Иберы и евреи. Генетическая связь тысячелетий
Avtor.net: http://avtor.net/page-id-72204.html
см. также версию на испанском:
http://avtor.net/page-id-72205.html
«Los iberos y los hebreos. La relacion genetica de los milenios»
перевод моей публикации с испанского языка
статья посвящается моему супругу Валентину Валевскому,
польскому лингвисту и исследователю древних языков,
на основе исследований которого написана моя статья
Кем были древние иберы и могли ли от них произойти евреи? Уже достоверно известно, что язык иберов имел некоторое сходство с языком предков басков. Всё, что мы знаем об этих двух языках, что это изолированные языки и что они не имеют родства с другими языками мира. Мне кажется, что сей факт является весьма знаковым случаем, ибо загадку этого феномена могут разгадать с одной стороны генетические исследования, а с другой стороны — исследования еврейских религиозно-исторических текстов. Согласно Торе нам известно, что прародителем евреев был Евер (Eber), что он был единственным из потомков Сима, кто не участвовал в строительстве Вавилонской башни и по этой причине его потомков не постигла участь смешения языков, как это случилось у других, а сами потомки Евера сохранили свой язык в первозданном виде. Это о многом говорит, но не объясняет почему древнееврейский язык похож на 97 процентов на финикийский* язык и в немалой степени на другие ближневосточные языки. Следовательно, язык предков евреев был совершенно другим и не состоял в каком-либо родстве с ближневосточными языками. Также интересен тот факт, что само имя патриарха Евера** религиозные тексты трактуют как «странника пересекшего реку». Следует предположить, что его имя, вероятно, связано с названием какой-то реки, которая располагалась на земле, находившейся в изоляции от всех азиатских языков. Я думаю, что, возможно, это была река Эбро в Иберии, земле, которую мы теперь знаем под именем Каталония. В таком случае эпитет или имя библейского патриарха следует понимать как «странника пришедшего с земли, где протекает река Эбро» или «странника из Иберии», учитывая, что только иберийский язык не имел сходства с азиатскими языками, но имел родство с баскским языком, самым древним языком Европы. Любопытно, что баскское слово «Seme», что означает «сын», ассоциируется с именем прапрадеда Евера Симом. Также важен сам факт, что если исходить из этого, то, возможно, потомки Евера долго сохраняли свой древний (предположительно иберийский) язык и, вероятно, только после Авраама утратили его и перешли на финикийский язык, который постепенно трансформировался в древнееврейский (97% сходства с финикийским), в связи с чем прилагательное «семитские» ошибочно закрепилось за всеми похожими языками. Однако термин «еврейско-семитские языки» (иврит, арамит) скорее всего являются аспектом ассимиляции в эпоху доминирования Ханнаана и Вавилона, точно так же, как термин «иберо-романские языки», не имеющие никакого отношения к иберийскому, являются фактором всё той же ассимиляции в эпоху доминирования Римской империи. Вероятно, это произошло в период, когда ближневосточные языки стали доминирующими в Месопотамии и Финикии, когда в Вавилоне уже был забыт язык древних шумеров и население стало использовать в повседневной жизни преимущественно финикийский, аккадский и сиро-арамейский языки. По легенде патриарх Авраам отправился в Ханаан, а перед этим проживал в Уре халдейском, который в ту эпоху населяли аккадяне и амореи. Между проживанием в Уре и Ханаане Авраам проживал также в Египте… Это как-то странно, потому что государство, где находился Ур, граничило исключительно с Ханааном, а в Египет можно было добраться только из Ханаана. Мне думается, что это противоречие можно истолковать таким образом, что Авраам был собирательной фигурой, объединяя в своем образе двух еврейских патриархов, проживавших в одну эпоху и создавших поселения евреев в Египте и Ханаане примерно в одно и то же время. Учитывая, что согласно легенде Авраам жил в эпоху правления царя Амрафела в Сеннааре (ранняя послешумерская Вавилония), а Амрафел тождественен вавилонскому царю Хаммурапи, который правил в 1793 — 1750 годах до н. э., можно судить о времени, когда эти процессы ассимиляции начались.
