Эпилог. или же
ИЛИ ЖЕ?..
В чём же здесь логика и доказательства, спросишь ты. Да логика брат простая – новозаветная, а о доказательствах я уже раньше сказал, они от противного.
1. (Но неизвестно будущее) Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло (и стоит оно пред человеком подобно осеннему туману, поднявшемуся из болот), гадательно (Безумно летают в нем вверх и вниз, черкая крыльями, птицы),
Объясняет сказанное о младенце,* и показывает, что нынешнее наше знание - какое-то темное, а тогда будет яснейшее. Ибо, говорит, видим ныне в зеркале. Потом, поскольку зеркало довольно отчетливо показывает отражающийся в нем предмет, присовокупил: гадательно , дабы с наибольшей точностью показать неполноту этого знания.( Блж. Феофилакт Болгарский)
*- «Много совершилось в мiре заблуждений, которых бы, казалось, теперь не сделал и ребенок. Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины, тогда как перед ним весь был открыт прямой путь, подобный пути, ведущему к великолепной храмине, назначенной царю в чертоги! Всех других путей шире и роскошней он, озаренный солнцем и освещенный всю ночь огнями, но мимо его в глухой темноте текли люди. И сколько раз уже, наведенные нисходящим с Небес смыслом, они и тут умели отшатнуться и сбиться в сторону, умели среди бела дня попасть вновь в непроходимые захолустья, умели напустить вновь слепой туман друг другу в очи и, влачась вслед за болотными огнями, умели-таки добраться до пропасти, чтобы потом с ужасом спросить друг друга: где выход, где дорога? Видит теперь всё ясно текущее поколение, дивится заблужденьям, смеется над неразумием своих предков, не зря, что небесным огнем исчерчена сия летопись, что кричит в ней каждая буква, что повсюду устремлен пронзительный перст на него же, на него, на текущее поколение; но смеется текущее поколение и самонадеянно, гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми так же потом посмеются потомки...» (Н.В.Гоголь)
2. (не распознавая в очи друг друга) Тогда же лицом к лицу
Говорит так Не потому, будто Бог имеет лицо, но дабы чрез это показать ясность и наглядность знания.( Блж. Феофилакт Болгарский)
Бог всегда сокровенен есть и пребудет; не зрят Его непосредственно и самые высшие существа, а только в проявлениях Его славы. Большего и совершеннейшего лицезрения Божия не будет, как то, которого удостоятся верующие в лице Господа Иисуса Христа. В этом неизреченная к нам милость Божия. Он всячески хочет, чтобы мы узрели Его, но как прямо этому быть нельзя, то Он благоволил воплощену быть Единородному Сыну Божию, чтобы достойные могли зреть Бога в очах Его. В очах наших душа душу видит и душа с душою соединяется. Опыт имеем в тех, кои полюбили друг друга. Они чувствуют, что чрез глаза душа будто переливается в душу. Так верующие чрез очи Господа будут ближе общиться с сокровенным Божеством. И в этом все их блаженство. (святой Златоуст)
(/И ПЕРЕД ЛИЦОМ БОЖИИМ/)
/Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, – чтобы вы не мечтали о себе, – что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь./ (Рим.11:25,30-36).
3. (и никто не знает), Теперь знаю я отчасти (как далеко летает он от своей погибели...), а тогда познаю, подобно как я познан
Нынешнее наше знание относительно будущего похоже на ветхозаветное относительно настоящего.
...они видели закланного агнца, кровь бессловесного и помазанные ею двери; а что воплотившийся Сын Божий будет заклан, избавит всю вселенную, даст в снедь грекам и варварам Кровь Свою, отверзет для всех небо, предложит тамошние блага человеческому роду, вознесет окровавленную плоть выше неба и неба небес, и вообще выше всех горних воинств, Ангелов, Архангелов и прочих Сил, и посадит ее на самом царском престоле одесную Отца в сиянии неизреченной славы, этого никто из них тогда и не мог представить в уме своем.
