Трансцендентность из Белогорские афоризмы. Том 2
Проще всего объяснить, что такое трансцендентность, указав на смерть. Бога мы (по крайней мере - в большинстве своём) не знаем - только изредка чувствуем Его присутствие как благодать. В Бога многие не верят и, по-видимому, как-то без этой веры (вернее с верой в то, что Его нет) обходятся. А вот в смерть вынуждены верить все, даже самые упёртые атеисты. Для всякого очевидно, что земная жизнь любой земной твари кончается* - атеист и рационалист предпочёл бы заявить, что он не только верит в это, но знает. Но «знает» он только о том, что происходит до смерти, и ничего не может знать о том, что происходит потом. Т.е., разумеется, наука уже довольно далеко продвинулась в изучении «околосмертных» состояний и уж точно способна удовлетворительно описать процесс разложения плоти, но личным опытом (исключая случаи так называемых клинических смертей) никто похвастаться не может. С этими клиническими смертями - полная неразбериха. Можно ли считать это смертью? Ведь смерть - это, когда уже всё, без возврата. А тут как раз таки возврат происходит - какая же это смерть? И когда она собственно окончательно наступает - через 40 минут после отключения мозга, через 3 дня, через 9 дней или через 40? весьма возможно, что с прогрессом медицинской техники, эта окончательность будет всё более и более отодвигаться. В конце концов, из свежего (пусть замороженного) трупа - даже чисто теоретически - кажется легче восстановить живого человека, чем из выбеленного временем скелета и, тем более, из горсти пепла. Но как бы там ни было, сколько ни оттягивай - приходит некий момент, когда утрата (скажем, кого-то из наших близких) уже начинает нам представляться безвозвратной. Смерть забрала их, их нет или они где-то там. В любом случае - покойники пребывают в неком, нам до нашего часа совершенно недоступном, состоянии. Это и есть трансцендентность. Опять-таки атеисты и рационалисты могут сколько угодно настаивать на том, что всё это условно и подчиняется только статистическим закономерностям - т.е., выражаясь математически, бесконечно малая никогда не станет нулём; но тот самый опыт, та самая практика, которой до сей поры, не сговариваясь, кланяются учёные всего мира, похоже, доказывает обратное - смерть есть, именно как нечто, безоговорочное для всех, пока есть; и даже самые безумные оптимисты от науки вряд ли решатся утверждать, что в обозримом будущем с ней удастся земными средствами справиться. Существующие никак не могут вообразить себе несуществование**, для бытующих небытие, т.е. уже окончательно наступившая смерть, является трансцендентностью.
*На вульгарное возражение о «бессмертии» одноклеточных, могу ткнуть пальцем в любую твёрдую поверхность, с полной уверенностью, что таким способом уничтожил сонмы.
**Все научные и ненаучные сказки о «загробном мире» повествуют о жизни. О какой-то якобы совсем другой - но о жизни, а не о смерти.
© Copyright:
Спящий Поэт, 2018
Свидетельство о публикации №118122104756
Рецензии