Венок сонетов Некорректные задачи одним файлом

 Написано в соавторстве с Ильёй Лифляндом, см.
http://www.stihi.ru/2018/06/22/7190               

Сонет 1

Пусть наша жизнь – игра. С какой ценою –
К чему гадать при сумме нулевой?
Не станем поддаваться паранойе,
А подойдём с холодной головой
К тому, что всё вокруг не очень складно,
Что жизнь у всех всегда NP-трудна.
Ведь сказано: "Обидно мне, досадно...
Ну, ладно". Чашу пить, так пить до дна!
Того императива-предиката
Нам не смягчить, не снизить и на треть,
Но тем-то мать-история богата,
Что невозможно всё предусмотреть.
     Не прочитать в скрижалях между строк,
     Насколько распорядок действий строг.


Сонет 2

Насколько распорядок действий строг,
И много ли от действий этих проку,
Из опыта мы судим, из дорог,
Которые прошли, надеясь к сроку 
Почувствовать, принять и объяснить
Стремленье воли к милому пределу
И тонкую невидимую нить,
Которою душа пришита к телу.
В их резонансах страсти и покой,
И время протекает беззаботно.
Как хорошо в гармонии такой,
Но это всё, увы, нигде не плотно.
   И только тот спокоен под луною,
   Кто судит высшей мерой неземною.

Сонет 3

Кто судит высшей мерой неземною,
Не должен с этой мерой до поры
Считаться, а потом судить другою,
И правила менять в разгар игры.
Желание устойчивого мира
Сильнее просвещенья и свинца.
Завещано: не сотвори кумира,
Но их у нас без меры и конца,
Все суетятся, не осознавая,
Что истина не определена.
И твердь земная, с краем ли, без края,
И небо необъятное без дна
   Покажутся с овчинку, с ноготок,
   Когда придётся подводить итог.


Сонет 4

Когда придётся подводить итог,
Дописывать последние страницы,
Когда подступит к сердцу холодок,
И с точностью предельной прояснится   
Что бросил, что не мог, что завершил,
Где отыскал свои координаты,
Что нажил, и на что хватило сил.
Банальна жизнь, но знает всяк - одна ты,
И лучше не становишься теперь,
Эпоха развращается, старея,
И жаждет жертв, и требует потерь.
Успеть бы разобраться, чтоб скорее
   Переопределить, переиначить
   Все эти некорректные задачи.   


Сонет 5

Все эти некорректные задачи   
Сведут с ума и доведут до слёз,
Идущих же за нами – и тем паче,
Коли воспримут сердцем и всерьёз
Размерность бесконечную компактов,
Откуда нас не выкурить живьём,
И где собралось столько артефактов,
Что мы их никогда не прожуём.
Индукция шагами командора
Не выведет из призрачных трясин,
И вспыхнет на экране монитора
Нам "мене-мене-текел-уфарсин". 
   Предупрежденье, судя по всему,
   Как приговор и сердцу, и уму.

 
Сонет 6

Как приговор и сердцу, и уму
Реальность остаётся виртуальна
В своих забавах, может, потому
Дела по норме сходятся нормально.
А, может, потому, что день за днём,
Прыть, нервы, жилы перенапрягая,
Мы ранним утром или перед сном
Наивно верим, что придёт другая.
Гораздо вероятнее, что нет.
Ну, кто из нас готов поверить в бредни,
Что кто-то где-то вытянул билет -
Единственный, который знал намедни.
   Провалимся без права пересдачи,
   И будет только так, а не иначе.


Сонет 7

И будет только так, а не иначе,
Напрасны ухищрения души,
Они пренебрежимо мало значат
В такой философической глуши.
Глобальной монодромии порядки
Впитаются в сознанье как-нибудь,
И поведёт меня кусочно-гладкий
Одноколейный выстраданный путь,
Где происходит без предупреждений
Всё, что нелепо, пошло и смешно,
Где свет и тьма полны предубеждений,
И многое давно предрешено,
   И все мои старанья ни к чему.
   Смирюсь, а, может статься, и пойму.

Сонет 8

Смирюсь, а, может статься, и пойму,
И дверь в иные сферы приоткрою
Да так, что станет зябко самому,
Захваченному умственной игрою.
Игрой не в бисер, что явилась нам
Как результат брожений гессеанских,
А тою, что крадется по пятам
Прорывов - pasaremos по-испански.
Когда легко не вовремя свернуть,
Когда из форм и формул плотной вязи
Вдруг высветится спрятанная суть
Явлений. Или их взаимосвязи.
   Всерьез и не бывает по-другому,
   Запретный плод не вызовет оскому.



Сонет 9

Запретный плод не вызовет оскому,
Никто теперь не верит чудесам,
Но кто его отведал – Ecce Homo,
Чья жизнь подчинена другим часам, 
Другой стезе, нехоженной, фрактальной, 
По картам многосвязных областей
Без всякой суматохи привокзальной, 
И без ограничений скоростей.
А вдоль дороги бывшие святыни,
Догматов обветшалых монолит,
И в этой неземной полупустыне
Лишь плод познанья жажду утолит.
   Всё так ненатурально перед ним.
   Вкус истины – ни с чем он не сравним.


