Так в чем же наша надежда?.. Критика
(ОПУБЛИКОВАНО: 30.09.2009 / 19:59:25)
(О творчестве В.Баши по циклу
произведений «Молитва о России»)
Обратиться к анализу творчества В. Баши меня побудила его мировоззренческая противоречивость в сочетании с отсутствием ответа на два вопроса:
1) в чем причина наших бед?
2) Что делать, чтобы их не было?
Отсутствие ответов на эти мировоззренческие вопросы в творчестве любого литератора (или человека, занимающемся литературным творчеством), как это ни обидно, но снижает общественную значимость его произведений.
Так ли это на самом деле?
Покажем это на отдельных примерах творчества уважаемой всеми нами и очень популярной на портале Литзоны Виолетты Баши, а именно, комплекса ее произведений под общим названием «Молитва о России».
) « Каждые триста лет у нас - смутное время, каждое тысячелетие - смена вех:язычество, православие, коммунистическая идея, и вдруг - провал…Вдруг? Россия стала полигоном…»
Что это за «научная» категория такая: «смутное время»? Почему оно смутное» В чем и для кого оно смутное? Кто создает его или оно «само получается» с такой завидной периодической точностью?
Ответа нет, есть констатация непонятного непонятным...
Далее то же самое повторяется у автора, но масштабом в тысячелетие. Вопросы к нему те же, а среди них главный: в чем причина смены вех, что движет развитием общества?
Автор, судя по текстам, не дает ответа, предлагая вместо этого опять констатацию непонятного непонятным. И вот, после этих двух непонятностей разного масштаба, еще одна, третья:
«Вдруг? Россия стала полигоном…»
Тут же автор поясняет, что речь идет о реформах, но почему – то не говорит о том, что речь идет О БУРЖУАЗНЫХ РЕФОРМАХ (а это, чтобы не плавать в голой и беспредметной абстрак-
ции весьма существенно!).
И все же, посмотрим, что говорит уважаемый автор об этих реформах?
2) «То, что происходит с нами, называют реформой. Реформа - изменение формы. Была форма. Государство, социальная защита, устоявшаяся структура"
Как видит уважаемый читатель, произошло то, что и ожидается всегда, когда вместо конкретного предмета обсуждения (БУРЖУАЗНОЙ РЕФОРМЫ – в данном случае) нам предлагают заняться рассмотрением ЯКОБЫ АБСТРАКТНОЙ РЕФОРМЫ, НА САМОМ ДЕЛЕ, имея в ВИДУ ИМЕННО НЕ НАЗВАННУЮ АВТОРОМ БУРЖУАЗНУЮ РЕФОРМУ.
Доказательства последнего налицо: автор говорит о БОГАТЫХ И БЕДНЫХ, как о ДВУХ И ЕДИНСТВЕННЫХ (по всей видимости) НАЦИЯХ У НАС В СТРАНЕ.
Интересно при этом, а где же ТРАДИЦИОННЫЕ НАЦИИ И СРЕДИ НИХ РУССКАЯ НАЦИЯ? КАК С ЭТИМ БЫТЬ? …ЕЩЕ ОДНА НЕПОНЯТКА.
Однако, продолжим: дальше еще интереснее… НА ФОНЕ ГОЛОЙ АБСТРАКЦИИ ФОРМЫ И РЕФОРМЫ ПОЯВЛЯЕТСЯ странное структурное образование, которое автор ПРЕПОДНОСИТ нам
как ТЕПЛИЦУ:
3) «И мы не замечали, что живем в теплице, уверенные: случись что - государство поможет. Иногда в теплице случались очереди. И все-таки это была теплица. Теплица разбита.»
И это все, ЧТО СМОГЛА СКАЗАТЬ ГРАЖДАНКА СССР О СВОЕЙ СТРАНЕ?
