Так соединяются судьбы
Есть, конечно, великие союзы, где любовь соединяет двух творческих людей с близким мироощущением и осознанием общего пути…Таких можно пересчитать по пальцам: Николай и Елена Рерихи, Родион Щедрин и Майя Плисецкая, Пьер и Мария Кюри, Карл и Марта Хаусхоферы…Есть примеры, когда талантливые партнеры уничтожают друг друга в браке (таких распавшихся союзов очень много), или талант (гений!) одного из супругов поглощает личность его второй половины (как было у Льва Толстого и Софьи Берс).
Но также есть и мало кому известные пары, встретившиеся при очень странных обстоятельствах. И по еще более странным причинам живущие вместе долгие годы, а иногда проживающие целую жизнь.
В конце 60-х и в 70-е годы в нашей квартире в Черемушках часто бывали гости: приезжала многочисленная мамина родня – Грызловы, Добряковы, папин брат – мой любимый дядечка Левочка, друзья студенческой юности моих родителей и коллеги по работе. Особенно вспоминаются зимние праздники: общее веселье, снег на меховых шапках и воротниках, всегда живая елка под потолок, звон хрусталя, запах пирогов, анекдоты, папина игра на пианино, пение, смех, танцы – все это сливается в моей памяти в какой-то единый искрящийся фестиваль счастья. И очень отчетливо я вижу среди гостей одну супружескую пару: она – элегантная блондинка с ямочками на щеках – запомнилась мне в серо-голубом трикотажном платье с ниткой крупного жемчуга, кажется, ее звали Зоя…Помню ее красивый голос – меццо сопрано, она пела романсы Вертинского и Глинки: «Я маленькая балерина, всегда мила, всегда нема…», «Я помню чудное мгновенье..». Ее муж был инженером, папиным сослуживцем, и папа его за глаза называл Чистов, а вот имени не припоминаю…Женька, что ли? Чистов был значительно старше жены, узколицый, невысокий, с большими залысинами, одет безупречно – серый костюм с искрой и галстук. Юморист и курильщик. Каждый сам по себе, они были очень самобытными и запоминающимися… Но, как пара – просто не состыковывались…Даже я, маленькая тогда девочка (мне было лет 8), и то чувствовала этот мезальянс. И однажды я сказала родителям о моем впечатлении и задала вопрос: как такие разные люди могли оказаться супругами?
И мой отец рассказал мне необыкновенную историю их знакомства, которую я не могу забыть и по сей день.
Представьте себе очень далекий от нас край нашей страны – Забайкалье, конец 30-х годов, или, возможно, начало 40-х. Август, четыре часа утра, плотный туман спускается в озеро по склонам гор после недели проливных дождей. Пассажирский поезд Владивосток - Москва медленно движется сквозь этот туман по северной стороне КБЖД от Слюдянки к станции Порт Байкал, расположенной на мысу у выхода реки Ангары из озера. КБЖД – круговая байкальская железная дорога, или «Кругобайкалка», как ее называют местные жители. На этом невероятно сложном участке железнодорожное полотно проходит в 4-5 метрах от края берега и в 3 метрах – от уреза воды, через виадуки и многочисленные туннели, а над ним нависают горы и скальные выходы.
О КБЖД, этом уникальном памятнике инженерного искусства и истории России, об ее строительстве, которое спровоцировало мощную активизацию геодинамических процессов и, как следствие этого, многочисленных катастрофах, написано очень много литературы, специальной и художественной. Не буду все это пересказывать, приведу лишь один факт: на северном участке КБЖД только за 16 лет с 1932 по 1947 год произошло более 720 обвалов и оползней, 18 из них повлекли крушение поездов и разрушение земляного полотна… За все время действия дороги (около полувека) на ней произошло 15 крупных крушений поездов и 500 перерывов в движении из-за повреждений пути*.
Итак, поезд медленно движется, часто останавливаясь. В какой-то момент он встает на разъезде, как мне рассказал папа со слов Чистова. Папа не мог сказать точно, на каком разъезде они встали, но я, сопоставив даты и исторические факты, могу предположить, что поезд встал на разъезде недалеко от станции Подорвиха на 57-м км КБЖД. Повторю, это лишь мое предположение, но спросить теперь уже некого*.
В поезде было очень душно, и у молодой женщины, ехавшей со своим мужем офицером, сильно разболелась голова. Она решила выйти и подышать свежим воздухом. «Только не отходить далеко – поезд тронется без предупреждения!» – объявил проводник. А может быть, проводник сам спал мертвецким сном у себя в купе.