Сонет 10

Вкус истины - ни с чем он не сравним,
И лишь забронзовевшего не тронет.
Самих себя порой заворожим
Когда-то на каком-то перегоне,
И цель мелькнёт, как мысль или как свет,
Как неостановимое мгновенье,
Но чаще как мираж, как ложный след:
Ни послевкусье, ни предощущенье.
И как в мельканьи что-то угадать,
Не вычислить - потом придут расчёты,
Прочувствовать, что цели ты подстать,
И те, что нужно, выбираешь ноты?
   У каждого особенная комма:
   Ума необходимость нам знакома.


Сонет 11

Ума необходимость нам знакома,
И возражать кому придёт на ум,
Покуда всё творится по-простому –
Без интегралов, кванторов и сумм.
Но если призадуматься немного,
А что есть ум, и с чем его едят,
И рассуждать решительно и строго,
То разойдётся вмиг сомнений ряд.
Не знаний сумма, не набор умений,
Не глупый вид, но и не умный вид,
Не перечень чужих, пусть важных, мнений,
Не... где же то, что все определит?
    И чтобы стало ясно нам самим,
    С достаточностью мы повременим.

Сонет 12

С достаточностью мы повременим:
Она способна сузить горизонты,
Все вталкивая в суетный мейнстрим,
В котором оказавшись, обречен ты
Барахтаться, пока не утерял
Способность дорожить любимым делом,
Стабильно тривиальный идеал
Не жалуя ни в частностях, ни в целом.
Как ни крути, а время утечёт,
Полупотоком поля на проходе,
И что при этом будет: чёт-нечёт, -
Прописано в наследственном штрих-коде
   Каракулями горестных замет
   В круговороте якобы побед.

Сонет 13

В круговороте якобы побед,               
Которые не слаще поражений,
Под истину рядится сущий бред,
Состряпанный из общих положений.
Рефлексия - она и враг, и друг,
Она застыть не даст, утратить честность,
И пусть ближайший спутник ей испуг
Перед последним шагом в неизвестность,
Задать вопрос – большое мастерство,
Особенно себе, а не кому-то,
Порою в нём таится волшебство,
Порою просто внутренняя смута.
     И не подскажет суета сует,
     Всегда ли "быть" – естественный ответ.


Сонет 14

Всегда ли "быть" - естественный ответ?
Решение лежит за гранью фола, 
Пока цветёт обильно пустоцвет, 
И многое уныло и бесполо.
Мы верим жизни, в энтропии дней
Опорою нам служит эта вера.
Стихи ж стихийны, но они сильней,
В тонических единственная мера.
Лебег не щедр,  она почти у всех,
Равна нулю, чтоб не были в обиде.
Переменив в пути немало вех,
И эндшпиль без Налимова предвидя,
   С надеждою спрошу непоказною:
   Пусть наша жизнь игра. С какой ценою?
 

15 Магистрал

Пусть наша жизнь – игра. С какой ценою?
Насколько распорядок действий строг?
Кто судит высшей мерой неземною?
Когда придётся подводить итог?
Все эти некорректные задачи
Как приговор и сердцу и уму.
И будет только так, а не иначе.
Смирюсь, а может статься, и пойму.
Запретный плод не вызовет оскому,
Вкус истины - ни с чем он не сравним.
Ума необходимость нам знакома,
С достаточностью мы повременим.
    В круговороте якобы побед
    Всегда ли «быть» – естественный ответ?


Вдогонку

Сонет сонету рознь. А тут ещё венок...
К чему нас повлекло от суеты научной?
Быть может, надоело вдоль и поперёк
Всё пробовать на зуб, и стало просто скучно?
Нет, всё не так, и речь о скуке не идёт.
Скорей, желание промолвить, что хотелось,
Несхожим языком. А вдруг сухой расчёт
Бестактно оттеснял свободу или смелость?
  Энергия тех сил, что создают сонет,
  Способна поглотить почти любой сюжет,
  И ей бы быть под знаком "Осторожно!"
  Она лох-несский зверь, она водоворот,
  Почует жертвы след, не выпустит - найдёт,
  И противостоять ей невозможно.


Рецензии
Лебег не щедр...
Кто такой Лебег?

Комма - почему с двумя эм?
И почему ни слова про войну?

Лариса Дудина   14.03.2023 07:24     Заявить о нарушении
Спасибо, Лариса.
В отличие от медицинского термина "кома", в музыкальном термине
"комма" пишутся две буквы "м", см. Википедию:
Ко́мма (греч. κόμμα — отрезок) в теории музыки — общее название
для микроинтервалов величиной около 1/7 — 1/10 целого тона, возникающих,
как правило, при сопоставлении однотипных интервалов в различных
музыкальных строях... То же и про очень знаменитого французского
математика Анри Лебега и меру, в честь которого она названа.
Ну, и про всё остальное там тоже достаточно много сказано

Владимир Голубятников   14.03.2023 09:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.