Рожденная под знаком Георгия Победоносца продолжен
В детстве, Надежда, как только ей повязали пионерский галстук, буквально на другой день стала председателем Совета Дружины им. Павлика Морозова. В ее обязанность входила и подготовка учебной линейки, на которой прорабатывали «двоечников», прогульщиков. Как-то, готовя линейку, Надя сидела в маленькой лаборантской с классными журналами. В лаборантскую вход был из учительской и дверь в нее закрывалась. Когда Надежда проходила в лаборантскую, в учительской никого не было. На перемене стали приходить учителя, которых во времена социализма, ученики чтили «как мать родную». Не зная, что Надя находится в лаборантской, а знала об этом только директор, которая и посадила ученицу в эту комнату, учителя стали обсуждали родителей своих учеников, называли их оскорбительными словами и при этом громко смеялись. Девочка сидела, ни дыша: то ли выйти, чтоб ее увидели, то ли закричать от разочарования, но больше хотелось плакать. Так рушились кумиры ребенка. Это был урок жизни на всю оставшуюся жизнь: она никогда не позволяла себе ругать родителей и близких своих учеников. Она помнила, как это больно. Дети – особая каста, очень чувствительная к несправедливости и предательству. Они не всегда расскажут о том, что их ранило, но это событие может изменить их внутренний мир, их понятие о добре, а может, приведет к не поправимому. Нам, взрослым, нужно об этом помнить, а учителям особенно, они касаются не только разума, но и души своих учеников.
Одна из преподавателей училища, искренне удивлялась, зачем Надежда Николаевна столько тратит душевных сил на проблемы студентов. И ее любимым выражением было, когда нужно было проводить занятие: «Пойду - поквакаю». Вот так некоторые учителя «квакают», тогда, когда от них требуется душа. Ошибки учителей, может быть, не сразу видны, но они уродуют душу ребенка, и это проявляется «потом».
В начале девяностых по разным причинам начало меняться руководство училища, появлялись новые лица и постепенно «душа» того, первого в ее понятии училища, таяла и исчезала. Возникали новые порядки, требования. Но Надежда всегда помнила те добрые уроки, которые преподнесли ей «старые преподаватели». Училище тогда было как семья.
На кафедре общественных наук был учитель философии Марк Калманович - добрый, милый человек маленького роста, упитанный, с большими, чуть на выкате, серыми глазами. Дети любили его, а он, холостяк в пятьдесят лет, любил всех детей. Он опекал «своих» кураторских , как папа. Зная требовательность Надежды Николаевны, Марк Калмановича просил её тихим, вкрадчивым голосом: «Надюш, помоги? У этой девочки очень трудное положение в семье, она болеет…». И далее просил принять зачет пораньше, не быть очень строгой. Надежда сначала предлагала позаниматься с «отстающей». На этом и останавливались. Все дополнительные занятия Марк Калмановича посещал вместе с подопечной.
Руководство училища знало, что «договориться» с Надеждой Николаевной по поводу «хорошей» отметки для «своих» просто невозможно. Поэтому и «блатных» в её группах не было. Студенты – это дети, а дети подлость и предательство чувствуют тонко. Это Надежда хорошо знала по себе.
… В училище шли переводные экзамены. В сестринской группе принимала экзамен по хирургии Нина Николаевна, она же и обучала предмету данную группу.
Класс был готов к экзамену и Нина Николаевна с Надеждой Николаевной раскладывали на столе экзаменационные билеты.
«Что-то Вы не в настроении? Что-то случилось?» - участливо спросила Надежда.
- «Мне вчера вечером домой позвонила зав практикой. Её сын как раз из этой группы. Он долго лежал в НИИ им. Джанелидзе, хирургию запустил, а она просит «пятерку». Знаю, что на «пять» он не знает. Что делать?»
- «Ну, и что ты сказала ей?»
- « Ну, что я могу сказать? Перед ребятами будет неудобно…»
- « Не то слово. Поставь ту оценку, какую заслужит».
