Первые на Руси

Первые на Руси: университет, букварь, библия и поэтический сборник появились в Малороссии.  Здесь: азбука, библия и стихи  впервые напечатаны по-русски на бумаге. "Искони створи бог небо и землю. Земля же бе невидима и неукрашена, и тьма верху бездны. И дух божий ношашеся верху воды"- так начинается первое издание Библии на церковнославянском языке. Напечатана она в 1581 году, в Малороссии, в городке Остроге (Ровенская область) первопечатником Иваном Фёдоровым (1520-1583) . Тираж был по тому времени огромен, более  1000 экземпляров. Это грандиозный и дорогостоящий проект.  За семь лет до библии Фёдоров прославился тем, что  напечатал во Львове первую "Азбуку". Следующий букварь был издан только через 60 лет в 1634 году уже в Москве, другим русским печатником Василием Бурцовым  и назывался он:  «Букварь языка Словенска». Фёдорова в  Острог  пригласил  князь Василий Константинович Острожский (1526-1608). По своему влиянию и богатству почти царь Малороссии, не смотря на то, что она входила в состав Великого Княжества Литовского. В Малороссии тогда было около 50 княжеских родов, каждый из  которых пытался создать собственное небольшое государство.  Острожким, это почти удалось.  Герасим Смотрицкий в предисловии к Острожской Библии, ставил Владимира Крестителя и Василия Острожского в один ряд: “Владимир бо свой народ крещением просветил, Константин же богоразумия писанием осветил ”. После смерти польского короля Стефана Батория в 1586 году Василий Острожский считался одним из возможных претендентов на престол. Секретарь папского нунция в Варшаве подчёркивал, что на стороне князя два преимущества: во-первых, он богатейший человек государства; во-вторых, его все уважают как мужа здравомыслящего и достойного, и единственное, что мешает, — князь “русин и вождь схизматиков”. То есть не мог русский и православный даже будучи богатейшим в королевстве олигархом и умнейшим из людей стать королём Речи Посполитой.  Но нам он интересен не этим, а тем, что в 1576 году  Острожский основал первое на территории восточной Европы высшее учебное заведение — греко-славяно-латинскую академию в своём городке Остроге.  Переманил из Львова Ивана Фёдорова и построил для него друкарню - то биш типографию.  За это образ Василия Острожского не смотря на то, что он воевал с Москвою увековечен на памятнике “Тысячелетие России” в Великом Новгороде воздвигнутом в 1862 году в честь 1 000-летия призвания новгородцами  князя Рюрика. Там Острожский один из 128 выдающихся деятелей русской истории. Надо еще вспомнить, что в 1581 году, в Остроге был издан и первый русский настенный календарь как раз с первыми напечатанными по русски стихами Андрея Рымши (1550 - ?). Каждый стих соответствовал одному месяцу года. Вот например подпись к июню: "Оужо воды всих топят, Ноах в корабль вошол. Знать, иж богу кланялся, прото ласку знашол." На таком языке говорили от Львова до Москвы. Комментарии излишни  и без всякого перевода понятно : "Уже воды всех топят, Ной в корабль вошел, знать, Богу кланялся, поэтому и милость снискал".  Отдельно следует рассказать об Острожской академии. Учили там "семи свободным наукам". Ведущее место  занимали языки. Обучение длилось восемь лет. Первым ректором академии был поэт и книжник Герасим Смотрицкий. Писавший в "Ключе к царствию небесному" -

"Вооружен воин змия поправ мужественно,
копием сего посредь проньзе явественно,
Яко древняго враждебника человеческаго рода,
понеже злому з добрым не бывает згода".

Среди профессоров, кроме православных, были и протестанты, выгнанные из  католических школ. Выпускники Острожской академии: Демьян Наливайко (старший брат казачьего вождя Северина Наливайко), первый ректор киевской братской школы митрополит Иов Борецкий, писатели Елисей Плетенецкий, Мелетий Смотрицкий, гетман Войска Запорожского Петр Конашевич-Сагайдачный, автор знаменитой "Папинодии" Захар Копыстенский,  церковный и культурный деятель Исаак Борискович и другие известные люди того времени. В течение 60 лет существования это заведение закончило около 500 человек. После смерти  Острожского академия постепенно начала приходить в упадок. А в 1624 году внучка князя, которая приняла католичество, основала в Остроге иезуитский коллегиум. Иезуити изжили из Острожской академии русских православных преподавателей и учеников. Как и писал Смотрицкий - " потому, что злому с добрым не найти согласия." Так закончилась история первой русской академии. Но её ученики создали многочисленные "братства" продолжавшие полу подпольную образовательную деятельность для представителей всех сословий русских православных людей под властью католиков. В 1615  появилась братская школа в Киеве. В 1631 году в Киеве  митрополит Киево-Печерской лавры Пётр Могила основал ещё одну школу -  Лаврскую. Эти две школы слились в  Киево-Могилянскую академию (КМА), которая долго  была единственным высшим всесословным учебным заведением всей Восточной Европы и всего православного мира. Там обучалось до 2 000 человек, срок обучения длился  12 лет. Учили: языки, историю, географию, математику, астрономию,  риторику, рисование, музыку, литературу, поэзию  и  философию. КМА закончили будущие гетманы: Юрий Хмельницкий, Иван Виговский, Пётр Дорошенко, Павел Тетеря, Иван Брюховецкий, Михаил Ханенко, Иван Самойлович, Иван Мазепа, Филипп Орлик, Даниил Апостол, Иван Скоропадский, наказной гетман Павел Полуботок, митрополит ростовский Дмитрий Туптало. Здесь учились летописцы Роман Ракушка-Романовский (Самовидец), Самойло Величко, Григорий Грабянка. Их казацкие летописи были прообразом современных исторических трудов. Прославившимися поэтами, вышедшими из стен Киево-Могилянской академии, были: ректор Касьян Сакович, черниговский архиепископ Лазарь Баранович, профессора Феофан Прокопович, Стефан Яворский, Георгий Конисский и Григорий Сковорода. Художники: Иван Мигура, Иван Щирский, Леонтии Тарасович, Григорий Левицкий. Композиторы: Максим Березовский и Артемий Ведель. После основания Московского университета (в 1755 году), значение академии снизилось. Когда в 1805 году открылся Харьковский университет КМА окончательно лишилась прежней роли высшего учебного заведения. В  1817 году она была закрыта и через два года вновь была открыта уже как Киевская духовная семинария. А в советское время на её территории располагалось военно-морское политическое училище. Но надо отметить, что Иван Фёдоров не был первым русским книгопечатником. В 15 –ом веке очень много русских жило в самой Польше. Известно, что некий немец  Швайтполь Фиоль, основал в 1491 году в Кракове русскую типографию, в которой печатались кириллицей  на русском языке богослужебные книги для многочисленных православных церквей  Польши и Литвы.  Его четыре книги: «Октоих (Осмогласник)», «Часослов», «Триодь постная» и «Триодь цветная».изданные большим тиражом, разошлись по всем православным городам Речи Посполитой, достигнув  Сербии. Но в 1492 году католическая церковь запретила издание церковных книг и кириллицей, и на славянском языке. Фиоль уехал в Словакию, где  занялся рудокопством. Книги Фиоля можно назвать первыми печатными книгами на кириллице вообще, ибо только спустя три года в 1494 году начала действовать Черногорская типография в монастыре города Цетинье, основанная Иваном Црноевичем.


Рецензии