фанатка Властелина колец

Должность библиотекаря скромна, но как раз эти, казалось бы, незаметные труженики способны повысить уровень культуры среди молодежи.
В потоке многочисленной информации, во множестве книг они помогут разобраться и сделать правильный выбор. Работая в направлении популяризации чтения среди ребят, они воспитывают интерес к литературе, формируют понимание того, что чтение-это увлекательное, познавательное, любопытное занятие. Но чтобы привлечь к литературе сегодня ребят, подростков, молодежь, надо быть не только служителем храма знаний, его богатств, надо, прежде всего, быть человеком, который сам много читает, обладает хорошими знаниями, находится в курсе событий, и тогда для своих читателей библиотекарь становится кладезем знаний, из которого они захотят черпать. Потому что тогда библиотекарь становится в их глазах яркой личностью.

Это о таких, как Елена Петровна Бурцева, Леди Арвен, как ее называют ребята,- библиотекарь городской библиотеки города Усть-Лабинска, которая организовала молодежный клуб "Орден Книголюбов" исключительно на своем энтузиазме. Собрала и сплотила вокруг себя ребят, которых, казалось бы в библиотеку не заманишь никаким калачом. Обычно таких ребят называют "неформалами". И вдруг библиотека. Чем же она их привлекла, этих бунтарей, увешенных булавками, серьгами и цепями? Как смогла эта женщина зацепить их сознание? Как смогла сделать так, что вокруг нее собрались и не пропускают ни одну субботнюю встречу уже много лет эти ребята? Не потому ли, что  Леди Арвен сама интересна.

Кто только не побывал на вечерах в библиотеке. Журналисты, писатели, поэты, организаторы патриотических исторических клубов, археологи, историки, художники и музыканты - всех не перечислишь. Привозят книги, рассказывают об исследовательской работе, о том, что и как создают, о том как живут, о проблемах и достижениях.
- Тут такие интересные встречи проходят, такие разворачиваются дискуссии, не поверите,- говорят ребята,- и главное все очень близко. Можно поспорить. Можно убедить в чем-то даже маститого автора. Все без ранжира, по домашнему, за чаем. На равных. Это же интересно, любопытно. А приезжают сюда со всего края: из Апшеронска, Армавира, Кропоткина, Майкопа, Краснодара и ребята, и гости. Мы для них устраиваем мини-спектакли, вечера, выставки. Самим в кайф. Леди Арвен всегда поддержит.

И она действительно поддерживает, подсказывает, советует. Сюда, в библиотеку, ребята несут все свои вопросы и всё, чем увлекаются, чем живут, над чем работают, в чем не могут разобраться с уверенностью, что совместно найдут ответ, совместно разделят и радость.
Пробуют писать стихи или делают наброски первой прозы - сначала сюда несут свои творения. Кто-то занят археологическими раскопками - здесь появляются фибулы и каски солдат Второй Мировой войны. Реконструкторы, ролевики, участники игр воссоздают костюмы, атрибутику прошлого. Тоже вместе. И девчонки со своим "рукоделием" -сюда, и тогда на столах размещаются всякие булавки, цепочки, плетенки, кожаные сумочки, бляшки - всякая мелочь, которая тоже требует внимания, которую надо обсудить.

Мне захотелось узнать, что прячут под собой "пирсинг" и "косухи"
Я поинтересовалась, принимают ли в свой "Орден" новичков или только по протекции?

Ребята смеются. - По блату конечно, как везде. Вот "неофит" - указывают на паренька, находящегося среди них.
- среди магистров,-парирует тот, но на мой вопрос, как он краснодарский парнишка оказался в усть-лабинской библиотеке отвечает серьезно:
- Познакомился с ребятами в Краснодаре на рок-концерте. Пообщались после концерта. Договорились встретиться. Назначили встречу  в библиотеке. Я думал - прикалываются. Спрашиваю: Место встречи изменить нельзя? - Они говорят: Приезжай, тебе понравится, захвати что-нибудь к чаю. И в субботу к назначенному времени я подъехал. Оказалось, сюда съезжались ребята отовсюду. А когда познакомились ближе, увидел, что ребята все очень интересные, начитанные, увлеченные. И чувствуют здесь себя уверенно,хозяевами. А сама Леди Арвен, настоящая фанатка Толкиена и очень скромная, милая женщина. С первого знакомства с "Орденом" я понял: "отсюда мне уходить не хочется" А значит надо соответствовать и не только манерами поведения, но и подтягивать свои знания. В школе я читать не любил и, чтоб взять в руки книгу, надо было напрячься - в основном для уроков читал. Многое в сокращении, как обычно бывает. А здесь первый тематический вечер, на котором я уже присутствовал в качестве участника, был связан с фольклором древних славян и скандинавов. А я... сами понимаете. Так я и взял в руки книгу. Сначала два тома Старшей и Младшей Эды, исландского писателя Снорри Стурлсона -единственного человека, собравшего и записавшего устное народное творчество скандинавов. Затем пошли другие книги. Столкнулся с тем, что не все издания можно мониторить. Многие имеются только в печатном варианте. Начал читать бумагу...то есть бумажные, печатные.

