Гимн шарманке
Я под скрипы шхун и кораблей
Слышу голос плачущей шарманки
Иль далекий окрик журавлей."
Сергей ЕСЕНИН
("Батум",1924)
Как нежно играет шаманка,
Мелодий живых атаманка,
Печальных мотивов княгиня!
И ей посвящаю свой гимн я.
Шарманщик встаёт спозаранку
И снова заводит шарманку.
Овеяна шармом шарманка-
Мелодия льётся, как манго.
Шарманщик мне шляпою машет
И звонкие песенки пашет.
Плывёт из шарманки канцона.
Ах, сколько в ней милого звона!
Хотелось бы, может, шарманке
Колёса вращать, как тачанке,
И с песнями в бой уходить без усилий,
Как славный Чапаев Василий.
Вздремнулось - и снится шарманке,
Как песня рождается в танке.
Но вот героиней гражданской войны
Не стать ей, понять вы должны.
Я слушаю снова шарманку:
"Водитель, держись за баранку,
Чтоб солнце в глазах у любимой светилось
И чтоб ничего не случилось!"
Я слушаю снова шарманку:
"Гамзатов влюбился в горянку!"-
И понял я сразу, увидев Расула,
Что он - не поэт, а акула.
Пленён я мелодией сладкой,
Мне нравится твой мадригал.
За что же тебя шарлатанкой
Булат Окуджава назвал?
Ужель не доволен шарманкой-
Лирическим ящиком с лямкой,
Который висит на плече,
Весну отражая в ручье?
==========================
Шарманщик с попугаем по дворам
Ходил. Звенело лето. Пахла липа.
Подобны звуки сказочным кострам.
Шарманка - хрип хронического гриппа.
Стрекозы звуков из неё летят
И кружатся весёлой каруселью.
Звуков стрекозы крылато летят из шарманки,
Кружась каруселью, и хочется вальс танцевать.
Я слушаю в ящике пленницу.
Шарманка похожа на мельницу.
Шарманка ржёт, как лошадь: "И-го-го!"
Шарманка - ящик с лямкой на плече.
Вновь исполняет песенки бродяга.
Шарманки ручку крутит он, седой.
Она высвистывала польку: "Ангел мой!
Пойдём со мною танцевать, мой ангел милый!"
Летят монетки из открытых окон,
Завёрнуты в газетные бумажки.
На шее у него завязан красный шарф.
И шляпой чёрной машет он по ветру.
Тягучая ария льётся.
Шарманка завыла, как волк.
==================================
ШАРМАНКА (Г.Феликсон, шесть строф)
О счастье незатейливую песенку
Поёт шарманка хриплым голоском.
Года несутся вниз по узкой лесенке,
По переулкам детства босиком.
Бегут туда, где под лепными арками
На радость детворе и старикам
Кружатся звуки бабочками яркими,
Беспечно рассыпаясь по углам.
РАЗВЕ БАБОЧКИ РАССЫПАЮТСЯ ПОД ЛЕПНЫМИ АРКАМИ
ПО КАКИМ-ТО УГЛАМ?
Из кухонь тянет запахами вкусными,
В квартирах мягкий бархатный уют.
А дамы в шляпках с вишенкой искусственной
На галереях чай с вареньем пьют.
ДАМ В ШЛЯПКАХ МНОГО, НО ВСЕ ШЛЯПКИ - С ОДНОЙ ВИШЕНКОЙ?
Над плюшками с хрустящей спинкой маковой
Развесил чайник пара кисею.
На солнышке бочком сияя лаковым,
Поёт шарманка песенку свою.
ПЛЮШЕК МНОГО, НО У НИХ ПОЧЕМУ-ТО ОДНА МАКОВАЯ СПИНКА?!
Мотивчик и кокетливый и простенький
Конфеткой мятной тает на жаре.
Ещё не вечер. Далеко до осени.
Начало века. Август на дворе.