ВЫХОДИТ, ЧТО КАК РАНЬШЕ ОНА НЕ ЗАМЕЧАЛА СУТИ СВОЕЙ СТРАНЫ, ТАК И НЕ ЗАМЕЧАЕТ ЕЕ ДО СИХ ПОР, НЕ ЗНАЯ, КАК МАЛЕНЬКИЙ ИЗБАЛОВАННЫЙ МАТЕРЬЮ РЕБЕНОК, ВО ЧТО МАТЕРИ ОБХОДИТСЯ ЕЕ ТЕПЛИЧНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И ЗАЩИЩЕННОСТЬ? КАК, ЧЕМ, КЕМ И ЗА СЧЕТ ЧЕГО И КОГО ОНА СОЗДАЕТСЯ НА ДЕЛЕ,
ЧТО ЖЕ ЭТО ЗА ТЕПЛИЦА ТАКАЯ?
Дальше мы узнаем , что ТЕПЛИЦА – это НАША СТРАНА, могучая ИМПЕРИЯ, которая оказалась разбитой, но кем? Цитируем: «Теплица разбита. Над развалинами империи хлещет ветер дикого капитализма.»
Только теперь автор как бы ПОХОДЯ ПРИЗНАЛАСЬ ЧИТАТЕЛЮ В ТОМ, ЧТО МЫ ИМЕЕМ ДЕЛО не с плодом ЕЕ АБСТРАКТНЫХ ФАНТАЗИЙ, абстрактными и циклически повторяющимися смутами и тысячелетиями, не с абстрактной ФОРМОЙ И РЕФОРМОЙ, а со вполне конкретным историческим персонажем: «ДИКИМ КАПИТАЛИЗМОМ».
Насчет дикости – это как сказать: культурно он свои дела у нас в стране обделал и без больших, как в Ираке, Афганистане, Югославии и др. странах потрясений.
Итак, КАПИТАЛИЗМ НАЗВАН, а великая страна, начавшая впервые за всю ИСТОРИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА СТРОИТЕЛЬСТВО ПРИНЦИПИАЛЬНО АНТИКАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА - ТО ЕСТЬ СССР – НЕ НАЗВАНА! Почему?
И Россией, как раньше, ОНА ТОЖЕ НЕ НАЗВАНА,
НО ОНА НАЗВАНА ОЧЕНЬ «ПАТРИОТИЧНО»: «ТЕПЛИЦЕЙ!
И что же дальше? А дальше оказывается, что:
) «Никакой реформы нет, потому как нет новой формы. Форма распадается.» Интересно...
Но в этом заключении НЕТ НИЧЕГО ОСОБО УДИВИТЕЛЬНОГО! Автор – физик по профессии и, подобно определенной, и далеко не самой лучшей части ФИЗИКОВ НАЧАЛА ПРОШЛОГО ВЕКА, готова, видимо, заявить
о распаде формы, как и те физики, которые с важным видом заявляли О РАСПАДЕ АТОМА И ИСЧЕЗНОВЕНИИ В СВЯЗИ С ЭТИМ САМОЙ МАТЕРИИ.
Но В.И Ленин тогда остудил их метафизический пыл, заявив, что не материя распадается, а тот ПРЕДЕЛ, до которого мы ЕЕ ПОЗНАЛИ, тот предел, перед которым остановилось метафизическое МЫШЛЕНИЕ ФИЗИКОВ, ТО ЕСТЬ ПРЕДЕЛ ИХ ЗНАНИЯ О МАТЕРИИ И, ЗНАЧИТ, НАМ НУЖНО БОЛЬШЕ ЗНАТЬ, ТОЛЬКО И ВСЕГО.
С теми физиками все же было проще: они не знали, не владели философским, диалектическим знанием Ленина, который предсказал бесконечность атома и неисчерпаемую вечность МАТЕРИИ.
Сложнее с Виолеттой Баша, поскольку она не меньше нашего знает и о марксистской диалектике, и о наукой доказанных стадиях развития общества, и о стадиях развития капитализма и о всех достижениях той самой ТЕПЛИЦЫ, которую она постеснялась назвать ГОРДЫМ ИМЕНЕМ НАШЕЙ СТРАНЫ – СССР!
