De omnibus dubitandum
В нашем (капиталистическом) мире имя Маркса под негласным запретом: утопист, фантазёр, мечтатель - не внушает доверия для серьёзных деловых господ. Появились такие «дельцы» публично выступающие с
«изобличением» ненаучности марксизма: сам Маркс заявил, что его любимый девиз «подвергай всё сомнению», следовательно, и его учение нужно подвергать сомнению… «Железная логика» стала основой релятивистской идеологии крохоборов-политиков: все сомневающиеся имеют право на свой собственный выбор…
Когда в студенческой аудитории зашёл разговор на эту тему, я сразу как-то растерялся. И в самом деле, где грань между верой и знанием? Как можно всерьёз воспринимать слова Сократа: «Я знаю то, что я ничего не знаю»? А скептик Пиррон превзошёл Сократа - на вопрос: «Пиррон, ты жив?» - ответил: «Не знаю…»
.. Сомневаться, так сомневаться. Английский субъективный идеалист Давид Юм решил доказать, что нельзя быть уверенным в действительном существовании мира вне ощущений: «… что за пределами наших чувств я не знаю и знать не могу».
Да все великие мудрецы пытались провести чёткую границу между верой и знанием. Френсис Бэкон, Рене Декарт тоже начинали познание с… сомнения. А Монтень прямо заявил: «Философствовать - значит сомневаться».
…Итак, любимый девиз Маркса… Может быть, это выражение надо понимать не буквально, с какими-то «но», «если», в известных пределах? Ведь вся жизнь Маркса, всё его творчество ничего общего не имеет с агностицизмом, релятивизмом, скептицизмом.
И тем не мене, «Де омнибус дубитандум». И без всяких… оговорок. Подвергай всё сомнению, если ты намерен самостоятельно мыслить, только так можно преодолеть сложившиеся догмы и предрассудки и заиметь шанс выбраться на путь к истине.
- Но это ужасно!. –пугается добропорядочный метафизик, привыкший мыслить в категориях «да – да, нет-нет».
- Ничего ужасного, - парирует диалектик, усвоивший логику самой жизни: познание начинается с сомнеиия, а целью познания - преодоление этого сомнения как новой ступени познания - и так до бесконечности.
Подвергать сомнению догму, значит расковать силы роста, подвергать сомнению само сомнение - значит раскрывать перед этими силами перспективу, определив бытие как движение, имеющее свою цель, свой идеал.
Так всё просто: мысль рождается с вопроса. Вопрос - дитя сомнения. Мыслителем человека делает неистребимая потребность истины и вечно живой голос самокритики: « А истина ли то, чему меня учили?» - задумался Сократ.- «А можно ли в понятиях выразить суть моего существования в этом мире? Ничего этого я не знаю…»
«…А действительно ли я живу той жизнью, какой положено жить человеку?» - размышлял Пиррон.
«…А действительно ли это то, что я вижу? Или я вижу то, что хочу и могу видеть?»- поставил перед мыслителями сложный философский вопрос Давид Юм…
…В развитие этой темы Гегель сформулировал проблему совсем парадоксально: «Какого цвета красная роза, когда на неё никто не смотрит?»
…Чтобы ответить на главный вопрос (каков алгоритм развития истории) Карл Маркс собрал и изучил «Монблан фактов». Проделана титаническая работа. И всё потому, что он усомнился, что только «догматы веры, лишённые духа сомнения, вселяют бодрость и спокойствие». Открытие законов общественного развития - величественный итог, прекрасный результат духа сомнения. Де омнибус дубитандум - значит мысли! Подвергай всё сомнению - не зазнавайся! Не успокаивайся! Не обольщайся! Жизнь не даёт никаких гарантий… Вот об этом, похоже, мы не подумали и расслабились до обломовской лености: думалось, как бы там ни было, а коммунизм к нам придёт (Маркс обещал). Но вдруг (и вовсе не вдруг) заявился капитализм. Как так? Что за фокусы? А как же закон смены общественно-экономических формаций? Кто посмел развернуть движение истории вспять? .. А может, Маркс что-то напутал? Под впечатлением воплей этих глубоко усомнившихся в научности учения Маркса я написал:
Маркс –добрый дядя, вечный наш слуга:
Он трудится и нам спокойно спится…
Но учит Маркс и нашего врага,
А враг умеет хорошо учиться..
Мы верим в Маркса - рыцаря труда,
Как верим в непреложную победу…
Но по невежеству свернули не туда,
Теперь учиться нам идти к соседу?
А что сосед? Он Маркса не читал.
Но знает, миром правит… капитал,
Именно от этого предостерегал учёный -человечеству угрожают трагические несчастья при бесконтрольной власти денежного мешка. Вот в этом Маркс не сомневался. И оказался прав.
.…
Свидетельство о публикации №118121404069
Однажды произошёл такой случай.Мой знакомый прочитал книгу и был очень ей встревожен ( если можно так выразится). Привожу фрагмент из прочитанного Мальчик задаёт вопрос своему отцу: "Папа всё можно купить за деньги?" - Отец отвечает, что ДА, тогда сын задаёт следующий вопрос:"Почему тогда умерла мама".
Но...
Мы все знаем, что "люди гибнут за металл... Сатана там правит бал."
Деньги самая страшная вещь. Когда говорят про коррупцию в России, то я всегда вспоминаю Алексашку Меньшикова...
С уважением, Валентина.
Валентина Волгская 25.12.2018 16:51 Заявить о нарушении
Василий Потапов 31 26.12.2018 18:22 Заявить о нарушении
С уважением к Вашему мнению, Валентина.
Валентина Волгская 26.12.2018 19:02 Заявить о нарушении