ЕСЛИ АВГУСТ, ОСЕНЬ БЛИЗКА.
Ещё матросы не грозят наганами,
И по домам чекисты не снуют.
Поёт шарманка песенку жеманную,
И дамы в шляпках чай с вареньем пьют.
====================================
Николай БАСКОВ - ШАРМАНКА
Вернулась шарманка, о чем-то вздыхая
Вернулась шарманка, ночами рыдая
Страдает шарманка, стирая улыбки
Рыдает шарманка с душой первой скрипки
Влекут ли мечты небывалые,
Цветут ли цветы запоздалые
Все так же рыдает шарманка,
В Париже она чужестранка.
(Влекут ли мечты небывалые,
Цветут ли цветы запоздалые
Все так же рыдает шарманка,
В Париже она чужестранка.)
Все так же шарманка о чем-то жалеет
Все так же шарманка грустит и стареет
Страдает шарманка, стирая улыбки
Рыдает шарманка с душой первой скрипки
(Влекут ли мечты небывалые,
Цветут ли цветы запоздалые
Все так же рыдает шарманка,
В Париже она чужестранка.
Влекут ли мечты небывалые,
Цветут ли цветы запоздалые
Все так же рыдает шарманка,
В Париже она чужестранка.)
Все так же рыдает шарманка,
В Париже она чужестранка.
=================================
МИХАИЛ ЩЕРБАКОВ ШАРМАНЩИК
Мало ли чем представлялся и что означал
Твой золотой с бубенцами костюм маскарадный -
В годы, когда италийский простор виноградный
Звонкие дали тебе, чужаку, обещал...
Ведь не вышло, и музыка не помогла.
Небо поникло, померкло. Дорога размокла.
Даль отзвенела и, сделавшись близкою смолкла...
смолкла -
оказалась не сказкой, а тем, что была.
Мало ли что под руками твоими поет -
Скрипка, гитара, волынка, шарманка, челеста...
Время глядит на тебя, как на ровное место,
Будто бы вовсе не видит. Но в срок призовет.
Ворожишь ли, в алмаз претворяя графит,
Или чудишь, бубенцы пришивая к одежде, -
В срок призовет тебя время; вот разве что прежде...
прежде
Даст оправдаться - и только потом умертвит.
Мало ли кто, повторяя канцону твою,
Скажет, вздохнув, что в Италии этаких нету ...
Самый крылатый напев, нагулявшись по свету,
Так же стремится к забвенью, как ты к забытью.
Не вздохнуть невозможно, но верен ли вздох?
Право, шарманщиком меньше, шарманщиком больше...
Все, кроме боли, умолкнет и скроется, боль же...
боль же -
Вечно была и останется вечно. Как Бог.
======================================
БУЛАТ ОКУДЖАВА
Шарманка-шарлатанка,
как сладко ты поешь!
Шарманка-шарлатанка,
куда меня зовешь?
Шагаю еле-еле -
вершок за пять минут.
Ну как дойти до цели,
когда ботинки жмут?
Работа есть работа,
работа есть всегда.
Хватило б только пота
на все мои года.
Расплата за ошибки -
она ведь тоже труд.
Хватило бы улыбки,
когда под ребра бьют.
Работа есть работа...
1960
==================================
Сам Шклярский относится к песне «Шарманка» без энтузиазма. Автору больше нравятся его медленные композиции. Кстати, рассматриваемое произведение стало одним из немногих, взятых в ротацию «Радио Шансон».
Пикник – ШАРМАНКА – текст
Захотели бы руки
Перемелятся звуки в муку.
А по тебе, видно сразу, будет толк,
Ты веселящего газа большой знаток,
А значит будет с кем вместе ступить за край,
Играй шарма-ма-ма, моя шарманка играй.
Это да, каждый звук как плеть,
А вам откуда знать, хочу ли я уцелеть?
Не до того пока – душа несется в рай.