"Стеснительная" она, однако…
С ЧЕГО БЫ ЭТО?
Как выяснилось, СТЕСНЯЕТСЯ АВТОР НАЗЫВАТЬ РЕФОРМУ - БУРЖУАЗНОЙ, НАВЯЗАННЫЙ НАМ СИЛОЙ СТРОЙ – КАПИТАЛИЗМОМ, А РАНЕЕ БЫВШЕЕ ГОСУДАРСТВО - его законным именем – СССР, а строй его – СОЦИАЛИСТИЧЕСКИМ.
Все потонуло в абстракциях чистой формы и логических игр - упражнений с нею у БЫВШЕЙ ГРАЖДАНКИ СССР!
В результате чего ее логические "упражнения" переносятся и на нации, и на то, что происходит в стране.
И получается: факты вроде бы правильные, но вставлены они в какую - то абстрактную ФОРМУ… ПОЧЕМУ?
Ответ подсказываеися автором: ПОТОМУ, ЧТО ПОЛИГОН… Чей полигон? Каких СОЦИАЛЬНЫХ СИЛ? КАКОГО МИРОВОГО ПОРЯДКА? КАКОГО СТРОЯ?
Однако, если вещи не называть своими именами, и правильно не понять, то как их можно ипользовуать на практике?
И кто же, в конце концов, УСТРОИЛ НАМ ЭТОТ ПОЛИГОН? КТО ЗАНИМАЕТ ПЕРВЫЕ ЭТАЖИ НАШИХ ДОМОВ, КТО ВЫВОЗИТ ИЗ РОССИИ КАПИТАЛ? ТОТ ЖЕ ПОЛИГОН? КОГО СПАСАЕТ БУРЖУАЗНОЕ ГОСУДАРСТВО? И почему именно олигархов и ЦЕЛЫЙ БУРЖУАЗНЫЙ КЛАСС ВМЕСТЕ С ЕГО ИДЕЛОГИЕЙ?
Ответы ищем в следующем тексте:
5)« ... Наций у нас две - бедные и богатые. Точнее - сверхбедные и сверхбогатые. Такой разницы в доходах между богатыми и бедными, такого социального расслоения нет ни в одной стране мира. 50 процентов банковских вкладов принадлежат полутора процентам населения. Более 40 процентов населения имеют «доходы» не только ниже так называемого «прожиточного минимума», но за пределами возможности выжить на них.
Эти люди обречены на тихое вымирание. Мы пополняем лексикон. Появилась новая каста: «бюджетники» - брошенные государством. Технари из ВПК, ученые, медики - научная элита, цвет любой нации. Дикий рынок как санитар убивает слабых.
Таков закон полигона...»
(В. Баша.- «Л. Р.», 1999)
Ответ находим и в поэтической форме: получается, что полигон нам устроил не капитализм с его пятыми колоннами, а мифический САТАНА, перед которым САМ ГОСПОДЬ БОГ БЕССИЛЕН.
То есть смысл полигона ПЛАВНО ПЕРЕХОДИТ В РЕЛИГИОЗНУЮ МИФОЛОГИЮ:
«Кто явился в город под конец столетья?
Сатана пирует. Рождество Господне.»
) «Мы не стали лучше. Нам осталась малость:
На витке последнем Рождество Господне».
Продолжая свои поиски ответов на поставленные выше вопросы в творчестве автора, сталкиваемся с их отсутствием не только в публицистике, но и в поэзии. Как пример, приведем очень известное ее стихотворение ( в сокращении и выборочно!)
7) «Почему эти птицы на север летят»
Денису Каратаеву.
В мандариновых рощах лиловый закат.
Океанский прибой навевает им сны.
Почему ж эти птицы на север летят?
Что им надо в снегах необъятной страны?