- Вы знаете, - включился в разговор второй парнишка, - книги, на мой взгляд, обладают одной очень важной особенностью. Они вызывают привыкание. Прочитаешь одну-две, остановиться сложно. Особенно, если попался интересный автор. Начинаешь искать продолжение. Того же автора. Можно и другого взять и начать читать. Писатели высказывают разные точки зрения по одной и той же теме. Сравниваешь изложенное одним и другим, а выводы делаешь уже свои. Формируешь свое мнение, начинаешь мыслить.

- А в школе кто-то любил читать?
Притихли, потом смеются - Не все и не всё. Вообще, когда заставляют,- не хочется. Да и не всё понятно. Многие классические произведения стали понятны после школы. А во многих и до сих пор не разберешься. Возьмешься после школы перечитывать, совсем с другой стороны открываешь для себя автора и само произведение. Нравится читать - читаешь. Не нравится - откладываешь до понимания, до лучших времен.

- А как вы относитесь к экранизации произведений? к аудиокнигам? Как вы думаете они составляют конкуренцию чтению сегодня?

- Да, есть те, которые считают, что книгу можно заменить фильмом. Но на самом деле это не так, - говорит девушка, чрезмерно оформленная пирсингом. Я улыбнулась, глядя на нее. Она перехватила улыбку и сказала: "пирсинг" отношения к разговору не имеет, и  серьезно продолжила: На экраны выходят часто фильмы, снятые по мотивам произведений и в большинстве своем они не имеют ничего общего с источником. Да, иногда это бывают захватывающие фильмы, но,  бывают такие, как, например, "Синдром Петрушки", снятый по одноименному произведению Дины Рубиной. Посмотрела фильм. Ничего не поняла. И никогда бы не взяла книгу в руки, и не стала бы читать это произведение, но ребята посоветовали. Я прочла и увидела всю разницу между фильмом и произведением. От книги я получила колоссальное удовольствие, в то время, как  фильм оказался пустой, скучный, вялый, малопонятный. Для его понимания мне не хватило второстепенных героев, которые в фильме пропущены. А они как раз и объясняли характер главных героев, поступки, смысл всего, что я не поняла. Воображение, после прочтения нарисовало совсем иную картину. Мне кажется, что экранизация должна создавать посыл к прочтению произведения, к желанию читать. А чаще никакого посыла просмотренный фильм не создает. Лучше книга. Убедилась не раз.  А, что касается аудио - мне нравится, выручает - можно сочетать приятное с полезным: слушая, оформлять что-нибудь, дошивать, доклеивать между делом. Отличается прослушивание книги от самостоятельного чтения тем, что когда читаешь, как бы участвуешь в творческом процессе. Ведь ты сама можешь голосом придать настроение героям. А в аудиотексте передает голосом чтец, артист. Он подает своим, как он чувствует.Даже от интонации  многое зависит. Ритм жизни сейчас быстрый, хочется все успеть, а для чтения печатной книги надо уделять время. Когда хочется "почитать",а времени отдельного для чтения нет, аудио - выход из положения. Но чтение самостоятельное все равно выигрывает, удовольствие получаешь сильнее.

- А кого больше читаете - отечественного автора или зарубежного?
- Читаем интересного.

Я уходила и думала, - эти ребята не заплывут в бухту неуверенности, страха, равнодушия, черствости. У них хороший лоцман. И как здорово, что есть такие, которые сегодня читают. Читают книги.


Рецензии