Как первый русский буддист чуть не стал лауреатом

После Весны народов в Австрийской империи 1848 года, возникло мощное промосковское движение на землях, где население считало себя русскими и боролось за суверенитет, надеясь на помощь России. Освободительные национальные идеи переплелись с идеями о более справедливом устройстве общества на республиканской и даже анархо-коммунистической основе. Коммунизм тогда воспринимался как продолжение общины, как жизнь по свободному договору между свободными от помещиков и государства людьми. 
Наиболее известным  русским  славянофилом  и коммунистом  в Австрийской империи был Иван Яковлевич Франко (1856-1916) писатель и политик. Это был, очень  образованный человек, доктор философии Венского университета,  в год он прочитывал по нескольку тысяч книг и сам оставил около 3 000 произведений. Франко обладал феноменальной памятью. Он свободно разговаривал на 14 языках, а переводил с тридцати. Франко по матери был потомком славного Юрко Кульцитского знаменитого толмача атамана Сирко и австрийского императора спасшего Вену от турок. Наверное, по, этому обладал способностями к языкам.
В юности, Иван учился в Дрогобычевской гимназии, живя в столярной мастерской  своей тётки. Там Ивану приходилось иногда ночевать в новых  гробах. Может быть, этот опыт  сформировал в нём склонность к мистицизму и мятежный дух революционера.
Австрийскую конституцию 1867 года якобы дававшую равные права гражданам империи он называет "свинской", приводя как довод то, что из  32 000 судебных дел крестьян против  помещиков последние выиграли подавляющее большинство дел.
Франко подчеркивал, что следует различать формальное и реальное равенство и свободу. "… равенство перед правом, что не опирается на экономическое и образовательное равенство, остается только на бумаге…".
При социализме, считал Франко, люди будут свободны в выборе, а  ценность личности  будет определяться ее способностями и полезным трудом.
Франко переводил  статьи Маркса и Энгельса, но критиковал их за тоталитаризм: "И старая беда - неравенство, изгнанная за дверь, вернётся через окно: не будет эксплуатации рабочих  капиталистами, но будет всевластие руководителей - все равно, потомственных, или выбранных над  миллионами  членов народного государства. "За это Ленин называл Франко галицко-русским сепаратистом, но Иван Франко практически описал будущее СССР.
Сам Франко выступал за  свободный союз общин. Свободный союз общин  избирает  представителей в единый представительный орган для решения вопросов  крупного производства, внешней торговли, суда, обороны. Все избранники подотчетны  общинам, которые их избрали.
Критерием прогресса должны быть не тупой рост богатства, развитие науки и искусства самих по себе, а освобождение и развитие человеческой личности.
Иван Франко знал санскрит и переводил с него ведические тексты, по его мнению, буддизм наиболее соответствовал научному взгляду на мир. Франко был буддистом. Буддизм как  и революционные идеи жесткое и реалистичное мировоззрение, но при этом построенноена любви к всему живому.
Франко ел рыбу, но избегал есть мясо. Любимой его едой была картошка с грибами и суп из кваса, грибов и крапивы.Для Франко Будда,  который не из «грязи в князи», а  из князей в грязь реальности,  был истинным героем, так как  действовал не ради загробного блаженства, а ради спасения живых существ.В 1896 году Иван Франко издал во Львове стихотворение

Поклон тебе, Будда!
Во тьме бытия
Ты ясность, ты чудо,
Ты мир забытья.
 
Достойно, спокойно
Тобой побежден
Мир похоти, гнева
И блеска корон.
 
Царем был — стал нищим,
Душой — богатырь.
Тобой озарилась
Подлунная ширь.
 
Ты царство покинул,
Чтоб духом ожить;
Сорвал все оковы,
Чтоб нас просветить.
 
Ты мучился годы
Под сенью плюща,
Истоки страданья
Людского ища.
 
Нашел ты источник
В души глубине,
Где страсти роятся,
Играя на дне.
 
От страха пред адом
Увел ты людей,
Без мути туманной
Загробных идей.
 
Бессмертно лишь тело,-
Ведь атом любой
Пребудет вовеки
Самим же собой.
 
А то, что в нас плачет,
Болит и горит,
И рвется к Познанью,
Творит и летит,—
 
Погаснет, как искра,
Уйдет, как волна,
И канет в нирвану
Без граней и дна.
 
Поклон тебе, светлый,
От бедных людей,
Что бьются отчаянно
В путах страстей.
 
И я, твой поклонник,
Иду за тобой
От пытки сансары
В нирваны покой!

Революционер не верит в загробное блаженство, он  одинок в бескрайней вселенной и это одиночество его самого делает  творцом.  Он не надеется ни на кого кроме себя и своих товарищей, но при этом верит в людей, ибо иначе нет смысла в существовании и революции. Любовь конечная цель революционера. Из любви всё и всё на ней держится. Вот так, гетман Иван Многогрешный присоединил к России буддистскую Бурятию, а писатель Иван Франко стал первым малороссийским буддистом.
Не смотря на то, что  Франко родился в Галиции, однажды он написал в своём дневнике: «Меня сегодня кровно образили (оскорбили на польском). Меня обозвали украинцем, хотя все знают что я – русин». Часть произведений Франко писал на «украинском» (полонизированном русинском), а часть на так называемом «язычии» или литературном русинском языке употребляемом на старых русских землях оккупированных австрийцами и венграми. «Язычие», это попытка малороссийской интеллигенции соединить местное наречие  русского (русинского) языка с  церковным и  русским литературным языком.
Франко боролся против немецко-польско-украинского русоедства, он пытался сотрудничать с украинцами то есть сторонниками австрийской власти и униатской церкви. Для того, что бы перетянуть на свою сторону их часть для этого он создал «Русько-украінську радикальную партию»(РУРП) проповедовавшую  преданность интересам крестьянства,  общинное землевладение и артельную экономику.РУРП называла германский социализм и теорию Маркса – казармой и  была ярым врагом унии  с католической церковью,  требуя свободы совести.
За это творчество Франко было запрещено в Польше. Три раза за свои убеждения Франко сидел в австрийской тюрьме, где подорвал  здоровье.
В последние годы Иван Франко жил в бедности, «Я зарабатываю на хлеб, главным образом, корректурой, из-за которой литературная и научная работа является для меня только роскошью», — писал он в 1904 году петербургскому профессору Венгерову.
По предложению священника Иосифа Застирцав 1916 году писатель был выдвинут на соискание Нобелевской премииза значительный вклад в мировую литературу,но писатель умер, а премия вручается осенью и только живым.
Перед смертью Франко сильно страдал параличом рук от которого его лечили препаратами мышьяка, ртути и йода, которые  являются галлюциногенами. Возможно по, этому писатель страдал видениями, к нему являлись мертвецы и духи.
Являясь буддистом Франко не верил в Бога, он отказал священнику, который пытался его исповедовать перед самой смертью. 28 мая 1916 года первый русский буддист Иван Франко отошел к нирване или отправился в очередной круг кармического перерождения.
По  произведениямИвана Франко снято 15 художественных фильмов в 1939 году в его честь город Станислав был переименован в Ивано-Франковск


Рецензии