- «Но она же зав практикой! Как-то неудобно отказать…»
- «Боишься последствий, понятно. Но если он не ответит на «пять», а ты ему поставишь, я тебя просто перестану уважать…»
- «Ну, Надя, пойми…. Что же мне делать?!»
- « Решай сама».
Начался экзамен. Нина Николаевна попросила Надежду Николаевну заменить на экзамене ее на некоторое время. Прошло время подготовки по билетам . Экзаменатор пригласила одного из студентов. Им оказался молодой человек, полноватый, с белым чистым лицом, большими серыми глазами.
- « Слушаю Вас»-обратилась к нему экзаменатор.
Первый вопрос – нужно назвать выдающихся русских и советских хирургов. Роль в развитии отечественной хирургии Н.И.Пирогова. Вопрос, который обычно любят и знают студенты. Отвечающий молчал. Экзаменатор, предположил, что он просто растерялся, так как перед ним не знакомый преподаватель. Когда преподаватель спросил фамилию и имя студента, все стало понятно. Это был сын зав практикой. Надежда Николаевна пыталась навести его на мысль. Наводящий вопрос должен был помочь студенту: « Саша, ты лежал в больнице, которая носит имя известнейшего хирурга-травматолога, кто это?» Ответ поразил в самое сердце: «Его фамилия НИИ…». Студенты, сидящие в классе, смеялись. Когда его попросили назвать кого-нибудь из известных хирургов современности, Саша назвал Нину Николаевну. Так Нина Николаевна была введена, сама того не зная, в ранг великих хирургов. Ответ на второй вопрос был не лучше. С «холециститом» Саша явно знаком не был. Завуч из-за спины экзаменатора пыталась помочь студенту. Подсказка помогает тому, кто тему знает и лишь замешкался по какой – то причине. В это время вернулась Нина Николаевна. Оценивать ответ будет она. Надежда ей в эту минуту не завидовала, ей было неловко перед другими студентами, которые слышали ответ Александра. Страшно, что он все-таки под натиском родительницы, получил «пятерку». Бедная Нина Николаевна! Она пыталась объясниться с Надеждой, но та не стала ее слушать: « Как смотреть остальным ребятам в глаза? Нина, как?!». Надежда Николаевна всегда говорила преподавателям и студентам: «Не нужно просить у меня «хорошей» оценки. Если это мой студент, я научу, а не захочет учиться – расстаемся. Не нужно плодить в медицине «дураков», их и так в ней много.
Вообще-то Нина Николаевна была в вопросе получения знаний и умений студентами - кремень. В методичках по практике всегда указывалась манипуляция и количество раз, которое требовалось повторить для усвоения навыка. Так вот, Нина Николаевна всегда следовала методическим указаниям. Её студенты были лучшими по практическим навыкам на кафедре.
7
В библиотеке училища учебники по хирургии были, мягко сказать, плохие: материал, изложенный в них, или устарел или его совсем не было. Ведь медицина постоянно развивается, идет вперед. Надежда старалась при всей своей занятости, успевать за новостями в медицине. Очень помогал муж. Он рассказывал о новейших достижениях, говорил на какие лекции к какому «умному» лектору нужно обязательно сходить. В Ленинграде, а потом в Санкт- Петербурге, была одна из лучших школ медицины, здесь работали гении в науке и практике, их лекции слушали «в захлеб». Надежда всегда была готова рассказать о том, что услышала на лекциях тем, кто этого хотел. Ранее хирурги в перерывах делились между собой, полученными новинками в медицине. Но менялся коллектив, менялось отношение к предмету, к коллегам.
