Шашка Андрея Белянина
В черных траурных ножнах!
Скоро, искрами сверкая,
Загоришься ты в руках.
( казачья песня «Шашка»)
«Я помню, дед мой, когда я летом у них гостил, показывал мне шашку свою, Буденным подаренную. Он скакал верхом, и на полном скаку срубал шашкой березки, сантиметра 2-3 в диаметре. Рубил с оттяжкой, и срубленное деревце вонзалось в землю рядом со своим пеньком…»
(Из воспоминаний внука донского казака)
История нашего отечества насквозь пронизана войнами: как внешними угрозами, так и внутриполитическими кризисами. Что явилось, по одной из версий историков, благодатной почвой для возникновения казачества как сословия. Как известно, казачьи общины формировались из беглого населения на окраинах страны. И, если вначале казаки не подчинялись никому, жили набегами на земли соседних народов, то впоследствии казачество составило немалый пласт пограничных войск России. Легкая кавалерия, обладающая оригинальными тактическими приемами, высоким уровнем подготовки каждого конного воина, недаром считалась самой лучшей в мире. Даже тогда, когда казачество провело в забвении более сорока лет, мало кто не знал о казачьей отваге, нагайке и, конечно же, шашке - непременных спутницах любого казака. А вот на самом ли деле шашка исконно казачье оружие, споры идут много лет. И разобраться в истории шашки, в мифах и легендах, окружающих ее, поможет книга Андрея Белянина «Шашка».
Андрей Белянин более двадцати лет радует читателя юмористической фантастикой. Среди героев его книг встречаются и казаки: Иван Кочуев (дилогия в цикле «Казак»), Илья Иловайский в трилогии «Оборотный город», Матвей в исторически-приключенческом романе «Цепные псы империи», и другие. Что, в общем, и не удивительно, поскольку сам Белянин состоит на службе в Астраханском казачьем войске в чине есаула. И тогда тем более не удивительно, что писатель-фантаст решил издать свои исследования в истории казачьей шашки и мифах, окружающих ее.
Что же собой представляет «Шашка».
В книге автор повествует о том, что собой представляет шашка, какие виды шашек существуют. Чем отличается один вид от другого и какую роль играют в этом орнаменты. Излагает о видоизменении шашки в разное время и о мастерах и мастерских, по производству холодного оружия, в общем, и шашек в частности. Рассказывает о знаменитых казаках, исторических личностях и событиях. А так же делится опытом, как выбрать шашку, на какие аспекты обращать внимание начинающему антиквару и как избежать проблем с покупателями.
Данное произведение сложно отнести к какому-то конкретному жанру. С одной стороны это тематическая иллюстрированная энциклопедия, предназначенная широкому кругу читателей, и практически все признаки указывают на это. Информация о происхождении шашки, об известных мастерах, о легендах, мифах, просто интересных фактах изложена достаточно полно, с использованием разных источников, в том числе и иностранных. Автор руководствовался не только справочной литературой, но также и трудами других исследователей холодного оружия, историческими очерками, народными сказаниями. Содержание книги систематизировано, научно изложено. Факты, использованные Беляниным, исторически подтверждаемы.
Но с другой стороны, само изложение статей носит совсем не энциклопедический характер. Энциклопедии присущ сухой официальный язык, изложение информации не несет личной характеристики автора о том или ином событии. Белянин же не просто лаконично излагает факты. Несмотря на то, что, в общем, автор сохраняет характер научно-популярного стиля в изложении материала, он словно делится с читателем информацией, полагаясь не только на источники, но и на свой, личный, опыт. Благодаря этому способу изложения, строго научные факты, «сдобренные» легендами, мифами, домыслами и, порой даже историческими анекдотами, превращаются в увлекательную экскурсию с красноречивым гидом по истории шашки.