Полагаю, что я привела достаточно фактов, говорящих о возможном происхождении евреев от древних иберов. Однако могут ли это подтвердить также генетические исследования? Разумеется, да. Для начала выясним какие гаплогруппы содержит генотип евреев (распределение гаплогрупп среди евреев по версии FTDNA):
E1b1b1 - 18.2%
J1c3d - 17.3%,
J2a4 - 16.3%,
R1b — 14.9%
R1a1 — 7.9%
G (G1,G2a,G2c) - 7.5%
другие — 18, 6%.
E1b1b1 – древняя гаплогруппа и, вероятно, появилась у евреев после исхода из Египта. Гаплогруппа J1c3d появилась у евреев с момента формирования на Ближнем Востоке, вероятно, в Ханаане. Гаплогруппа J2a4 появилась у евреев в Месопотамии (Вавилонское царство). Гаплогруппа R1b появилась у евреев на начальном этапе формирования и, откуда именно была привнесена, не установлено. Гаплогруппа R1a1 появилась у евреев в Месопотамии (Вавилонское царство). Гаплогруппа G появилась у евреев на начальном этапе формирования, никогда не была доминирующей и скорее всего была привнесена с островных территорий Средиземноморья. Все остальные гаплогруппы появились у евреев в раннем Средневековье. Исследования останков древних евреев в Египте показывают доминирование гаплогрупп E1b1b1 и R1b, а анализы останков древних евреев на Ближнем Востоке показали преобладание гаплогрупп E1b1b1, J1c3d, J2a4 и R1b. Исходя из общего анализа можно сделать вывод, что гаплогруппы J1c3d , J2a4 и E1b1b1 были привнесены предками евреев извне (из Ханаана, Месопотамии и Египта), а изначально автохтонной гаплогруппой является только R1b, которая встречается у басков в Испании и Франции, а также у коренных жителей Каталонии, прямых потомков древних иберов, что подтверждено также исследованиями ископаемых останков древних захоронений. Таким образом, можно предположить, что предки евреев попали в Древний Египет и Ханаан, вероятно, через колонии иберийцев на Крите и Кипре в эпоху гибели Минойской цивилизации после извержения вулкана на острове Тира. Однако извержение вулкана на Тире (1610 г. до н. э. согласно радиоуглеродному анализу), уничтожившее минойскую цивилизацию, произошло спустя 100 лет после правления библейского царя Амрафела (вавилонского царя Хаммурапи), жившего согласно легенде в одно и то же время с Авраамом, но это легко объясняется тем, что минойцы (вероятные предки евреев) имели поселения на Ближнем Востоке ранее, а именно в Угарите, соприкасавшимся с Ханааном и Вавилоном. Из материала Википедии (см. раздел «Минойская цивилизация») мы узнаем, что «часть минойцев переселилась на Кипр и Угарит, где были основаны их колонии. Позднее минойцы на Кипре были подчинены тевкрами (один из «народов моря»), а в Угарите — ассимилированы семитами.» Предполагаю, что прообразом для Авраама послужили две личности, одна из которых жила в Уре в эпоху правления Амрафела (Хаммурапи), а другая — в Угарите сто годами позднее. Учитывая, что названия Ур и Угарит созвучны, то вполне допустимо слияние предполагаемых прототипов библейского патриарха в собирательных образ. Кстати, именно с Угаритом Древний Египет поддерживал дипломатические и торговые связи, что хорошо объясняет появление Авраама в Египте и образование еврейских поселений на его территории в начале XVI в. до н. э. или в самом конце XVII в. до н. э. Сохранилось большое количество глиняных табличек с клинописью из Угарита, язык которых близок к архаичной форме иврита. Таким образом, перемещение предков евреев из Угарита и Ура в Ханаан с одной стороны, а с другой стороны из Египта, можно назвать логичным. Именно древний Ханаан стал землей соединения двух популяций спасшихся предков евреев, немалая часть которого стала для евреев впоследствии Землей Обетованной. В любом случае, гаплогруппа G могла быть предками евреев привнесена именно с островных территорий минойской цивилизации и ее наличие как раз подтверждает вышеуказанные тезисы, поскольку встречается именно у жителей Крита.