На одном из педсоветов был поставлен вопрос о плохой посещаемости студентами лекции некоторых преподавателей и даже практических занятий. Пока фамилии не назывались. Так же директор отметила почти стопроцентную посещаемость занятий по хирургии у Надежды Николаевны. Тогда преподаватель гигиены Роза Константиновна прокричала: «Да они просто ее боятся…». Тут не выдержала Нина Николаевна: «Не боятся, а знают, что в книгах, того, что дает им Надежда Николаевна, у них нет. Поэтому ни на занятиях, ни на экзаменах, ни в практике им без лекций не обойтись. А - Вы – «боятся».
Это была правда. К уже имеющимся в ее голове данным по теме Надежда «раскапывала» и добавляла постоянно новое. Так училась она сама, итак учила она своих студентов. Никогда ни с кем не сравнивалась, никогда никому не завидовала. Просто была самодостаточной. Кому-то это импонировало, кому-то не нравилось.
Студенты ее групп знали, что читает лекции Надежда Николаевна без конспектов. Повторяет мысль , если не один раз, то каждый раз другими словами. Такой способ чтения лекций, как показала практика, позволяет активно запоминать материал, а не автоматически его записывать. Студенты, которые только начинали у нее учиться, нередко говорили, что сначала в голове как-то трудно укладывался материал, а выйдешь с лекции и все «уляжется по полочкам».
Как-то раз Надежду Николаевну попросили заменить в сестринской 201 группе заболевшую Нину Николаевну. Нужно отметить, Надежда очень редко читала лекции медсестрам. На этом отделении учились пятнадцатилетние девочки и редко мальчики. Они писали лекции медленно, старательно, оформляя написанное цветными ручками. Новый преподаватель читала лекции, как говорила, повторяя однократно. Это было тяжело для студентов медсестринского отделения. Они периодически трясли кистями рук, показывая, что не успевают. Надежда Николаевна увидев это, остановилась: « В чем дело?». Староста объяснил, что они не успевают и у них устали руки.
- «Привыкайте все делать быстро, на отделении вам это пригодится. Сегодня буду читать помедленнее, но на следующем занятии - как обычно».
Для сестер материал Надежда давала по- иному. Медсестра – это помощник врача. Она должна осуществлять уход. Для этого нужно знать суть заболевания и очень хорошо помощь и уход. Материал излагался лаконично, для быстрого запоминания, акцент был на уход.
Интересная методика у нее был для изучения инструментов для различных операций. Студенты изучали сами инструменты и параллельно начинали подготовку на специализацию операционной сестры. Это Надежда Николаевна не афишировала, просто давала материал глубже – в работе пригодится.
Студенты сидели вокруг стола, первый набор инструментов стоял перед преподавателем, и она первая, показывая по очереди инструменты, называла их. Предварительно, перед этим давалась схема операции. Если был разрез – нужен скальпель, после разреза ткани кровоточили – нужны кровоостанавливающие зажимы и так далее. Затем лоток с инструментами переходил к студенту, сидящему рядом. Он старался по памяти назвать инструмент. Если не мог этого сделать, ему помогали другие студенты. И так по кругу повторялся набор по двенадцать раз. Не захочешь – выучишь. Затем шел процесс зарисовки инструментов в тетради по практике. На этом этапе преподаватель мог пойти попить чай или покушать в лаборантскую. Вот в один из таких дней, Надежда Николаевна с коллегами пила чай в лаборантской, студенты работали самостоятельно. Вдруг преподаватели вскочили с мест, некоторые стали убегать. Надежда продолжала пить кофе. В дверях стояла директор, облокотясь на косяк.
- «Опять вижу одни и те же лица» - с ухмылкой произнесла она.
- «Нас пока еще не уволили, поэтому и лица те же…» - спокойно ответила Надежда Николаевна , продолжая пить кофе.
Никто в учреждении не должен никого бояться, это мешает работе. Если к преподавателю по его работе нет претензий, то руководить «в мелочах» не стоит. Другое дело студенты, здесь дисциплина должна быть, и они подчиняются установленным правилам и порядку. Хороший руководитель эти грани чувствует хорошо.
Свидетельство о публикации №118122108106