«Шашка» напечатана на качественной глянцевой бумаге, изобилует цветными и черно-белыми иллюстрациями, включая в себя фотографии, репродукции картин, зарисовки орнаментов и гербов. Примечательно то, что Андрей Белянин сам занимался художественным оформлением книги, в том числе зарисовки орнаментов, клейм и гербов выполнены им лично. Так же интересно то, что большинство фотографий клинков, представленных в «Шашке», имеют реальные прототипы, находящиеся в коллекциях известных ценителей холодного оружия. Также автор при оформлении издания использовал цитаты из художественных произведений, высказывания исторических личностей, элементы устного народного творчества, что, безусловно, украшает произведение, придавая ему особую нотку.
Конечно же, книга Белянина не могла остаться незамеченной среди так называемых «диванных» критиков. Позиционируя себя как знатоков холодного оружия в целом, и шашки в частности, они, тем не менее, не утруждаются чтением того, что выносят на обсуждение.
К примеру, автора голословно обвиняет некий коллекционер холодного оружия Андрей Кузнецов в том, что Белянин поддался «странной» идее о происхождении шашки на Кавказе, а не отдал заслугу казачеству. «Я всегда утверждал, что есть достаточное число фактов, письменных и иконографических фиксаций шашки (что есть кривой сабельный клинок с эфесом без защиты в руке) в казачьей среде 18 века и нет ни одного факта фиксации шашки у черкесов ранее начала 19 века» - говорит он. Таким образом, Кузнецов оспаривает не столько «Шашку», сколько труды всех историков, которые, так или иначе, упоминали данный вид холодного оружия. Несмотря на то, что упоминания о шашках датируются XVII веком, о чем сообщают различные источники, коллекционер с этим мнением категорически не согласен. Вроде бы.
«В самом начале XIX в. фиксируется переделка сабельных клинков на шашки у поселенных на Кавказской линии казаков. Отмечалось, что в Хоперском казачьем линейном полку «сабли у некоторых были черкесские, шашками называемые», а у других «из русских клинков переделали на такой же манер» - пишет в своей статье «Российское казачье и армейское переделочное холодное оружие (вторая половина XVIII начало XX веков)», ссылаясь на материалы Скибы К.В., никто иной, как Андрей Кузнецов. Из чего можно сделать вывод, что критика его не конструктивна, голословна и не несет никакой функциональной нагрузки.
Категоричное утверждение о том, что казаки начали пользоваться шашкой лишь в 19 веке, ни у историков, ни у Белянина (который вполне логично ссылается на их труды) не встречается. Мало того, портрет казачьего генерала Иловайского с богато украшенной шашкой в руке относится к концу 18 века. Вполне логично, что казаки, взяв шашки в бою, могли ими совершенно спокойно пользоваться. Речь в исторических источниках и в «Шашке» идет всего лишь об официальном принятии на вооружение казачьих войск шашки, не более. «Будучи первоначально заимствована у адыгов (черкесов) терскими и кубанскими казаками, в XIX веке шашка была принята на вооружение в Российской армии как уставной тип холодного оружия практически всех кавалерийских частей» - говорят историки. Но «диванные» критики, к сожалению, сами придумывают ошибки, и сами же с ними «воюют». Например, утверждая, что Белянин, дескать, Иловайского отнес к запорожским казакам, а не к донским. Где была взята эта информация не ясно, поскольку у Белянина она не встречается. Мало того, в трилогии автора «Оборотный город» главный герой, а он именно донской казак, приходится племянником В.Д. Иловайскому.
Андрей Белянин не претендует на место «истины в последней инстанции». «Книга ни в коей мере не претендующая на академичность, на раскрытие всех тайн, всех ответов, разбор всех загадок, всех полетов…»- говорит автор на встрече с читателями. Так или иначе, но «Шашка» - первая в своем роде энциклопедия по такому родному для казака оружию. Конечно же, много авторов-энциклопедистов, историков упоминали шашку в своих трудах. Но отдельное издание до Белянина никто не выпускал. Несмотря ни на что, можно отметить, что эксперимент удался, что отмечает и историк-публицист Борис Фролов, и, в целом, книгу можно оценить как информативное и красочное подарочное издание, как для казаков и казачат, так и для любителей, увлекающихся темой казачьей шашки.
Свидетельство о публикации №118121303276