за вопросительными знаками

Кто же не знает, что интерес к чтению не появляется вдруг, что он прививается, а затем воспитывается самим человеком.

- Тогда в чем проблема?
Проблема в том, что интерес к чтению подростки сегодня не проявляют.

- Есть причины?
Причины есть,и одна из них кроется в изменении системы ценностей, которые технологический прогресс ловко перенес в виртуальную среду и там традиционные формы социального взаимодействия отобрал и заменил настолько, что такие нравственные категории, как совесть, честь, долг, ответственность стали стираться и исчезать. А как раз эти категории и делали человека человеком.
Другая причина скрывается за немодностью чтения. - Что толку в нем? Ну, какие "тургеневские" девушки? Ну, о чем там, в  этой классической? - Опрос девушек в Москве показал: 400 тыс рэ , и с меньшей з/платой мужчина не рассматривается, как претендент на руку и сердце. А для чего столько?! - Чтоб соответствовать ей. - Ну ничего себе бриллиант! Ничего себе самооценка! - Ни слова о любви, о домашнем тепле и уюте - девушка-двигатель мужчины. Хочется спросить двигает его к чему?
 - Прагматизм, агрессивность, инфантильность - социальные черты сегодня формирующейся личности. Личности, у которой жизненный успех связывается с материальным изобилием, с умением достать деньги. Абсолютно новые модели поведения. Удивительно еще, как мы держимся на плаву, как еще худо-бедно сохраняем традиции в этом хаосе мыслей и поведения в период, когда жизнь человека приобрела вещественный статус.

- Можно ли минимизировать ущерб духовных ценностей?
Можно. Если взять в руки хороший инструмент. Мощным инструментом в формировании личности всегда была литература. Благодаря книгам, чтению не произошло обездушивание человека. И сегодня чтение способно помочь остановить разложение души. Литературы достаточно. Полки книжных магазинов не пустуют.

- Как заставить читать?
А вот заставлять-не надо,- считает лингвист, доктор филологических наук Максим Анисимович Кронгауз,- чтобы не вызвать отвращение к текстам. Только вовлекать, начиная с 3-х летнего возраста ребенка, путем игры, путем собственного примера, путем нехитрого обмана "не хочешь спать?-давай почитаем" и так до 7-ми лет. В этот период закладывается традиция чтения. Читать вслух, выразительно, чтобы было в удовольствие ребенку, Чуковского, Маршака, Михалкова, Барто и других, им подобных авторов детских произведений.
Действительно, удовольствие способно возвращать к желанию испытать сам процесс еще раз.
Так что первым лоцманом в море чтения, как не крути, является родитель.

- Мораль вытекает из действий?
В школьном возрасте ребенка - вытекает из действий учителя. Если до 11-ти лет ребенок все еще верит в книгу, как в учителя, как в друга, то потом бессонные учительские ночи и старания по отбору материала к уроку, часто ведут к разочарованию - то, что отбиралось, не тронуло душу подростка. Интерес к чтению пропадает...
- Уменьшение часов? - есть такое.
- Расширение программ? - есть такое.
- Безынициативность ребят? - есть и такое.
Но вместе с тем есть понимание того, что кроме учителя в школе удержать интерес к чтению не сможет никто.
А поэтому - встали у руля и повели корабли
6-7-х классов в море, где есть первая любовь, взаимоотношения с одноклассниками, с учителями, с родителями - в море "школьной" прозы.
8-х классов - в море фантастики (они ее очень любят в этом возрасте). Пусть почувствуют соленый ветер А.Беляева, Г.Адамова, И. Ефремова, Стругацких. Пусть учатся у героев их произведений ответственности за поступки. Пусть там увидят опасность "безумного" прогресса. Пусть сначала окунутся в воды их произведений и поймут роль живущего на Земле человека. Пусть там получат прививку от болезни, которая потом спасет от самой болезни.
А вот 9-11-е классы - это совсем другая аудитория. Уже не подростки, еще не мужи. Чтобы удержать интерес к книге, надо удержать интерес к уроку литературы. Тут, пожалуй, учителю самому придется пофантазировать при подготовке к уроку. Уроки литературной игры, интегрированные уроки, уроки поэзии - далеко не полный перечень форм возможных интересных уроков литературы. Их много, самых разных, которые имеются в опыте коллег. Можно выбрать и адаптировать к своей аудитории, к своему классу.
Если уроки не будут однотипными, похожими друг на друга и не будут уподобляться урокам других предметов, если диалог "учитель-ученик" будет выводить на возможность поделиться различными суждениями о прочитанном произведении, а на столкновении суждений завязать спор, то в споре родится истина, то книга станет способствовать поиску ответов на возникшие вопросы и в будущем ребята к ней потянутся. Но, здесь, в школе, надо удивить, зацепить вопросом, привлечь и заставить проснуться мысль.

- А что за порогом школы?
Станет ли ученик читателем постоянным за порогом школы, будет ли он обращаться к книге, сказать сложно, но интересные формы работы на уроке не дадут погаснуть тому огоньку общения с книгой, который зажгли родители, научат мыслить, работать с книгой, ориентироваться в поиске ответов на возникшие вопросы, общаться, привлекая к общению произведения, слышать друг друга, сотрудничать.
Безусловно, круг своего чтения ребята будут очерчивать сами, но такая нелюбимая "школьная" программная классика оставит в памяти след тех нравственных категорий, которые составляют духовную культуру человека. А дальше выбирать им самим - оставаться человеком или нет.


Рецензии