Поговорим о лицемерии
А кроме профессионалов, дарящих нам, охочим до развлечений зрителям, разнообразные эмоции, и смех, и очистительные слезы катарсиса, есть и просто любители. Бытовые, так сказать, «артисты». Лицемеры. Меряющиеся не только тем, чем наградила природа, выпуклыми частями черепами, но и прочими жлыгами жгучего эгоизма. Самодовольство и спесь мелких буржуа. Пошлых и скучно предсказуемых. Подлежащих. Не существительных. Безглагольных. Потому что – бездейственны. Буржуазия? Она самая. Мелочная и маленькая. В отличие от крупных хищников, земле- и деньговладельцев, мелкий буржуа, мещанин не во дворянстве, не накопивший денег на покупку титула, а довольствующийся лишь «олинклюзивом» турецких отелей, где на недельное проживание по путевке от туроператора уйдет столько же денег, сколько было бы потрачено, если потребитель туруслуг самостоятельно заказал себе билеты до Стамбула и далее, лично снял бы апартаменты и сам покупал недорогие продукты на рынке. Но при этом прожил бы на те же деньги не неделю, а месяц, а то и полтора в той же Турции. Не зажигая, как герои «Нашей Раши» из Нижнего Тагила на шведских столах, а обследуя античные руины Малой Азии, где Троя соседствует со Вторым Римом, а зимняя резиденция Александра Македонского с церковью Святителя Николая, самого почитаемого на Руси святого.
Когда в детстве я читал «Двадцать лет спустя» Александра Дюма и в самом начале романа встретился с бывшим слугой Д’Артаньяна Планше, ставшим после дембеля «честным буржуа», мелким лавочником, мне было непонятно, как этот прохвост, слуга романтичного мушкетера, побывавший с ним не в одной переделке, вдруг остепенился и стал обыкновенным мещанином? Хотя бунт горожан и его вынес из теплой постели от женушкиного мягкого бока на обгаженные парижские улицы. Живи он сейчас, надел бы Планше желтый жилет, или стал бы закрывать фанерой витрину своего магазинчика, вопрос риторический. Ведь добрых парижан во все времена легко было поднять на восстание, особенно если впереди них вела бы всех униженных и оскорбленных олицетворенная Свобода с обнаженной грудью. Из квартала красных фонарей.
И все же такая метаморфоза не удивительна. Особенно на примере перерождения народа-победителя, народа-труженика, возводившего города и водружавшего красное знамя на рейхстаге, шагнувшего в космос, в народ, молящийся на сигареты «Мальборо» и джинсы «Левис». Помните, как это живописал покойный Эльдар Саныч в своих бессмертных комедиях «Служебный роман» и «Гараж». И эта его дамочка на вечеринке у сосланного из заграничной командировки в Москву Самохвалова: «Юра, а ты в Швейцарии на стриптиз ходил?», на что брови у Басилашвили вздымались праведным домиком: «Я? Да зачем мне это нужно!». И ведь врет, подлец, по глазам видно, врет, скотина! Еще как ходил, оставив жену шопинговать в швейцарских магазинах, а сам по тихой сбегал поглазеть на упругие прелести работниц шеста с купюрами в трусиках.
А сегодня лицемерный буржуа – это не прежний смешной мещанин во дворянстве с купленным в московском метро университетским дипломом, а вполне себе ухоженный метросексуал с наманикюренными ногтями, хипстерским пучком волос на макушке и такой же бородкой. Аккуратно постриженной. И в своем аккаунте в соцсетях он пишет, вернее, бездумно ставит статус, услужливо подсказанный сетью – «в отношениях». Не в браке, не женат, не замужем, хотя есть и такие автоматические ответы в соответствующей графе матримониального состояния. А именно «в отношениях». Написать «в блуде», нет, это не комильфо. Так же как вместо «эвтаназии» - убийство стариков. Впрочем, таких подменных понятий, не только использующих иностранные термины, но и вполне русские слова, но с переменным, новым значением, хоть пруд пруди сегодня. Взять ту же пресловутую «дорожную карту» хотя бы! Особенно из уст чиновников. В контексте заработной платы. Как понять, перевести с чиновничьего на нормальный русский сочетание невнятных слов «дорожная карта» и рост зарплаты? Застрелиться проще! Или, как советуют продвинутые пользователи тырнета – «убиться об стену».
Впрочем, все это лишь цветочки. Последствия. Симптоматика. Отрыжка. Корни лицемерия, то самое место, откуда руки у иных растут, или других отростки, мешающие плохим танцорам. Оно-то на виду. Как гигантская, летающая выпуклость на концертах группы «Пинк Флойд» периода рок-оперы «Стена». С зубастой расщелиной. Поглощающей все живое. Чтобы пережевать, переварить и обратно исторгнуть. Лицемерие – вот основной порок нашего общества. Впрочем, у каждого свой набор главных смертных грехов. Булгаков почитал таковым – трусость. Но о трусости поговорим в следующий раз.
Свидетельство о публикации №118122510396