Сидящий во мраке, прежде нежели увидит солнце*, не сам приходит к прекрасным лучам его, но они являют ему себя, когда засияют; а когда он примет сияние их, тогда уже и сам стремится к свету. (святой Златоуст)
*- «стань солнцем и все тебя увидят» (Ф.М.Достоевский. Преступление и наказание)
Настоящее есть тень будущего, ибо во святом крещении усматриваем образ воскресения, а тогда увидим самое Воскресение.* (Феодорит)
*- «Что есть много в коренной природе нашей, нами позабытой, близкого закону Христа, — доказательство тому уже то, что без меча пришел к нам Христос, и приготовленная земля сердец наших призывала сама собой Его слово, что есть уже начала братства Христова в самой нашей славянской природе, и побратанье людей было у нас родней даже и кровного братства, что еще нет у нас непримиримой ненависти сословья противу сословья и тех озлобленных партий, какие водятся в Европе и которые поставляют препятствие непреоборимое к соединению людей и братской любви между ними, что есть, наконец, у нас отвага, никому не сродная, и если предстанет нам всем какое-нибудь дело, решительно невозможное ни для какого другого народа, хотя бы даже, например, сбросить с себя вдруг и разом все недостатки наши, все позорящее высокую природу человека, то с болью собственного тела, не пожалев самих себя, как в двенадцатом году, не пожалев имуществ, жгли домы свои и земные достатки, так рванется у нас все сбрасывать с себя позорящее и пятнающее нас, ни одна душа не отстанет от другой, и в такие минуты всякие ссоры, ненависти, вражды — все бывает позабыто, брат повиснет на груди у брата, и вся Россия — один человек. Вот на чем основываясь, можно сказать, что праздник Воскресенья Христова воспразднуется прежде у нас, чем у других. И твердо говорит мне это душа моя; и это не мысль, выдуманная в голове. Такие мысли не выдумываются. Внушеньем Божьим порождаются они разом в сердцах многих людей, друг друга не видавших, живущих на разных концах земли, и в одно время, как бы из одних уст, изглашаются. Знаю я твердо, что не один человек в России, хотя я его и не знаю, твердо верит тому и говорит: «У нас прежде, чем во всякой другой земле, воспразднуется Светлое Вокресенье Христово!» (Н.В.Гоголь)
Бывает, смотришь издали, вон там правее, видишь, на восток? Не иначе как «горб» у бедолаги...
Да и не замечаешь его горемычного до поры до времени, а потом при содеянном им всмотришься, да какой же то «горб», да и где он, куда девался – глядь, а то «крылья».
А иной поди, вон как окрылённый, бывает. Что ты, «крылья» до небес не иначе, а ближе глянешь, «фу» - сплошь из кожи дебелой, а на концах коготки, а то и когтищи.
Да это брат оказывается и разглядеть вообще то не сложно. Ты осиль сперва во всём этом душу человеческую рассмотреть, а вот тогда, при всей полноте и самого несущего свой Крест увидишь.
/Ведь одно дело – верить, а другое – понимать, и сперва мы должны поверить в то великое и божественное, что стремимся понять, – а если бы это было не так, напрасны были бы слова пророка: «Если вы не поверите, вы не поймете» (Ис.7:9)… Ведь о том, во что верят, нельзя сказать, что оно найдено, если оно неизвестно, и никто не способен к обретению Бога, прежде чем поверит в то, что затем собирается познавать. Вот потому-то, повинуясь предписаниям Господа, будем и мы искать усердно. Поистине, то, что мы, Им побуждаемые, ищем, мы найдем, ибо Он Сам же и укажет путь, – в той мере, в какой эти вещи могут быть обретены в этой жизни такими, как мы. Действительно, надо полагать, что лучшими уже в земной жизни, а всеми добрыми и благочестивыми,несомненно, после нее, эти предметы могут быть определены и поняты в высшей степени очевидным и совершенным образом, – на что и нам следует надеяться, и, презрев земное и человеческое, надлежит всячески желать и любить их./(блаженный Аврелий Августин)
Вставай брат, пойдём в храм Христа Спасителя, за тех двоих попросим...
Во единый на десятый,*
О кафизме, грекам - сядьте,
А «фонарной местной братьи»,
Возвращения из плена...
Не впадая в безрассудство.
Для напряженного слуха,
...приклоните ваше ухо,
Выход есть, Господь рассудит.
«Горб и крылья» то же выбор,
- мы Ему, никто не нанял.
Говорит: - в Мой виноградник,
И вы идите... Благодать уже внутри.
Из земли, с небес... «на Сретенке»,
Эх, с правдой миръ облобызается,
Милость с истиной встречаются,
Брат повиснет на груди...
Управляя нашим шествием,
Яко речетъ: - миръ на люди,
Верь, осилишь, Крест увидишь,
Правда - ставит въ путь стопы'...
*- (Мф.20:7), (Пс.77:1), (Пс.84:9-14).
Свидетельство о публикации №118121907065