Рожденная под знаком Георгия Победоносца продолжен

               

                5
Новый коллектив Надежде  понравился. Люди увлекающиеся, добрые и честные  в своем большинстве, хотя и острожные, видимо жизнь уже их  «побила». Увлечения у всех  были разные: кто увлекался балетом и знал хорошо ленинградскую школу балета, кто читал и знал все новинки литературы, современных писателей и классиков, кто увлекался туризмом и знал все маршруты Турбюро. И все они легко делились своими знаниями и впечатлениями, устраивали культпоходы в музеи, на оперу и балет, давали рекомендации по книжным новинкам. В общем, чтобы им соответствовать, нужно было потрудиться. Книги читали с мужем ночами, когда все домашние дела сделаны, дети и соседи по коммунальной квартире спали. Книги и журналы доставал муж. Как-то на педсовете разбирали «молодых преподавателей».  На Надежду напала учительница по литературе Фира Яковлевна – «почему  Надежда Николаевна не посещает школу «молодого преподавателя». На что был ответ, что занятия начались только в конце октября, а первое занятие у молодого преподавателя начались с первого сентября, начало занятий  в этой школе «молодого преподавателя» в семь вечера, а у нее грудной ребенок.   Фира Яковлевна не унималась: « Вам дали бы первые навыки, как нужно входить впервые в класс, как держать себя с учениками».
«Я уже вошла самостоятельно в свой класс,  по - другому входить я уже не буду».
«То есть Вы отказываетесь от обучения?»
«У меня уважительная причина: грудной ребенок и первоклашка.  С ними сидеть не кому».
Нина Николаевна, когда Надежда  все сказала,    прошипела: « Я же предупреждала тебя, что здесь не любят  тех, кто выступает. Будь осторожней…»
Но молчать, когда видишь несправедливость, она не могла. На одном из следующих педсоветах ставился вопрос увольнения учителя биологии Лидии Васильевны, которая «устроила скандал» в кабинете завуча. Как было изложено, учитель, увидела, что часовая нагрузка ее на год почему-то стала меньше, без ее согласия. Никто Лидию Васильевну об этом не предупреждал, ничего ей не объяснял. Когда же учитель пришла к завучу для выяснения причин сокращения нагрузки, а значит и зарплаты, завуч выставила ее за дверь.  Поднялся крик, шум. Поведение учителя посчитали не педагогичным.  Председательствующий просил высказаться. Вставали, как Надежда поняла, уже подготовленные люди и требовали увольнения биолога. Вот этого она стерпеть не могла. Попросила слово. Нина Николаевна дергала ее за халат, настаивала   не выступать. Доводы молодого преподавателя были просты: нарушены права Лидии Васильевны, нарушен «Закон  об образовании» И КЗОТ; кроме того конфликтность биолога обусловлена увеличенной щитовидной железой и другими симптомами повышенной функции железы. Врачам не секрет, что такие пациенты  конфликтны, плаксивы, поэтому Лидию Васильевну нужно полечить, а не увольнять. Наступило молчание. Конфликт был улажен, биолог остался в коллективе, а ей было уже пятьдесят два года, в этом возрасте так просто работу не найти.
Весной встал вопрос о должности завуча, которая стала вакантной. Эта вакансия  не интересовало Надежду Николаевну , поэтому она и  не знала, что директором был проведен опрос коллектива. Коллектив должен был сам предложить кандидатуру. Как оказалось, практически все сотрудники училища высказались за  Надежду  Николаевну.  Директор вызвала к себе  Надежду  и сообщила итог опроса. С присущей ей прямотой,  Надежда Николаевна  сказала: « В училище я могу быть или просто преподавателем, или директором…». Такой ответ обескуражил Людмилу Николаевну, но она сдержалась  и лишь вопросительно посмотрела на преподавателя.
«Людмила Николаевна,  у нас  с Вами стиль руководства, который мы приемлем,  разный. У Вас –авторитарный, я же склонна к демократическому.  Мы с Вами будем постоянно спорить, а «паны ругаются - у холопов чубы трещат». От такого выбора страдать будет коллектив, зачем?».
Подобного честного ответа Людмила Николаевна не ожидала, она даже не обиделась, а только сказала: « Ну, подождите еще два года, я уйду на пенсию…»
«Я не тороплюсь…» - ответила Надежда.
Да и в самом деле, у нее маленькие дети, они требуют внимания, поэтому работа завуча сейчас не могла быть плодотворной.
Об этом разговоре, как водится, в коллективе узнали практически сразу.  Одни считали, что это «смело», другие – «необдуманно», так как,  по их мнению, Людмила Николаевна была злопамятна и мстительная. Но  Надежду  это не волновало, (защищал Георгий Победоносец  что ли?) Да, и не было со стороны директрисы никаких серьезных  гонений, притеснений.  Скорее всего,  в данном случае обезоруживала неподдельная честность и прямота. Как-то один очень уважаемый в коллективе человек сказал  Надежде: « Вы  хорошо  живете - можете себе позволить говорить, что хотите… Не всякому это дано».
«А что же Вам мешает?»
« Трусость и раболепие…»- ответил «уважаемый человек»
Да, в этом она убеждалась не раз потом, далеко не каждому дано даже думать прямо


Рецензии