Играй шарма-ма-ма, моя шарманка играй.
Захотели бы руки
Перемелятся звуки в муку.
Играй шарманка, ну!
Моя шарманка, что мельница,
Мелет звуки – не верится,
Жерновам ее все не беда,
Играй шарма-ма-ма, моя шарманка играй.
Ущипни мне руку, чудеса,
Все что может – шевелится,
И душа несется в рай,
Играй шарма-ма-ма, моя шарманка играй.
Ты пропустил через мысли электрический ток,
Ты веселящего газа большой знаток,
Теперь за воздух держись, теперь смотри не растай,
Играй шарма-ма-ма, моя шарманка играй.
Это счастье одному из ста,
И я готов поклясться головой шута,
Теперь ты легче свинца, так ты лети-улетай,
Играй шарма-ма-ма, моя шарманка играй.
========================================
Одно из лучших творений Анненского – «Старая шарманка»:
Небо нас совсем свело с ума:
То огнём, то снегом нас слепило,
И, ощерясь, зверем отступила
За апрель упрямая зима.
Чуть на миг сомлеет в забытьи –
Уж опять на брови шлем надвинут,
И под наст ушедшие ручьи,
Не допев, умолкнут и застынут.
Но забыто прошлое давно,
Шумен сад, а камень бел и гулок,
И глядит раскрытое окно,
Как трава одела закоулок.
Лишь шарманку старую знобит,
И она в закатном мленьи мая
Всё никак не смелет злых обид,
Цепкий вал кружа и нажимая,
И никак, цепляясь, не поймёт
Этот вал, что ни к чему работа,
Что обида старости растёт
На шипах от муки поворота.
Но когда б и понял старый вал,
Что такая им с шарманкой участь,
Разве б петь, кружась, он перестал
Оттого, что петь нельзя, не мучась?.
Построено стихотворение своеобразно – из шести строф лишь последние три посвящены непосредственно главному предмету разговора, обозначенному в заголовке. Первые же три строфы как будто и не имеют никакого отношения к этому предмету. Но именно как будто – стихотворение Анненского, как и всякое подлинно художественное произведение искусства, – живой целостный организм, в котором все звенья спаяны и взаимообусловлены, случайные образы и детали исключены. Сюжет его организуют сквозные мифологемы: сводящее с ума небо и отступающая за апрель зима, исчезнувшие под наст, не успев допеть, ручьи и шумящий сад, трава, одевшая закоулок, и старая шарманка, которую знобит. Вошедшие в стихотворение из мира материального, эти мотивы-образы, образы-краски приобретают символический подтекст, сохраняя, однако, своё предметное значение, наглядность, свою «первоначальную» эмпирическую подлинность. Речь здесь не может идти об их полной «развеществлённости», дематериализации. За зримыми атрибутами лирической ситуации угадываются психические процессы. Анненский при этом проявляет изощрённое художественное мастерство: живая разговорно-бытовая, сниженная лексика, «прозаические» обороты и интонации рождают у него высокую поэтическую мысль.
Первая строфа даёт пространственно-временн;ю локализацию, которая усиливается в следующих за ней четверостишиях. Ситуация переносится с зимы (первая строфа) на весну (строфы вторая и третья). Впечатляет доверительно-простой, будничный тон речи (свело с ума; ощерясъ, зверем отступила; сомлеет в забытьи), рождающий, однако, особое эмоциональное напряжение. По признанию самого поэта, будничное слово и есть «самое страшное и властное слово, то есть самое загадочное».
Чуть на миг сомлеет в забытьи – Уж опять на брови шлем надвинут – это о капризной, упрямой зиме, – сказано, действительно, и буднично, и загадочно. А следующее двустишие даёт довольно сложный психологический поворот: И под наст ушедшие ручьи, Не допев, умолкнут и застынут.
