Иконы Святой земли

     В конце 90-х годов я сопровождал группу учеников воскресной школы в Новый Иерусалим. Монастырь требовал реставрации, но статус музея в советское время не позволил ему превратиться в руины, как это произошло со многими святынями, не удостоившимися звания памятников искусства. Монастырь сильно пострадал в годы войны. Немцы взорвали Воскресенский собор и колокольню. Собор восстановили в советское время, а колокольню смогли отстроить вновь лишь недавно при последней основательной и дорогостоящей реставрации обители. Туристов здесь всегда  было, конечно, меньше, чем в Троице – Сергиевой лавре, но интерес к этому месту всё равно не угасал.
      Экскурсовод рассказывала о тяжкой судьбе патриарха Никона – основателя и строителя монастыря. Патриарх  был личностью великой,  и монастырь получился очень большой. Кстати для себя он построил не- большую двухэтажную келью, очень тесную и за пределами монастыря. Она отличается маленькими окошками и узкими дверями. Для Христа строил по- царски, а себя смирял.
      Участок земли, где протекала река Истра, по ландшафту напомнил патриарху Святую Землю. Так река на этом участке земли стала Иорданом, а холм для постройки монастыря -  горой Сион. Появились свой Гефсиманский сад, гора Фавор и приток реки Иордан – Кедрон.  Главный Воскресенский собор скопировали с Иерусалимского храма Гроба Господня и связали его переходом с подземным храмом святых Константина и Елены, только вот подземным  в нашей сырой земле его сделать не получилось. Стены пропускали грунтовые воды, и прошлось их откопать и обнести  большим рвом для проветривания. Зрелище очень непривычное, когда из глубокой ямы торчат купола  с крестами. Один мальчишка из моей группы подкинул свою фуражку над этим рвом, поймал, ещё раз подкинул – поймал, на третий раз фуражка оказалась внизу, после чего с абсолютно невинным лицом он доложил мне о своих проблемах, и мы вместе спустились в храм и попросили открыть двери, ведущие в ров. Служитель молча проник в ров и отдал нам фуражку. Похоже, что  подобные шутники ему уже попадались.
        «Мне кажется, что нельзя было так делать» - обратилась ко мне одна женщина из нашей группы. Она сопровождала своего сына в поездке. «Святая земля одна, и патриарх Никон совершил дерзкий поступок, построив такой храм в России. За это и пострадал потом». Тогда я преподавал Закон Божий для детей и должен был, что – то ответить на подобный вызов. Ответ как бы пришёл сам откуда-то сверху: «Мы ведь пишем списки с чудотворных икон, и они тоже являют нам чудеса,  Господь принимает подобное творчество, почему бы не сделать своего рода объёмную икону со Святой Земли и поместить её сюда в Россию?». Сама концепция  почитания икон в Православной церкви предполагает, что честь, оказываемая образу, переходит на первообраз. Получается, что здесь своего рода объёмная икона святого места. Что касается сложной судьбы патриарха Никона и скорбей, которые он перенёс, лишившись сана патриарха, то не стоит забывать, что его поступки и дела учёные и богословы до сих пор оценивают по-разному. В монастыре с большим уважением относятся к его гробнице. Есть даже рассказы о чудесах, происходивших в этом приделе.
     И люди приезжают сюда, как на Святую землю. Идут в Воскресенский собор, прикладываются к камню помазания, поднимаются на Голгофу, заходят в Кувуклию – маленький храм в храме, олицетворяющий собой гроб Господень. Она включает в себя два помещения – Придел Ангела и помещение с каменным гробом. Снаружи Кувуклия украшена иконами. Потом можно спуститься вниз в подземный храм святых Константина и Елены. Сейчас всё очень хорошо восстановлено, иконостасы сияют золотом, а иконы - красками. В самом Воскресенском соборе  есть множество приделов. Монастырь очень красивый, как снаружи, так и внутри. Музеи работают теперь рядом с монастырём, а любители не только старины, но и экстрима могут выйти из обители в другие ворота и окунуться в Истру – Иордан. Вода в реке очень холодная и зимой и летом, но желающие всегда есть. На этом пути справа будет источник святой воды, а слева скит патриарха Никона, о котором я уже говорил, ещё левее - на земле, которая олицетворяла Гефсиманский сад, сейчас находится музей деревянного зодчества. Теперь там всего три экспоната: крестьянская изба, часовня и мельница, была ещё деревянная церковь, но она сгорела в 2000 году.
      Сам монастырь сейчас передан Церкви и в нём живут монахи, а в его храмах совершаются богослужения. Монастырь всё больше обретает статус духовного центра города Истры и его окрестностей.
      Добраться до него можно с Рижского вокзала или на машине по Волоколамскому шоссе. Есть ещё дорога по Новорижскому  шоссе или по бетонке. Главный ориентир – город Истра, на выезде из него и стоит монастырь.      
      А мне хочется ещё обрадовать москвичей тем, что в одном из храмов города теперь тоже есть возможность приложиться к такой объёмной иконе Святой земли. В храме Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево такой проект уже реализован. Согласно замыслу, получившему одобрение и всемерную поддержку Святейшего Патриарха Кирилла, здесь в одном месте собраны точные копии пяти величайших христианских святынь – Гроба Господня, Камня Помазания, Гробницы Божией Матери, Голгофы и Вифлеемской Звезды, а также Темницы, Водоноса из Каны Галилейской и Колонны Святого Огня.
        Этот проект так и называется: «Икона Святой Земли» и имеет огромное духовно – просветительское значение, потому, что он реализован прямо в столице России городе Москве. От метро Ясенево к храму можно дойти пешком, или проехать на троллейбусе две остановки.
       Сам храм построен в византийском стиле, и верхний храм украшен традиционными для этого стиля мозаичными иконами. Сразу возникает мысль, что Иерусалим был в первом Риме, Святая София, которую напоминает храм своим куполом, во втором Риме (Византия), и питают  они своими корнями третий Рим – Москву. К такому выводу приходили многие религиозные учёные, философы и богословы.
      Я не буду вдаваться  в столь глубокие материи, а скажу, как простой паломник, неоднократно бывавший  как в Новом Иерусалиме, так и в Покровском храме о незабываемых впечатлениях и удивительной молитвенной собранности, которая бывает после поклонения этим святыням.



 


Рецензии