Где стреляют на взлете. Где рубят с плеча.
Где не верят святым. Где пророков казнят.
И не каждой дано долететь до земли.
Почему ж эти птицы на север летят?
И не зная законов людских и границ,
По тому лишь, как сильно он легкие рвет,
Воздух с привкусом крови, пьянящий всех птиц,
Им подскажет, куда направлять свой полет.
Ну а в этом краю леденящих ветров
И израненных душ выживают лишь те,
Кто дышать горьким привкусом крови готов
На смертельно опасной для птиц высоте.»
Желая вместе с автором получить ответ на
поставленный ею же вопрос:
«Почему эти птицы на север летят?», я в этом стихотворении не нашел на него прямого ответа. Однако, косвенный ответ мне все же удалось найти:
8) «По тому лишь, как сильно он легкие рвет, воздух с привкусом крови, пьянящий всех птиц, Им подскажет, куда направлять свой полет.»
Вот , оказывается, что направляет полет птиц на свою Родину: не тоска по ней, не традиции предков и даже не древний инстинкт продолжения рода, а «воздух с привкусом крови, пьянящий всех птиц,», только он «Им подскажет, куда направлять свой полет.»
Интересный ОБРАЗ получается: не птицы, а ВАМПИРЫ какие – то или птичьи наркоманы, которых направляет на Родину лишь «воздух, с привкусом крови».
9) «Говорить о заброшенных деревнях - аморально, их надо видеть. Когда-то там жили люди. Из печных труб шел дым. Две вековые старухи, которые за всю жизнь дальше своего села не бывали. Как они выживают, брошенные государством?
Без денег, в восемьдесят лет согнутые, с радикулитом, ковыряются в грядках. Без медицинской помощи, кстати. Она у нас и в городах не бесплатная, эта пресловутая наша медицина, а нищая!»
Тут вопрос у меня: А чья она, конкретно, эта самая, упомянутая автором «эта пресловутая наша медицина»?
В советское время она была вовсе не «пресловутая», а самая доступная ЛЮДЯМ и качественная МЕДИЦИНА В МИРЕ, в которой врачи и весь персонал работали на СОВЕСТЬ ПО КЛЯТВЕ ГИППОКРАТА.
Что же Вы, Виолетта, ОДНОЙ КРАСКОЙ, (КАК ОДНОЙ КРОВЬЮ, РОССИЮ И СССР), и ее – то МАЖЕТЕ?
СЕГОДНЯ ОНА И НЕКАЧЕСТВЕННАЯ, И НЕДОСТУПНАЯ ДЛЯ БОЛЬШИНСТВА НАСЕЛЕНИЯ.
МОЛИТЬСЯ НУЖНО НАМ, УВАЖАЕМАЯ ВИОЛЕТТА, О ВОЗВРАТЕ СОВЕТСКОГО СТРОЯ И СОВЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ, А ВЫ ЧТО ДЕЛАЕТЕ?
Но читаем дальше.
) «А в селе - первобытный строй. В этой деревне электричество - «лампочку Ильича»! - провели только в 1961 году, до этого жили при лучинах и лампадах. В том самом 1961 году, когда «сверхдержава» ликовала, встречая Гагарина...
Они пережили кровавую коллективизацию (многие помнят по рассказам отцов), крепостное сталинское право на бесплатный тяжкий труд (их лишали паспортов и выдавали трудодни), и вновь - развал.
В том селе, о котором пишу, в каждой семье один-два мужчины погибли на Великой Отечественной. Моя бабушка провожала сыновей, которые уходили с другими ребятами на войну всем селом. Все и полегли под Ленинградом.»
«Сейчас во все горячие точки посылают в основном деревенских мальчишек. Потом привозят груз-200 в цинковых гробах. Городские чаще «откупаются». Сейчас там - повальная безработица.
Недавно встретилась с моей нянюшкой, которую не видела десятки лет, она спросила, сколько получает журналист. Я ответила. Глупая, не хватило такта промолчать.
