Тайна написания стихов
По написанию стихов, по стихосложению, в Интернете размещена масса справочных материалов, подробных руководств и прочих статей. Они, возможно, несколько скучны для чтения, но, безусловно, полезные.
Чтобы не заставлять Вас читать все эти руководства, я Вам открою одну тайну: одно короткое, но главное правило, соблюдая которое, вы неизбежно будете писать хорошие стихи.
Правило звучит так: держите ритм.
Всего два слова, но в них заключена вся суть стихосложения. И я поясню почему.
Если обратиться к первоисточникам, к античной поэзии, само слово стих означает – ряд. Ряд – это очевидно даже из самого корня слова – некая структура, основой которой является порядок. То есть для слов и звуков – это ритм.
Там же, в античной поэзии, рифма – означает ритм. Рифма – составная и основополагающая часть ритма. И в современном английском языке, для обозначения рифмы и ритма служит одно слово – rhyme.
Я хочу до Вас донести одну простую и понятную истину: соблюдение ритма и рифмы, как составной части ритма, это не лучший способ написания стиха, и не оптимальный. Это – единственный способ. Других способов написания стихов в природе просто нет.
Вы можете допускать какие угодно ошибки: смысловые и фактические; допускать в стихах любую безграмотность и безалаберность, читатель Вам это простит. Но если Вы нарушите в стихе ритм, допустите сбой рифмы, читатель быстро потеряет к Вам интерес: не будет Вас читать, перелистнёт страницу сборника, журнала, или, как это уже работает сейчас в Интернете, пролистает новостную ленту вверх.
Вы спрашиваете про ныне такие модные и обильно размножающиеся верлибры. И я отвечаю Вам: верлибр – это замысловатая и красиво звучащая фигура речи, привлекательное иностранное слово. Но по сути дела – это письмо. И в основе зарождения верлибров лежит до смешного простая материальная причина.
Возможно, вы видели листы для написания писем. В СССР они, во всяком случае, были: продавались пачками. Они немного уже тетрадного листа формата А5, но помещаются в стандартный почтовый конверт без необходимости сгибать сантиметр с правого края. Ещё в левом верхнем углу таких листов обычно размещался какой-нибудь рисунок: обычно синими или зелёными чернилами. То есть, свободная площадь у листа – невелика.
Так вот: чтобы писать на таком листе разборчивым крупным почерком, неизбежно нужно размещать не более двух, максимум четырёх слов в строке. И чтобы адресату легче было понять, о чём Вы пишете, лучше не разрывать, при необходимости, слово на слоги, а переносить его целиком, если оно не помещается в строку. Для этой же цели, даже рефлекторно, приходится соблюдать внутренний смысловой ритм в каждой строчке.
Вы поверьте, и тогда,
соблюдая правила
при создании письма,
вы невльно сотворите
удивительный верлибр.
Желаю удачи.
06 января 2019
Свидетельство о публикации №119010605640
Полностью с Вами согласен.
И насчет верлибра мысли понравились.
Верлибр - своеобразная психологическая разрядка автора...
Не бывает стихотворений без ритма и рифмы.
В стихах должна быть дисциплина.
С уважением и теплом, 😊)))
Лукас Раукс 11.07.2020 17:04 Заявить о нарушении