Предметное значение слов сохраняется, но они становятся метафорическими – явления внешнего мира, природный ряд проецируются на внутренние переживания (метод поэтических «соответствий»). Ключевое слово в этом двустишии – не допев, не случайно оно поставлено в сильную, акцентированную позицию. Деепричастие это, интонационно актуализируясь, выполняет важную ассоциативно-психологическую роль, перестраивая весь текст строфы, который предстаёт благодаря ему в расширяющейся смысловой перспективе.
Заметим, что в рассматриваемом стихотворении Анненский часто использует деепричастие: ощерясъ, не допев, кружа и нажимая, цепляясь, кружась, не мучась. И каждый раз эта глагольная форма возникает в динамически напряжённых местах стихотворения. В финальной строфе, где экзистенциальная тема достигает кульминации, поэт дважды обращается к деепричастию, причём одно из них – не мучась – вынесено в конец стихотворения и выделено интонационно, что придаёт ему значение некоего психологического итога.
Но вернемся к рассмотрению логики авторской мысли.
Третья строфа меняет эмоциональный тон, в ней возникают обобщённые поэтические формулы: Шумен сад, а камень бел и гулок. В образной системе Анненского сад – это воплощение идеальной мечты: Знаю: сад там, сирени там, Солнцем залиты («Лишь тому, чей покой таим»).
Камень символизирует бремя жизни, абсурдность сизифова труда, на который обречен человек. «Главный ужас и обаяние в камне», – считал сам Анненский. Ассоциации сада с раем, а камня – с узами бытия основываются на слиянии души с природой, «опрокинутости» переживаний лирического героя во внешний мир. И глядит раскрытое окно, Как трава одела закоулок – в стихотворение открыто вторгается тема весны, а с нею – человеческих страданий, обречённости на неимоверно тяжкий труд, имя которому – жизнь.
Собственно, последние три строфы развёртывают этот опорный образ всего стихотворения, охваченного темой мучений и радостей человеческого труда-творчества. Стихотворение «Старая шарманка» говорит не столько о шарманке, сколько о преданности поэтической души мукам творчества. Здесь явная перекличка со стихами из «Третьего мучительного сонета», в котором Анненский говорит о слагаемых им строфах:
Но всё мне дорого – туман их появленья,
Их нарастание в тревожной тишине,
Без плана, вспышками идущее сцепленье:
Моё мучение и мой восторг оне.
В «Старой шарманке» поэт «смотрит» на себя «со стороны», причём через неодушевлённый предмет, пытаясь глубже и «объективнее» разобраться в своих чувствах, понять собственное психологическое состояние.
Таким образом, лирическое движение стихотворения Анненского, зародившись в локализованном пространстве первых строф, через сложное сцепление метафор, уподоблений, антитез, захватывая на своём пути вещный мир и душевное состояние, раскрывает экзистенциальную тему метафорой творческого горения жизни, мучительной и радостной преданности высоким духовным идеалам.
Очень характерна для Анненского концовка: Разве б петь, кружась, он перестал Оттого, что петь нельзя, не мучась?.
Так же как и финальное многоточие, внешне не мотивированные переходы от одного «сюжетного» звена к другому, пропуски логических связей, стянутость образов или, напротив, развернутость периодов, раскованность предметных ассоциаций, удивительная содержательность реалий внешнего мира и глубина постижения душевных «тайн», некая осознанно проповедуемая недосказанность, лирическая зыбкость образной структуры – этими и другими особенностями творческой манеры поэзия Анненского в определённой мере предвосхитила творчество Ахматовой, Мандельштама, Пастернака. Знаменательны слова Ахматовой об Анненском: «Он нёс в себе столько нового, что все новаторы оказывались ему сродни».
Источник: Гапоненко П. А. В глубине психологического подтекста. (Ин. Анненский. «Старая шарманка») // Русский язык в школе и дома. 2007. – № 8. – С. 9–11.
Т
Свидетельство о публикации №119010707309