Irina Levi, 2017
_____________________________________________________
Информация о текущем распределении гаплогрупп среди еврейского
населения по версии FTDNA см. в следующих доступных источниках:
1. «Гаплогруппы евреев и происхождение с точки зрения ДНК-генеалогии»
http://haplogroup.narod.ru/jew.html
2. Центр Генетических Исследований (Россия), см. материал
«Среди евреев распространены почти все гаплогруппы»
под заголовком среди перечня статей: https://dnk.center/stati/
_____________________________________________________
Дополнительные примечания:
* тезис, косвенно подтверждающий заимствование предками
евреев финикийского языка, постепенно трансформировавшегося
в древнееврейский, охарактеризован именно тем, что близость
древнееврейского и финикийского языков слишком очевидна и
это всё при абсолютном культурном отличии древних евреев от
финикийцев, что приводит к мысли, что предки евреев в прошлом
говорили на каком-то другом языке, отличном от финикийского.
О финикийском языке в Википедии говорится следующее:
«По морфологии и лексике близок к древнееврейскому».
См. источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Финикийский_язык
** о Евере (в зап. источниках Eber или Heber), в частности,
в Википедии говорится, что он «единственный из потомков
Сима, кто не участвовал в постройке Вавилонской башни.»
https://ru.wikipedia.org/wiki/Евер_(библейский_персонаж)
Согласно труду «Кузари» Йегуды Галеви (Yehuda ha-Levi)
известно, что «Авраам говорил на языке Эвера, поэтому он
называется еврейским. Позже, в Вавилоне, этот язык разделился
на множество языков (Кузари 1: 47-49).» […] «Только Эвер
продолжал на нем говорить после потопа и смешения языков.»
См. цитаты в работе «Иудаика Галеви» Л. З. Немировской:
icarp.su/konferens/konf_2011/konf_idish_2011/Nemirovskay.pdf
___________________________________________________
на фото: я
Свидетельство о публикации №118120101075
Валентин Валевский 01.12.2018 04:30 Заявить о нарушении
ведут на Иберийский (Пиренейский) полуостров. Существуют некоторые
свидетельства, которые говорят о присутствии евреев на Иберийском
(Пиренейском) полуострове еще в X веке до н. э., о чем можно узнать
из материала статьи профессора Мартина Коррала:
http://blogs.elconfidencial.com/espana/tribuna/2014-02-16/los-sefardies_89946/
Более того, в древнем Тартессе, в Испании, было найдено изображение
еврейской меноры трехтысячелетней давности (!!!), что фактически
подтверждает нахождение евреев в этом регионе в X веке до н. э..
Напомню, что это в настоящее время самое древнее из найденных
изображений меноры. В доказательство процитирую несколько строк
из научно-популярной статьи Адама Элияху Берковица от 2 февраля 2017:
http://www.breakingisraelnews.com/83028/
«“But that symbol, as everyone knows, is the Menorah in the Jewish Temple,”
said Jacobovici.
Jacobovici relates Montexano’s theory for the remarkable similarity between
the ancient symbol found in Spain and the Jewish Temple»
Adam Eliyahu Berkowitz
и перевод цитаты:
«Но этот символ, как известно, является Менорой в еврейском храме»,
- сказал Якобович.
Якобович связывает теорию Монтешано с необычайным сходством
между древним символом, найденным в Испании и еврейским храмом.»
Адам Элияху Берковиц
Вопрос резонен. Так являются ли евреи коренными жителями Испании?
Да, являются, ибо древняя Иберия находилась именно на ее территории.
И, возможно, предками евреев являлись иберийские торговцы,
в древности торговавшие с финикийцами и перенявшие у последних
финикийский язык, который стал распространяться по всему
Средиземноморью как лингва франка в среде древних торговцев.
Впоследствии этот язык трансформировался в древнееврейский,
хотя так и остался по существу к последнему максимально близок.
Ирина Леви 01.12.2018 04:49 Заявить о нарушении