Кому нужна поэзия? из Белогорские афоризмы. Том 2

   Зачем писать хорошие стихи, если они всё равно не будут по достоинству оценены?.. Никогда? Всегда есть надежда на будущее, на то, что найдутся-таки, в конце концов, достаточно разборчивые петухи (или не знаю уж, как там они тогда будут называться) которые начнут понемногу выклёвывать из, становящегося на глазах геологическими отложениями, интернетовского навоза по-настоящему драгоценные вкрапления.
   Не знаю, всегда ли так было*, но современные печатные органы, вроде толстых журналов, которые нынче тоже стремительно превращаются в архаизм, заняты почти исключительно политикой, и, увы, не «высокой», а узко-редакционной, или, выражаясь новоязом, - корпоративной. И, хотя они еще не вовсе разучились отличать стихи от нестихов, неотступная забота о поддержании собственного status quo (а конкретнее - о благополучии своих, неудержимо стареющих** и, так сказать, выходящих в тираж, сотрудников, соратников и клевретов) совершенно отбивает у них охоту возиться с чем-либо пока не известным, не злободневным, но в то же время всерьёз претендующим на вечность. Но ведь именно такими и должны быть новые произведения искусства.
   Всю эту бумагу сейчас - вообще непонятно, кто читает. Последняя вспышка тиражей была связана с разоблачением культа Сталина и т.п. (т.е. тоже с политикой). Думаю, тогдашний*** успех до сих пор не даёт покоя отчасти сохранившимся на тех же местах редакционным работникам. А те, что явились позже - тем более, из-за границы - всё дуют не надуются в свою любимую пластмассовую (повдоль надтреснутую) диссидентскую дудку или же, наоборот, лупят по красно-коричневым барабанам, на которых сгнила кожа. Старческие журналы - для стариков. Если бы эти старики, забыв о своей пресловутой «партийной принадлежности», - коли они и вправду не выжили из ума - прикладывали бы свои усилия, чтобы хоть чему-нибудь научить неприкаянную и дичающую от компьютерных игр молодёжь - им бы ещё было какое-то оправдание. Но они заняты собой и себе подобными, только выживанием - никаких возвышенных перспектив, никакого Бога.
   Что касается молодых (да уже и не очень) - они пробавляются в интернете. Здесь сейчас уйма «поэтических» сайтов, на которых «читают» друг друга помещающие туда свои сочинения «поэты». Надо признать, что поэтов теперь стало очень много - даже на порядок (если не на два) больше, чем было членов в Союзе Советских Писателей (а их там было в последние времена 10000). Все эти залежи текстов могут служить прекрасной иллюстрацией максимы, высказанной в одном старом добром фантастическом рассказе: «99,99% чего бы то ни было - абсолютнейший хлам».**** Однако и у этого хлама есть свои чемпионы, тут проводятся конкурсы, а для особо желающих - могут даже отпечатать какой-нибудь ваш опус на очень хорошей бумаге (разумеется, за очень хорошие деньги). Нельзя отрицать, впрочем, что всё это производит немалый, и в полном смысле - массовый, психотерапевтический эффект. Сеть, в основном, для этого и предназначена - суррогатное общение, суррогатное творчество... Если не по знакомству и не по протекции, то голосуют все*****, конечно, за голую жопу - правда скоро о ней забывают и начинают голосовать за следующую. В виртуальных «творческих тусовках» большинство составляют даже не графоманы (эти - уже элита!); основная масса - вообще плохо умеет писать и читать - и они находят друг друга (что', в смысле преодоления вселенского одиночества, без сомнения, отрадно). И естественно: Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.****** Здесь этот басенный принцип на практике произведён в абсолют.
   Но - мир не без добрых людей, и интернет - это поистине все, не только псы и свиньи, перед которыми - хотя бы из осмотрительности - не стоит метать бисера,
не только бездарные петухи и кукушки, но и мудрые змии, и простые голуби, и благородные львы, и всякие другие симпатичные в каком-либо отношении животные. Слава Богу, на русском говорит ещё достаточное количество миллионов человек, чтобы среди них нашёлся ценитель на настоящий товар. Ждём-с.

*Наверное, всегда. Некрасова ведь за его «народность» в своё время ставили выше Пушкина. Но Некрасов был всё-таки поэт.
**Увы, как и все мы.
***Я имею в виду конец 80-ых - начало 90-ых ХХ-го века.
****Оказалось, что я заметно «усугубил» Т.Старджона - у него значилось только 90%.
*****Имеется в виду всеподавляющее большинство.
******Всё это происходит с тем большей непосредственностью, чем меньше у коммуникантов умственных способностей и образования. Создаётся впечатление, что многие из них не знают даже Крылова.


Рецензии