что и давным-давно...
5-3
*****
21. "Статус - свободен"
С женою я не на одной волне:
Из дома без оглядки убежал...
Язык её нанёс раненье мне,
Как будто ядом смоченный кинжал!
Припев:
А я по барам ярославским прогуляюсь,
Чтоб позабылись все мои обиды...
На городские полюбуюсь виды,
А подмигнёт красотка - я не растеряюсь!
Друзей искать я взглядами не стал:
Ведь жаловаться в жизни не привык.
К тебе, обняв изысканнейший стан
С прицелом дальним, в танце я приник.
Припев.
Надеюсь, не закроешь к сердцу дверь
От вида обручального кольца,
А, что "Свободен” - статус мой теперь,
Прочтёшь по выражению лица.
Припев.
Глагольная рифма в припеве... ненужное уточнение «ярославским»...
Как будто ситуация и «статус» к другим городам и весям неприменимы!
И всё то же, то же – не трогает, не берёт за душу песня...
А песня – жанр в поэзии самый душевный! Помните – «Она, как друг, и зовёт, и ведёт...»
3-2
***** ***** ***** ***** *****
Свидетельство о публикации №119010709635