Книжная полка-76. Д. Рубина. Почерк Леонардо
Я очень люблю читать, надеюсь, что и вы - тоже.
Зима - время для хороших книг. С ними всегда тепло!
Сегодня впечатлениями о прочитанной книге поделится Феликс Рахлин. Страница автора тут: https://www.proza.ru/avtor/felixr
Полностью эссе можно прочесть тут: https://www.proza.ru/2017/09/22/1629
Феликс нам расскажет о книге ДИНЫ РУБИНОЙ "ПОЧЕРК ЛЕОНАРДО"
Итак, слово эссеисту: "Мой друг Саша, человек очень неглупый, весьма литературный, сам считающийся и считающий себя писателем, однажды признался мне, что не считает писателем – Дину.
Почему?
Мне как-то даже не хочется слышать ответ. Возможно, это оттого, что, из знающих меня и что-то моё читавших НАСТОЯЩИХ литераторов Дина Ильинична – пожалуй, самая значительная, кто похвалил мои попытки в мемуарной прозе. Не буду скрывать ни перед собой, ни перед читателем: этим она меня очень к себе расположила.
...
На примере романа об Анне Нестеренко – внучке Вольфа Мессинга, унаследовавшей – по- видимому, от своего легендарного деда?! – его ясновидение, могу показать, что расположение читателя писательница заработала огромным, долгим, упорным трудом. В романе описан в подробностях и с удивительным знанием дела мир цирка, цирковых артистов и режиссёров, спорта и спортсменов, трюкачей, каскадёров… А ещё – мир музыкантов. Ну, тут ей проще: она ведь и сама окончила консерваторию… И всё же – надо уметь рассуждать «за» виртуоза-фаготиста, слышать и знать музыкальную литературу, особенности сложных партитур …
Роман этот – во многом мистический. Почерк Леонардо да Винчи – это его манера (притом, не очень уж редкая, присущая обычно левшам, но доступная для подражания всем смертным) писать «зеркальным», «наооборотным» письмом, легко читаемым потом в отражении зеркала. Вот два абзаца из статьи в Интернете Татьяны Грибановой – по-видимому, психолога:
«Зеркально писал Леонардо да Винчи — справа налево, все буквы развернуты по вертикальной оси на 180 градусов. Если такой текст подставить к зеркалу, он будет выглядеть как обычный.
Леонардо да Винчи… Живописец, инженер, механик, плотник, музыкант, математик, изобретатель — еще неполный перечень граней гения. Его называли чародеем, служителем дьявола, итальянским Фаустом и божественным духом. Он опередил свое время на несколько веков вперед. Окруженный легендами еще при жизни, великий Леонардо — символ безграничных устремлений человеческого разума".
Автор: Татьяна Грибанова
Источник: https://shkolazhizni.ru/psychology/articles/34885/
© Shkolazhizni.ru
Дина Рубина, однако, добавляет к описанию своей героини и всяческих обстоятельств, связанных с её личностью, умением и характером, некий мистический, парапсихологический флёр. Тут она, по-видимому, опирается на предания и предрассудки, которыми окружены в народном сознании (и, думаю, не только в русском фольклоре) зеркала и зеркальные отражения. Знаю, как гадают на святки в русских деревнях девушки на зеркалах – это описано и у Жуковского, и у Пушкина: поставьте одно зеркало напротив другого лицевыми сторонами одно к другому, а посерёдке между ними – свечу, да присядьте в рождественскую полночь рядом, загляните в этот бесконечный коридор отражений… Если не увидите наяву, , то, возможно, приснится чьё нибудь лицо… Это и будет ваш жених, если вы – девица… «Как ваше имя? – Смотрит он – и отвечает: «Агафон!»…
Что-то есть от волхвицы и в героине романа – Анне. Но ей, сверх всего, и в самом деле время от времени являются видения в её «внутренних зеркалах», - и видения вещие: Так, она видит страшное будущее приёмной матери своей, Машуты, и будущую смерть коллеги по цирку, и будущую смерть случайной знакомой, тоже циркачки…
Анна не может и не всегда стремится скрыть эти свои прозрения ни от жертв, ни от окружающих. Конечно, ей не верят, но потом, сопоставляя воспоминания, пугаются её дара и приписывают ей злую волю, считают ведьмой. В результате бывшая подруга в угаре маниакального припадка, усиленного алкоголем и другими наркотиками, душит её – и считает, что задушила до смерти. Но Анна натренирована, как йог, она умеет «замирать», впадать в состояние как бы анабиоза, а потом – «воскресать», возвращаться к жизни. Но так она устала от всего этого, что покидает этот мир. Погибает? Да нет, это было бы слишком просто. В том-то и дело, что она
И С Ч Е З А Е Т. Как? Куда? Дознаться не может и Интерпол!