Она соскочила на насыпь, огляделась и увидела курящего мужчину у соседнего, последнего вагона. Он приветственно махнул рукой и зашагал ей навстречу: «И вам не спится?» – «Да, в поезде духота, голова разболелась» – «Ничего, скоро поедем, станет посвежее. Как повернем к Иркутску, наберем скорость. А мои спят, как убитые – жена и сын. Вы с кем едете?» – «С мужем» – «А дети?» – «Детей у нас еще нет, мы поженились две недели назад» – «О, поздравляю молодоженов! Так получается, вы в свадебном путешествии?» – «Да вроде того. Мужа переводят в Ленинград, ну вот и я с ним теперь» – «А сами-то откуда?» – «Я из Владивостока. Здесь родилась и школу закончила. Родители мои здесь и сестренка» – «Давайте отойдем к концу поезда, а то дым от сигареты прямо в окна лезет» – «Ой, а вдруг поезд тронется, а мы не успеем вскочить?» – «Да не волнуйтесь, успеем – если он и тронется, то со скоростью улитки. И потом, он не тронется, пока не пройдет встречный. Мы его услышим. Давайте лучше с Ангарой и Байкалом попрощаемся. Взгляд бросим, так сказать. А то – когда теперь увидим?». И они пошли к концу поезда, чтобы бросить прощальный взгляд. Все тонуло в тумане, было сыро и прохладно. Женщина поежилась – на халатик она накинула пиджак мужа, а ноги были обуты в легкие парусиновые тапочки.
Я могу лишь предполагать, что именно такой разговор состоялся между теми случайными попутчиками, вышедшими ранним утром из двух соседних вагонов подышать свежим воздухом. А о чем можно еще говорить в такой ситуации? Они смотрели вниз, наверное, говорили или вслушивались в тишину, пытаясь уловить шум приближения поезда. Услышали, наконец: встречный поезд подходил, и мерные вибрации насыпи усиливали шум его приближения. Они решили подождать и пропустить встречный поезд, прежде чем садиться на свой. Мужчина отчего-то медлил до последнего момента, а женщина заметно нервничала.
Они не успели на свой поезд. На их глазах состав начал медленно сползать в воду. Видимо, вибрации от проходящего поезда спровоцировали оползень набухших от бесконечных дождей грунтов. Вместе с железнодорожным полотном и составом. Мужчина и женщина стояли в ступоре, и завороженно смотрели, как глубокие воды смыкаются над крышами вагонов…
Что было дальше? А ничего. Наверное, они куда-то побежали, чтобы сообщить о случившемся…Кому? Куда?
Факт, что они остались вдвоем посреди этого рухнувшего мира, объединил их судьбы. Позже они, а это были Чистов и Зоя, поженились и прожили долгую совместную жизнь. Общих детей у них не было.
В конце этого рассказа папа задал мне вопрос: «Ну и как ты думаешь, счастливы они были и что их связывало?»
Ответа нет до сих пор.
Сноски
*Александров Н. А. Кругобайкальская железная дорога. Исторический очерк // Железнодорожный транспорт, № 5, 1991 г.
Авария произошла в 1940 году районе разъезда Подорвиха, при входе с восточной стороны (станция Подорвиха в 14 км от ст. Байкал вниз по Ангаре. Поезд 41 Владивосток-Москва смыло в Ангару. Трагическое событие вызвало приезд на Байкал наркома путей сообщения Л. М. Кагановича. Гибель пассажирского поезда списали на саботаж. Кому “положено” заняли свои места в застенках НКВД. Движение поездов восстановили, расшили узкие места в перевозке пассажиров и грузов. Словом, ликвидировали все последствия очередной стихии.
В связи с постройкой мощной гидроэлектростанции на Ангаре вблизи Иркутска в 1956 году уровень воды в ней поднялся до 30 м. В связи с этим часть Кругобайкальской дороги от Иркутска до посёлка Порт Байкал (построенная в 1900 г), проходившая вдоль Ангары, была разобрана в 1956 году и в этом же году затоплена при наполнении Иркутского водохранилища. Подорвиха ушла под воду.
Взамен этой ветки в 1957 г. построили линию Иркутск – Култук через Олхинское плато. Таким образом, самый сложный и уникальный в инженерном отношении участок бывшей Кругобайкальской дороги превратился в тупик длиной 85 км и потерял эксплуатационное значение. По нему раз в сутки проходит рабочий поезд, собирая немногочисленных пассажиров.
** Вскоре после публикации этого произведения я получила письмо от Ирины Прищеповой, уроженки этих мест. Она занимается историческими и этнографическими исследованиями Байкальского региона. И, в частности, написала очерк о затопленном участке Транссиба от Иркутска до порта Байкал, который просуществовал до 50-х годов XX века. Досконально зная географию описываемой местности, Ирина высказала предположение, что трагедия с поездом произошла не около станции Подорвиха, а около порта Байкал, на месте слияния Байкала с Ангарой. Привожу цитату из ее письма: «Трагедия могла случиться сразу за портом Байкал, на повороте на Иркутск. Там была будка стрелочника, и, соответственно, встречные поезда. Там заканчивался байкальский путь и начинался ангарский. А, значит, именно в этом месте можно было попрощаться одновременно и с Ангарой, и с Байкалом. И скалистая гора там опасная. А в Подорвихе никакого Байкала уже нет… В те дни шли сильные ливневые дожди, и были обвалы и селевые потоки. Кстати, в районе Подорвихи Ангара была в то время мелкая. Вряд ли поезд там утонул бы…».
Возможно, эта тема заинтересует и других читателей, и всплывут бесценные свидетельства и неожиданные факты, давно лежащие в «архивах памяти» старших поколений. Мы ждем ваших откликов!
Свидетельство о публикации №119010300085
Наталья Созинова 19.03.2019 14:24 Заявить о нарушении
Клабуновская 19.03.2019 19:26 Заявить о нарушении