Что такое казацкое барокко

Фирменным брендом Малороссии является культурный стиль под названием "казачье барокко". Барокко возникло в Италии, в 17 веке. Это слово переводиться как   «склонный к излишествам», а в португальском языке  perola barroca - дословно «жемчужина с пороком». Почему с пороком? В 1648 году закончилась  тридцатилетняя война между протестантами и католиками. В ней поучаствовали все народы Европы от балканских славян до скандинавов, от русских до испанцев. Закончилась война Вестфальдским миром, впервые утвердившим суверенитет национальных государств и признанием равенства прав этих государств, чего раннее не было. 
Европейцы устали от войны и религиозных споров и рационализм выраженный в формуле Ренэ Декарта (1596-1650) - «Я мыслю, следовательно, существую» стал ведущим культурным кодом.  Вместо смерти  за веру,  предпочтительнее стало простое мещанское счастье.  Достался этот прорыв в новое время очень дорогой ценой. Одних немцев погибло 40%, была уничтожена треть западных славян.  Самые богатые страны тогдашней Европы Германия и Чехия превратились в руины. Обнищали не только простые люди, но и элита.
По прежнему всё еще задававшая моду, но обедневшая итальянская знать , уже не имея денег на постройку богатых дворцов, создавала видимость успеха пышной лепниной на фасадах. Так барокко вычурностью форм пыталось компенсировать скудный бюджет. Та же самая "лепнина" - стремление поразить воображение пользователя оригинальностью форм происходила в музыке, литературе и живописи.
В то же время в барокко пришедшем на смену эпохе возрождения и последовавшего за ней  тридцатилетнего упадка жила тревога за будущее вместе с тоской по утраченным иллюзиям возможности внешнего и внутреннего совершенства человека свойственным возрождению. Вот почему  жемчужина оказалась с пороком.
В Москве в это время развивалось собственное "московское барокко". Его пример Новодевичий монастырь или великолепная Сухарева башня построенная в 1695 году зодчим Михаилом Чоголковым (1650-1710) и уничтоженная в в 1934 году. В Сухаревой башне располагалась Навигацкая школа, а по ночам собиралось «Нептуново общество», тайный царский совет и как считают некоторые исследователи первая российская масонская ложа, члены которой увлекались магией и астрологией, и в которую помимо Петра I входили его приближённые, в том числе выпускник и ректор Киево-Могилянской академии и руководитель Святейшего Синода архиепископ Феофан Прокопович (1681 - 1736). 
Византийская культура и московское барокко повлияли на барокко казацкое. Например возведением Военно-Никольского собора в Киеве тоже снесённого в 1934 году как и Сухарева башня, руководил московский зодчий Осип Старцев (умер около 1714 года), а один из самых характерных храмов казачьего барокко, Всехсвятскую церковь Киево - Печерской лавры, строил другой москаль  Дмитрий Аксомитов по приказу Петра Великого  направленный в Киев для строительства  крепости вокруг лавры.
Рождение казацкого барокко в архитектуре принято связывать с обновлением храмов домонгольского времени при митрополите Петре Могиле и его преемниках. Впервые после падения Киевской Руси начали масштабно возводиться православные храмы. Обрушившиеся или обветшавшие своды перекладывались, куполам придавалась характерная грушевидная форма.
Казачье барокко узнают по массивной грушевидной или бутонообразной форме куполов, завершенных маленькими главками, окрашенными в зелёный или золотой цвета, по  крестообразной форме храма при виде сверху и по умеренному использованию  орнамента во внешней отделке в пику названия стиля.  Церкви в стиле казачье барокко  оштукатурены и уних отсутствует четко выраженный фасад, храм, как правило, одинаков со всех четырех сторон. 
Яркие примеры стиля - Успенский собор Киево-Печерского монастыря и Андреевская церковь на Подоле. Но казацкое барокко продвинула не только церковную архитектуру. Киевлянин Иван Григорович-Барский (1713—1785) построил в Киеве первый городской водопровод, это тоже достижение казачьего барокко.
