Дзаппай. Приём 18-Синергетический эффект сочетания
плюс-минус
быть-иль-не-быть
льду на луже
/Ореховая Соня/
Основной в этом стихе - прием остраннения, к концу второй строки нельзя сказать, о чем две первые строчки, и лишь третья строка наделяет смыслом первую и лексически завершает вторую.
Сам по себе, прием «загадка-отгадка» крайне слаб, но в сочетании с другими служит своеобразной «пружиной», усиливающей остальные. Вторая строка, аллюзия на Шекспира, задает «высокий стиль». Прозаическая третья строка - противопоставление к аллюзии, и одновременно осознается смысл первой строки - колебания температуры вокруг нуля. Этот концентрированный поток осознания и придает очарование стиху. Параллелизм первый и второй строки, будучи, сам по себе, слабым приемом, тем не менее, добавляет толику очарования.
На приведенных выше примерах видно, что использование одного или двух приемов приводит к созданию примитивных стихов, в то время как множественное применение однотипных приемов способно придавать стиху глубину и очарование, разумеется, при отсутствии явных эвфонических, композиционных и смысловых «ошибок» стихосложения. Сочетание различных приемов способно усиливать потенциал отдельного приема, таким образом, можно говорить о специфическом назначении ряда приемов, например, выше показана акцентирующая функция остраннения. Впрочем, это тема для отдельного исследования, а нам в заключение остается только сформулировать
Источник
Shimizu "Происхождение дзаппай"
Рекомендуемая литература
Richard Gilbert and Shinjuku Rollingstone "The Distinct Brilliance of Zappai"
~***~
Содержание
1
2
3
4
5
...
Приём заявок ОТКРЫТ
Свидетельство о публикации №118121703248