Настолько необычна, порывиста, таинственна, загадочна эта Анна Нестеренко, настолько она женственна и притягательна, что и любовь к себе вызывает необыкновенную. Это, во-первых, простой и смелый ровесник Володя, её партнёр по цирку, тоже, как и она сама, канатоходец, с которым они поженились и составляют один цирковой «дуэт». Но, во- вторых, это фаготист Сеня, виртуоз, играющий в мирового значения симфонических оркестрах, - он старше её едва ли не на два десятка лет, и к нему-то она внезапно уходит от мужа, объявив тому об этом неожиданно. Володя, обуянный стрессом, теряет самоконтроль и зверски, едва не до смерти избивает жену… Случайно её спасают, после чего она на канат уже не возвращается, а, выздоровев и придя в себя, становится изобретательницей зеркальных трюков в мировых цирках. Кочевая, туристическая жизнь писательницы, которую, как мы знаем из её творчества, можно застать то в Европе, то в Америке,а то и в разных странах бывшего СССР, даёт широкую возможность автору романа мотаться вместе со своей героиней и её поклонниками по разным градам и весям мира, с удивительным знанием дела описывая самые разнообразные уголки старушки Земли.
Диву даёшься, до чего она знает топографию и топонимику, а также и подробности быта и происшествий из истории разных градов и весей. Я, бывший харьковчанин, даже крякнул от удовольствия, прочитав о Харьковском цирке, известном разными трагическими происшествиями. Тут же вспомнил об одном из них, известном от свидетеля – друга юности и мужа моей кузины – Фимы Бейдера (того, чьи искромётные шутки так забавно пересказывала на своих вечерах наша общая приятельница – Рената Муха… Но в этом случае никакого юмора не было: слон, выведенный на арену, почему-то не снабжённую надлежащим ограждением, испугавшись чего-то, вдруг направился на публику в амфитеатре! Но Дина упоминает случай пострашнее: как прямо на арене при публике была убита румынская дрессировщица, - вот только не львом, как говорит писательница, а – тигром…
Меня удивило, насколько удачно передан в романе украинский «суржик» (смесь русского и украинского, которой широко пользуются в общении жители Востока Украины, да и многих украинских городов. Ведь родилась-то Дина в Узбекистане… Правда, с Украины, да ещё и из Полтавы, её мать и, скорее всего, дочь тоже немало пожила в украинских местах… Оно, конечно, суржик – он суржик и есть, и «безупречным» быть не может. И всё-таки её Христина вряд ли могла сказать об Аннином отце в родительном падеже: «доктора НестеренкИ», - так говорят русские, но не украинцы, даже ломая речь на московский лад. Они скажут: «доктора НестеренкА дома нема!».
Мне приятно было узнать, что именно в Киеве Дина Рубина за роман «Почерк Леонардо» была удостоена премии «Портал», присуждаемой от имени ежегодного там конвента писателей-фантастов. Кстати, эта её Анна в ходе романа находится под большим влиянием и дружит в течение всей жизни с человеком, очень преуспевающим в науках – Элиезером, которого, вместе с братом-близнецом, благородные люди спасли младенцами от уничтожения гитлеровцами… Он и её приобщил к науке, к чтению научных статей… Да ведь и Леонардо да Винчи отмечал: не может быть науки без точного знания…
..."
*******************
Автор эссе и ведущий будут рады откликам и дискуссии под этим произведением.
Рубрика обновляется по понедельникам и четвергам.
Свидетельство о публикации №118121002195
Когда я ее читаю, то всегда испытываю легкую грусть: я читаю быстрее, чем она пишет.
"Почерк Леонардо" не имеет ничего общего с банальными текстами современных авторов.
Всегда думаю: "А как бы я, смогла бы?" Герой книги обладает даром ясновидения.Красавица-циркачка, талантлива, бесстрашна. Вокруг нее бурлят страсти, а она молчит, зная, что будет впереди.
Книга также может восприниматься как энциклопедия советской жизни. В общем, каждый свое найдет в книге!
Ольга Тресикова 11.12.2018 14:38 Заявить о нарушении