Серебряный век русской культуры
"Зачем он ездил в Африку,шел добровольцем на войну,участвовал в заговоре,крестился широким крестом перед всеми церквями советского Петербурга,заявил в лицо следователю о своём монархизме,вместо того,чтобы попытаться оправдаться и спастись?Люди близкие к нему знают,что ничего воинственного,авантюристического в натуре Гумилёва не было.
В Африке ему было жарко и скучно,на войне мучительно мерзко,в пользу заговора,из-за которого он погиб,он верил очень мало.Всё это он воспринимал совершенно так,как воспринимает любой русский"чеховский" интеллигент.Он по-настоящему любил и интересовался только одной вещью на свете-поэзией.Но он твёрдо считал,что право называться поэтом принадлежит только тому,кто в любом человеческом деле будет всегда стремиться быть впереди других,кто глубже других зная человеческие слабости,эгоизм,ничтожество,страх смерти,будет на собственном примере каждый день преодолевать в себе"ветхого Адама".И-от природы робкий,тихий,болезненный,книжный человек-он приказал себе быть охотником на львов,солдатом,награждённым двумя Георгиями,заговорщиком,рискующим жизнью за восстановление монархии.И то же,что со своей жизнью он проделал над своей поэзией.Мечтательный,грустный лирик он сломал свой лиризм,сорвал свой не особенно сильный,но необыкновенно чистый голос,желая вернуть поэзии её прежнее величие и влияние на души,быть звенящим кинжалом,"жечь" сердца людей.В самом прямом,точном значении этих слов Гумилёв пожертвовал жизнью не за восстановление монархии,даже не за возрождение России-он погиб за возрождение поэзии.Он принёс себя в жертву за непоколебимую человеческую волю,за высшую человеческую честь,за преодоление страха смерти,за всё,что при всех талантах русской и мировой литературы последних десятилетий в ней начисто отсутствует.Гумилёв умер,пытаясь своими слабыми руками,своим личным примером удержать высшее проявление человеческого духа-поэзию-на краю пропасти.
Свидетельство о публикации №118112704965