Тайна Леонардо
Необходимо только то ухо, которое способно услышать подобное "проговаривание".
Что же прежде всего "проговаривается" на картинах Леонардо? Приблизительно также, как человек, который хотел что-то скрыть, но сам невольно тем или другим действием, словом или поступком выдал свою тайну. В случае с Леонардо, правда, та же ситуация предстаёт словно перевёрнутой с ног на голову: Леонардо никак и ничего не хочет скрыть сознательно, он просто не имеет пространства и места для полноты своего воплощения и потому изначально находится в положении невольного сокрытия, а "проговориться" Леонардо как раз хочет, но почти не может. Но сколь бы не менялось здесь отношение самого субъекта к происходящему - хочет ли он скрыть и выдаёт тайну лишь невольно, или же он страстно хочет открыть тайну, но вынужден выдавать её лишь отмеренными порциями(случай Леонардо) - факт остаётся фактом - перед нами не искусство в его непосредственной "открытости тайны", а нечто "не до конца пробившееся" к зрителю, нечто вполовину говорящее или незавершённо осуществлённое. То есть перед нами не то, что "говорит", а то, что "проговаривается".
Практически все картины Леонардо таковы, одни - больше, другие - меньше. Хорошо известно как часто он бросал свои труды незавершёнными, значительно чаще чем все остальные гении, однако хотя всё это лежит в биографии Леонардо вполне на виду, никто не берётся сказать об этом хотя бы пару истинных слов - поставить перед собой прямой вопрос - почему Леонардо так делает?
Был ли он просто легкомысленным и поверхностным? Конечно же нет. Или быть может, он был не постоянным и не твёрдым в своих изыскательствах и трудах, ведь всё указывает именно на то, что он не продолжал каких-то определённых направлений своего труда до конца, но перескакивал с одного на другое, и удивлял современников скорее широтой и универсальностью своего охвата, чем реально произведёнными шедеврами. Кроме того, Леонардо, судя по всему не считал себя художником, картины он рисовал так, словно бы занимался не делом первостепенной важности, а чем-то наподобие "почему бы и нет?", и от рисования легко и радостно переходил к науке, словно последняя как раз и воодушевляла его гораздо значительней.
Всё верно, и чтобы разгадать загадку Леонардо не надо ничего придумывать, ничего ретушировать и ничего подправлять, следует лишь нам самим до конца увидеть это так, как оно именно есть. Да, Леонардо не был художником, в том смысле в каком любой художник - прорастающий через своё искусство свет и распахивающееся через него пространство. Художник тот, кто рисуя - видит. Но Леонардо был таким типом человека, который видел до рисования и не рисуя. Я называю такой тип людей - идеальным. А если человек видит и "до рисования" и "без рисования", то он не нуждается в самом рисовании как в деле всей своей жизни, как в необходимом кислороде для дыхания, но наоборот относится к рисованию довольно свободно, как лишь к одному из способов жизни и бытия.
Итак, Леонардо не художник поскольку возник вне "живописного движения"(в котором обычно возникают и становятся другие художники), а с другой стороны он - художник, поскольку вообще рисовал и рисовал классно. Словно бы заходил в живописную сферу, присутствовал там и снова выходил. Но у Леонардо было куда выходить, у остальных же художников - совершенно не было. Подумаем об этом... Куда мог выйти Рембрандт из своих полотен? Да у него просто не было иного места обитания, а у Леонардо было - наука, природа, абсолютно всё, взятое в идеальном смысле.
Поэтому Леонардо в своих картинах присутствует "сзади" своих картин.
Поэтому Рембрандт присутствует в своих картинах целиком и полностью. Поэтому, чтобы найти Леонардо нужно развоплощать его картины, и в противовес этому чтобы найти Рембрандта нужно полностью погружаться в мир его картин и читать его там.
Если же мы возьмём сами картины того и другого, то несомненно увидим, или хотя бы почувствуем - на картинах Леонардо этот "отсыл" - от самой картины к чему-то другому. Причём чувствуют его все, даже обыкновенные люди, потому и обозначают и именуют чувствуемое "тайной", однако разгадать никто не может и не берётся, зато вокруг "неразгаданного" надстраивается множество нелепых объяснений, и последние погребают и саму тайну под таким густым слоем несуразностей и банальностей трактовок, что низводят уже и её до нуля.
"Тайна" переходящая много веков "из рук в руки" - замацывается, залапывается и стирается практически до нуля. Леонардо больше не тайна, поскольку не вызывает у нынешнего времени кокретного непосредственного интереса, ведь его "сдвиг", принуждающий сдвигаться и наше незащищённое восприятие, обёрнут и надёжно спелёнут исскуствоведческими рассказами о нём, а наше "незащищённое" восприятие давно уже "защищено" всем, чем можно от удивительного и необычного.
Леонардо отдаляется от нас и уходит в прошлое не потому что разгадан и "отпущен на покой", а потому что мы сами превращаем себя в дурно множимые и нехорошо пахнущие "тайны на голом месте".
Свидетельство о публикации №118122108782