Она даже не вскрикнула, а как-то тихо так ойкнула и замолчала. Это в тридцать раз больше, чем ее единственная нашедшая в селе работу родственница.»
Таким образом, как в поэзии, так и в прозе, В.Баша рисует безрадостную картину: и в советское время, и в постсоветское, перестроечное время воздух одинаково был пропитан как бы кровью, манящей птиц, а без этого они бы не летели на север, на свою Родину.
Выходит, кровь – это все то, чем всем, даже птицам, интересна и притягательна Россия? И, в этом плане, даже, казалось бы, очень лирическое стихотворение «Деревенька» не обходится без соответствующей однозначно зловещей окраски ее образов.
Деревенька
" Тихое рабство. Лицо удивленное.
Отдых с неделю да на погост.
Вот и осталась мне лента атласная,
Сломанный гребень да пара икон.
Это село опустело, заброшено.
Сгинул несчастный колхоз на крови."
Однако, не будем спешить и переживать за «несчастный колхоз на крови» и вышедшую из «ТИХОГО РАБСТВА» героиню автора, которой от рабства осталась лишь «ЛЕНТА АТЛАСНАЯ», СЛОМАННЫЙ ГРЕБЕНЬ ДА ПАРА ИКОН», потому что в запасе его есть, ЧТО БЫ ВЫ ДУМАЛИ?
А КАК РАЗ та самая, ОБСТРАКТНАЯ, КАК БЫ, ФОРМА, ТО ЕСТЬ ТА САМАЯ НЕ НАЗВАННАЯ ПОЧЕМУ – то АВТОРОМ БУРЖУАЗНАЯ РЕФОРМА, благодаря КОТОРОЙ, я напоминаю, журналист, на ее собственном примере, живет, прямо скажем, не очень БЕДНО:
«Недавно встретилась с моей нянюшкой, которую не видела десятки лет, она спросила, сколько получает журналист. Я ответила. Глупая, не хватило такта промолчать. Она даже не вскрикнула, а как-то тихо так ойкнула и замолчала. Это в тридцать раз больше, чем ее единственная нашедшая в селе работу родственница.»
Впрочем, в анализируемом цикле его произведений «Молитва» есть и такие высказывания:
«Единственное и самое главное, на мой взгляд, что может дать Европа и чего нет в России, это возможность жить, не унижаясь и не унижая других.
Россия, увы, страна униженных и унижающих... кто не приемлет это, либо уезжает, либо же ему просто страшно выходить на улицу...»
И далее, в следующем разделе цикла читаем:
«Русский путь
Если бы не бурное двадцатое столетие с его двумя мировыми и десятком локальных войн, с чередой экономических и политических затей на Руси, стоивших нам миллионов жизней, то по подсчетам ученых нас должно было быть около 500 миллионов». Да, все по той же пословице: «Если бы да кабы…», то у нас были бы точно КИТАЙСКИЕ ГРИБЫ…
НУ, ЯВНО НЕ ПОВЕЗЛО АВТОРУ, ЧТО ЕЙ ПРИХОДИТСЯ ЖИТЬ В РОССИИ, А НЕ В ЕВРОПЕ, ГДЕ УЖЕ НАУЧИЛИСЬ ЭКСПЛУАТИРОВАТЬ И ГРАБИТЬ ТАКИЕ СТРАНЫ, КАК РОССИЯ, И ДЕЛАЮТ ЭТО ТАКИМ СВЕРХЦИВИЛИЗОВАННЫМ И САМЫМ СОВРЕМЕННЫМ И КУЛЬТУРНЫМ СПОСОБОМ, (причем, «БЕЗ ВСЯКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЗАТЕЙ»), что это НАЗЫВАЕТСЯ ТЕПЕРЬ:
«возможностью жить, не унижаясь и не унижая других»!!!!!!
Вот, оказывается, ГДЕ УВАЖАЕМЫЙ АВТОР ОТКОПАЛА НАМ ИДЕАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ!!!!!
