О, как попасть мне в Свет лицом

Светлой памяти
талантливого кубанского композитора
Юрия Ивановича Афанасьева 
(28.07. 1937 – 30.12.2018)


О,как попасть мне в Свет лицом,
Испив из чаши вдохновенья!
Пусть жизнь наполнена свинцом,   
Туманом лжи и сожаленья. 

Зло порождает море зла.
Земная жизнь – одно мгновенье…
Тревожно дышит ночи мгла,
Добру завещано смиренье.

Печаль ошибок глубока. 
И вечность – краткое мгновенье…    
И дышат холодом века,
И нет земного притяженья. 

«Кому повём печаль мою»,*
Судьбы небесное теченье?
Живём в неведомом краю, 
Но проживем - ОДНО мгновенье… 
 
05.01.2019

*Из духовного стиха «Плач Иосифа и быль»


Рецензии
Профессор, кандидат филологических наук Лорина Тодорова (Болгария)

Поэтический текст всегда ОНИРИЧЕН, т.е. он передает мысли и чувства Поэта.
Данный текст начинается риторическим развернутым субъективным ПОЖЕЛАНИЕМ: «О, как попасть мне в Свет лицом...».
Внимание привлекает слово «Свет», которое полисемично (от греч. πολυσημεία — «многозначность»). Что ОНО означает, - «Lumière»-? Знание? Где? Локативной идеи тут нет. Однако есть слово «лицом», точнее: «ПОПАСТЬ ЛИЦОМ в СВЕТ?!». Гениально!
Однако значение указанных слов остается недоступным для объяснения...
«Испив из чаши вдохновенья» - вот и проявляется лирическое «Я» второй раз, хотя и индиректно (косвенно): «мне»-«испив», стихотворение оказывается СУБЪЕКТИВНЫМ (дефиниция (definitio- определение) Хр. Тодорова)).
В новом примере эксплицируется и несколько значений слова «Свет» = «чаша вдохновенья» = прозрение = «lumière» т.е. лирическое «Я», находясь в медитативном контакте с Божественным, решает повернуться ЛИЦОМ СВЕТУ ЗЕМНОМУ: «Пусть» - с этого момента лирическое «Я» решительно дает Земному Свету реальную отталкивающую картину- характеристику, где оно находит Светлый момент: «Любовь и жизнь - Одно мгновенье…».
Так отрицательная характеристика Света земного= «Любовь и жизнь» = «Одно мгновенье» = но это же идея АБСУРДА! Все пояснения, метафоры теряют СМЫСЛ = «ОДНО МГНОВЕНЬЕ…».
Тем не менее считаю необходимым остановиться на авторском тексте точно в этой Части.

«Пусть жизнь наполнена свинцом,
Туманом лжи и сожаленья» -

очень интересное прозрение, в котором каждая характеристика жизни, будучи отрицательной, еще и полисемичная. Дело в том, что тут представлены Два стилистических приема: тут четыре строки представляют развернутую катахрезу: она движется между двумя границами, выраженными имплицитно двумя основными прилагательными – «низкий—большой», именно эти границы характеризируют понятие «ЖИЗНЬ».
КАТАХРЕЗА (греч. katachresis) — термин традиционной стилистики, обозначающий употребление слов в переносном смысле, противоречащем их прямому, буквальному значению, причем противоречие это выступает или благодаря необычному соединению слов в переносном значении или благодаря одновременному употреблению слова в прямом и переносном значении)) метафорическая фигура, двигаясь в сторону основного прилагательного «большой», смысл вопросных строк может гиперболизироваться. Например, «Великая жизнь...», а двигаясь к основному прилагательному КАТАХРЕЗА приобретет отрицательные характеристики - «никчемная жизнь».
Именно в этот момент появляется антитезисная смысловая структура: «наполнена свинцом» (теза) / (антитеза) «туманом лжи». Далее текст строится точно, как развернутая теза (одна строка) и антитеза (следующая строка). «Торопит в бездну злая мгла (тезисное твердение) / Добру завещано смиренье».
Интересно, что текст достигает кульминацонного момента: "Печаль ошибок глубока. Тезисное твердение. И дальше: " И Вечность – краткое мгновенье... Тезисное твердение, в котором ВЕЧНОСТЬ / КРАТКОЕ МГНОВЕНЬЕ...- очень оригинальное утверждение, кончающееся многоточием, т.е. это момент Авторской Медитации, когда Автор выходит за пределы своего (своей) земной мысли и отдается глубокому размышлению. Этим и объясняется дефиниция поэтического текста как «онирического» т.е. момент глубокой медитации, момент очень короткий, в который Поэт получает Божественное пояснение! Сама же строка: «И Вечность краткое мгновенье» в тексте играет роль «нарушения функциональности» - «la rupture de la fonctifonctionnalité», т.е. нарушается Логика построения текста. (GEORGE POULET, ETUDES SUR LE TEMPS HUMAIN.).
«И Вечность-- краткое мгновенье...
И дышат холодом века,
И нет земного притяженья» -

эти строки тоже эксплицируют мысловный процесс Лирического «Я». Строки, тут цитированные, передают личностное ощущение - Поэт, в цитированных выше строках, представляет свою «мысль мыслящую», креативную, (G.Guillaum), которой он прозревает сущность «Света», чем и объясняется появление .... «Судьбы небесное теченье?..» вопросительный знак.
Браво поэту! Он передал читателю не только мысловный процесс, но и свое ЗАКЛЮЧЕНИЕ, в качестве вопросительной формы= УДИВЛЕНИЕ. Все решается на НЕБЕСАХ.
Помните, как в античном Театре и Мифах Боги (Богове) решали, как и чем закончится борьба между двумя земными Персонажами... Так и тут: Поэт узнает, делает вывод, что Небеса есть та «ИНСТАНЦИЯ», где решаются наши, человеческие Судьбы...
Именно это прозрение и заставляет Поэта воскликнуть: «Кому повём печаль мою» - опять проявляется процесс «нарушение функциональности»» - риторический вопрос! К кому он обращен? (GERGES POULET ÉTUDES SUR.LE TEMPS HUMAIN). До этого момента текст интегрировался на базе Трансмодальной связанности = чувственные и перцептивные идеи!
Последние две строки представляют Авторское ЗАКЛЮЧЕНИЕ - ВЫВОД! «Живем в неведомом краю, /Но проживем одно мгновенье!». Поэт прозревает самое важное: не хватает локативной идеи, а это означает, ЧТО ПОНЯТИЯ: ЧЕЛОВЕК, ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ - НЕДЕТЕРМИНИРОВАНЫ (неопределенны)! НИКТО О НАС НЕ ВСПОМНИТ!
Полисемичность конца анализированного текста не стирает главное авторское Заключение: «ЛЮБОВЬ И ЖИЗНЬ - ОДНО МГНОВЕНЬЕ…». Увы! Поэт ПРАВ!
Исключительный текст, где сонорная сторона так же АБСУРДНА, КАК И СМЫСЛОВАЯ!
Этот гениальный текст Юрия Колодного относится точно к СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ! ЕЕ ТРЕБОВАНИЯМ!
Литература:
Christo Todorov, Histoire de la litterature française, poésie, XVIII--XX s.s. FABER,1999,

05.11.2019

Юрий Колодний   15.02.2023 12:14     Заявить о нарушении