Дневник 145. В густой траве пропадёшь с головой
В густой траве пропадёшь с головой.
В тихий дом войдёшь, не стучась…
Обнимет рукой, оплетёт косой
И, статная, скажет: «Здравствуй, князь.
Вот здесь у меня – куст белых роз.
Вот здесь вчера – повилика вилась.
Где был, пропадал? что за весть принёс?
Кто любит, не любит, кто гонит нас?»
Как бывало, забудешь, что дни идут,
Как бывало, простишь, кто горд и зол.
И смотришь – тучи вдали встают,
И слушаешь песни далёких сёл…
Заплачет сердце по чужой стороне,
Запросится в бой – зовёт и манит…
Только скажет: «Прощай. Вернись ко мне» –
И опять за травой колокольчик звенит.
Оно и написано ровно день-в-день за 50 лет до моего рождения – 12 июля 1907 года.
И вот что мне подумалось после очередного его чтения (на этот раз со сцены родного деревенского клуба).
Стихотворение выдающееся – это как наша круглая Земля. А внутри её – подвижные тектонические платформы. Вот содержательная платформа, несущая смыслы произведения, вот фонетическая – звуковое поле шедевра, вот – чувственная, а вот – ритмическая. А ещё – живописная, цветовая… И все эти и другие «плиты» постоянно взаимодействуют. Миллионы лет на том же месте океаны, материки, а невидимо для глаз человека, его короткого срока пребывания на Земле, идут неустанно тайные процессы, притирки. Идёт касание, столкновение, взаимопроникновение платформ…
Так и выдающееся стихотворение. Это сфера любой конфигурации, в которой подвижной, никогда не застывающей плазмой живут смыслы и чувства, звуки и краски. Ты никогда не находишь их окончательно окаменевшими, застывшими. Стихотворение никогда не оформляется в нечто окончательное и устоявшееся раз и навсегда. Как будто при каждом чтении вещество стихотворения прихотливо поворачивается в роскошном футляре внешнего оформления (размер, лексика, синтаксис, строка и строфа) к тебе то одной гранью, то другой. Вечный двигатель шедевра никогда не пресечётся. Эпоха и сам человек, с его настроением, вехами жизни, меняющимися взглядами вызывают между собой и стихотворением непрекращающиеся резонансы, рефлексии. Они то затухают, то возбуждаются с новой силой. Всё может стать причиной такого возбуждения «солнечного ветра» стихотворного вещества: и неожиданный факт биографии поэта, движение вашей жизни, расширение ассоциативного древа, взгляд из окна, накопление опыта знания и чувствования, яркое по проявлению или тихое, но глубокое изнутри событие, нахлынувшие печаль или радость, драма и счастье любви, – всё.
Пульсация новых смыслов и чувств может идти от стихотворения к этому «всё» и от «всё» к стихотворению. Это – когда как и у кого как.
Но факт возвращения к шедевру, многократное перечтение его – необходимейшее условие такого постоянного контакта-соприкосновения шедевра и читателя. Только в этом случае встают для нас неповторимые узоры «северных сияний» поэзии, её неисчислимые глубины, красоты.
Свидетельство о публикации №118120707584
Спасибо, Николай, что написал о нём!))
Галина Рудакова 09.12.2018 23:32 Заявить о нарушении
Галина Рудакова 10.12.2018 13:29 Заявить о нарушении