Но вот только с НАРОДОМ ей явно НЕ ПОВЕЗЛО!
Мировоззренческая платформа автора в этом свете становится более логичной и понятной: она основана на приоритете желаемого для автора и личностно значимого для него конечного результата, независимо от того, кто и как, за счет чего и в какой стране, при каких исторических обстоятельствах он достигается на практике?
С этой позиции, не Россия, а Европа – лучшее место на земле, где можно «жить, не унижаясь и не унижая других».
Россия, соответственно, надо думать по этой логике, есть худшее место, с глупым, как можно также по ней думать, народом, с его непонятной историей, « с его двумя мировыми и десятком локальных войн, с чередой экономических и политических затей на Руси, стоивших нам миллионов жизней».
Не понимая и не желая понимать ничего, кроме лично желаемого результата, не называя вещи и события своими именами, а ровняясь по ОЖИРЕВШЕЙ ОТ ГРАБЕЖА Европе, как легко, действительно, рассуждать о судьбах России и говорить О СВОЕЙ ЛЮБВИ К НЕЙ!
Что же мы видим в итоге в
«ВЕК ФАНТАСТИЧЕСКИХ СВЕРШЕНИЙ»?
1) Век фантастических свершений.
Век не свершившихся прогнозов.
Неистовый, преступный гений
В костер бросает туберозы,
2 ) Реквием тысячелетию
(Под гимн разрушенной страны).
Под героиновое хобби
Любовь низвергнута до страсти.
Народ в похмелье от утопий
К шаманам тянется за счастьем.
Так в чем же наша надежда?
Ответа для себя лично я не получил.
Страну СВЕРШЕНИЙ связали с УТОПИЕЙ, ее
назвали, с одной стороны, ТЕПЛИЦЕЙ, а с
другой: СТРАНОЙ ПРЕСТУПНОГО ГЕНИЯ… и ни
разу - своим ГОРДЫМ СОБСТВЕННЫМ ИМЕНЕМ:
СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (СССР)..
В тени произведений оставлены: И СОВЕТСКИЙ НАРОД, и его враг – БУРЖУАЗИЯ, и весь смысл героической борьбы Советского народа за СВОЕ будущее и БУДУЩЕЕ ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, в тени оказался и ГЛАВНЫЙ РАЗРУШИТЕЛЬ СТРАНЫ – МИРОВОЙ КАПИТАЛИЗМ.
Позиция ПОТРЕБИТЕЛЯ ТЕПЛИЧНЫХ УСЛОВИЙ, а не гражданина ВЕЛИКОЙ СТРАНЫ в комплексе произведений «Молитва о России» явно возобладала.
ОБРАЗ СТРАНЫ И НАРОДА в ПОЭЗИИ и прозе, как ни странно, соединили ПРЕИМУЩЕСТВЕННО с КРОВЬЮ И РАБСТВОМ.
Разве в этом смысл «МОЛИТВЫ О РОССИИ»???
В народе говорят: «БОГ – ТО БОГ, ДА ТОЛЬКО
САМ НЕ БУДЬ ПЛОХ!».
Хорошо, чтобы это было ТАК И В ТВОРЧЕСТВЕ
уважаемой ВИОЛЕТТЫ БАШИ.
Проанализированное мною смысловое СОДЕРЖАНИЕ наш уважаемый автор, Виолетта Баша, предлагает читателям, как ПАТРИОТИЧЕСКОЕ.
Это ее право, как и право всех иметь СВОЕ ПОНИМАНИЕ НАСТОЯЩЕГО, ПРОШЛОГО И БУДУЩЕГО НАШЕЙ ВЕЛИКОЙ РОДИНЫ.
С уважением к автору - ВИОЛЕТТЕ БАШЕ - и пониманием всех трудностей и проблем, возникающем в ее безусловно талантливом творчестве!
Владимир Ворсобин.
Свидетельство о публикации №118121606965