Внутри церкви и гражданские постройки расписывались уже не в византийском, а в новом стиле вомногом подражавшем голландской живописи. Львовский художник Иван Руткович (родился около 1650 года) писал многоэтажные иконостасы и был так уважаем, что  рисовал в жолковском замке короля Речи Посполитой Яна Третьего Собеского. В  2012 году имя Ивана Рутковича снова зазвучало в связи с кражей четырёх написанных им икон из деревянной церкви Вознесения Господня, в селе Волице-Деревлянской, на Львовщине. 
То был период развития  парсуни - портрета: светского, епитафиального (посмертное изображение казацкой старшины)и духовного. Самым распространённым образом и народным символом казацкого барокко является конечно образ казака Мамая , сидящего по турецки и играющего на кобзе. Эта картина стала формой изобразительного фольклора. В жилищах казаков она располагалась на самом почетном месте как икона. «Мамаи» в течение нескольких веков рисовались по всей Малороссии - от Карпат до Слобожанщины, от Луцка до Херсона. Самая давняя с сохраненных  картин датируется 1642 годом.
Немало шедевров архитектуры, поэзии и живописи казацкого баррокко было создано по заказу казацкой старшины. В то время в Малороссии  процветали: героическая поэзия, плачи и панегирики, танец и особенно песня, которая, по словам Гоголя, "для Малороссии все: и поэзия, и история, и отцовская могила". Исторические  думы и летописи. Например, записки полковника Григория Грабянки погибшего в 1738 году когда он прикрывал отступление русской армии из Крыма. Многотомная летопись казацких войн Самуила Величко (1670-1728). Величко кстати употреблял в своих записках определение «Малая Россия». Его главный труд  называется - «Летопись событий в Юго-Западной России в XVII веке».  В Европе наиболее крупными представителями музыки барокко являются Бах, Гендель и Вивальди. В Малороссии ведущим жанром в музыке стало хоровое пение. Создателями барочной церковной музыки были  киевлянин Николай Дилецкий (1630-1682) написавший первый в истории учебник  музыки  на русском языке «Мусикийская грамматика» , глуховчанин Дмитрий Бортнянский (1751-1825) - самый известный тогда в России композитор, киевлянин Артём Ведель (1767-1808), которого называли моцартом духовной музыки. Кстати Ведель был упрятан в сумасшедший дом за пророчество об убийстве Павла Первого.
С именами этих музыкантов эпохи казацкого барокко связано развитие русской симфонической музыки - концертов, кантат, ораторий.
В поэзии казацкое барокко проявилось как эксперимент с формой. Поэт из Чернигова Величковский Иван (1651 - 1701) который занимал должность пресвитера Свято-Успенской церкви в Полтаве, издал в 1691 году книгу - «Млеко». В предисловии он  писал - «в нашей Малой Россіи до сего время»,  нет учебника по  написанию стихов и он Иван Величковский как настоящий сын «Малороссійскои отчизны нашеи», решил «некоторыє значнейшые штуки поетицкіе руским языком выразити». Что же это за штучки? Это способы стихосложения:  эхо, рак летералный, рак словный, рак прекословный, пресекаемый, чворогранистый, згожаючийся, порядный непорядок, единогласный, единопадежный, азбучный, четыре типа акростихиса, жартовный верш, программа, анаграмма, епиграмма, многопременителный, четыре типа лябиринта, стихотворение в виде треугольника.
Самый сложный - рак прекословный, это когда «верш, которого слова вспак читаючися, противный  текст выражают». То есть это текст, который читается как слева на право, так  и справа налево при этом смысл текста меняется на противоположный. Вот пример такого текста из книги "Млеко" - Слова богородицы:

Со мной жизнь, не страх смерти,
Мной жить, не умереть,

Когда их прочесть «вспак», они становятся словами, которые как бы произносит символ человеческого грехопадения - библейская Ева:

Умереть, не жить мной,
Смерти страх, не жизнь со мной.

Вот, что такое казачье барокко.


Рецензии