О причастии
«Хлhбъ съ пшеницы, а вино съ винограда, и не полезно душh нашей ваше пpичacтie» — говорятъ духоборцы. «Пpичaщeнie есть поyченie слова Христова, глагола Бoжьягo». «Пpioбщaeмся мы на будyщiй вhкъ къ самому Христу, желая получить новую силу и благодать. Впредь желаемъ жить свято, пo-xpиcтiанcки». Принимая пpичacтie «отъ ангела животнаго», подъ которымъ подразумhваютъ «мысли невредимыя», духоборцы говорятъ, что они должны «прiобщить себя» «ко святымъ, божественнымъ, безсмертнымъ страстямъ Христовымъ», т.е. быть всегда готовыми на страданiе за своего ближняго, за свой народъ, «зa правду и истинность». Кто сознательно уготовитъ себя на такой путь, кто безбоязненно приметъ всякое поношенiе «за правду», тотъ и есть «истинный причастникъ». «Не объ томъ я вамъ возвhщаю причастiи вашемъ, — говоритъ духоборческiй пророк, — которое творится въ рукотворныхъ церквахъ вашихъ, а вы его заключаете, яко бы оно есть святое, тайное, — оно есть видhнiе, всему мiру явно», а о томъ духовномъ причастiи, которое даетъ людямъ силу и крепость на борьбу со зломъ, на осуществленiе истины здhсь на землh, среди насъ.
Эти два абзаца я взял из «Животной книги» (живот по-древнерусски жизнь) духоборов, собранной и изданной В.Д. Бонч-Бруевичем, революционером, большевиком, партийным и государственным деятелем, этнографом, помощником Ленина. Но подобных христиан, гонимых русскими православными царями, в истории христианства было предостаточно. Например, закон о смертной казни для «унитариев» (левое крыло протестантов), отрицавших троицу, таинства крещения и причащения, был отменён в Англии только в 1813 году! Да и сегодня священноначалие РПЦ не признаёт никакого инославия.
Так же, не по букве, заодно, видимо, с «еретиками» о причастии отзывается криэйтер интеллектуального богословия Юрий Еловиков(1947-2014) http://www.itheology.ru/art.php?nom=1
Цитирую его статью с этого сайта «О плоти и крови Христа»:
«Спасение души означает для человека вечную жизнь и для этого Христос предлагает христианам свою «Плоть и Кровь»: ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную (Иоан.6.54). Понятно, что эти слова, как никакие другие слова Библии, нельзя понимать буквально и однозначно. Поэтому многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?… С этого времени многие из учеников Его отошли от Него (Иоан.6.60, 66).
У апостола Павла есть два предложения, разных по содержанию, которые указывают на необходимость двойного толкования понятий Плоти и Крови: (1) Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. (2) Сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание (1 Кор.11.24-25).
1. Слова Христа приимите, ядите в начале первого предложения означают дарование практической помощи христианам в их борьбе со страстями. Обоснование этого тезиса находим в последующих словах сие есть Тело Мое, за вас ломимое, которые следует понимать как «брань страстей против плоти, которую Он взял за нас на Себя». Заканчивается предложение фразой сие творите в Мое воспоминание, которая означают таинство Евхаристии в собрании верующих.
2. Второе предложение начинается фразой, выражающей определенную и законченную мысль: сия чаша есть новый завет в Моей Крови. В этой фразе сия чаша – зрительный образ, а мысль выражена словами новый завет в Моей Крови. Это выражение корреспондируется со словами о Ветхом Завете – кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих (Исх.24.6-8) и имеет такой же смысл для Нового Завета. Заканчивается второе предложение как и первое фразой сие творите в Мое воспоминание. Но чтобы смысл этой фразы не связывался логически с Новым Заветом, в середину данной фразы вставлены слова когда только будете пить. Значит, слова «сие творите в Мое воспоминание» в обоих предложениях логически связаны с двумя другими есть и пить, соответственно, хлеб и чашу, что означает таинство Евхаристии.
Таким образом, в этих двух предложениях Христос устанавливает два духовных закона: Новый Завет и Евхаристию. Эти же два духовных закона заключаются в вышеприведённых словах Христа: ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную. Здесь понятие есть Плоть означает таинство Евхаристии, другое – пить Кровь – изучение Нового Завета. Итак, Плоть и Кровь Христа – это разные духовные понятия, однако, должны рассматриваться только в совокупности, то есть подход к ним должен быть системный.
*
Можно сказать, что духовные понятия Плоть и Кровь Христа находятся в корреляции с понятиями смерти и воскресения. Для этого рассмотрим слова апостола Павла из послания к Колоссянам, где он пишет сначала о смерти во Христе, потом о воскресении с Христом:
1. Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира… умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание… совлекшись ветхого человека с делами его (Кол.2.20; 3.5, 9). Апостол употребляет слова умерли, умертвите, придавая понятию смерти смысл победы. Он же указывает на то, что оказывает им помощь в борьбе со страстями: ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет (1 Кор.11.26). Выражение смерть Господню возвещаете тождественно понятию вспоминаете и означает таинство Евхаристии, которое помогало умервщлять страсти.
2. Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего… облекшись в нового человека, который обновляется в познании (Кол.3.1,10). Рассмотрим подробнее, что означает понятие воскреснуть со Христом после смерти во Христе. В послании к Евреям апостол Павел указывает на прямую связь воскресения Христа с Кровью завета: Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного (Евр.13.20). Отсюда следует, что воскресение во Христе для новой жизни после умервщление страстей с помощью таинства Евхаристии означает обязательное изучение Евангелия. Значит, совлекшись ветхого человека, чтобы не оказаться нагими (2 Кор.5.3) и непригодными для Царства Небесного, нужно облечься в нового, который обновляется в познании.
После слов о Евхаристии – смерть Господню возвещаете – следующие слова – доколе Он придет – обычно связывают со Вторым пришествием, но это нельзя признать разумным. Как можно возвещение смерти на литургии делать центральным событием в жизни Церкви? Главное событие состоит в том, что Христос воскрес и Он всегда рядом: се, стою у двери и стучу (Отк.3.20). Поэтому, в соответствии с вышеизложенным, выражение доколе Он придет следует понимать так, как учит апостол: слово Христово да вселяется в вас обильно (Кол.3.16). И только после этого можно говорить о воскресении со Христом. Следовательно, надо было не только «есть Плоть» и умирать для страстей, но и «пить Кровь» – воскресать духом слова Божия.
Апостол Павел обличает служителей Церкви за их буквальное восприятие слова Божия: Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа; потому что буква убивает, а дух животворит (2 Кор.3.6). Он разделяет служение букве и служение духу. Служение букве называет славным, однако, более славно служение духу (2 Кор.3.7-8). О себе говорит служу духом (Рим.1.9) и служащие Богу духом (Флп.3.3). Поэтому апостолы разделили служение букве и служение духу, то есть исполнение обряда и служение слову: не хорошо нам, оставивши слово Божие, пещись о столах (Деян.6.2-7).
*
Таким образом, духовные понятия «есть Плоть» и «пить Кровь» следует отождествить соответственно с буквой и духом Евангелия. Кроме того, если «буква» означает Евхаристию, тогда становятся понятны слова апостола буква убивает, то есть таинство Евхаристии помогало убивать страсти, однако, конечный результат достигается только тогда, когда сопровождается изучением слова Божия. Здесь понятие буквы подчеркивает вспомогательную роль Евхаристии, которая помогала избавляться от страстей и готовила душу к воскресению духом слова Божия. В связи с этим, можно напомнить слова апостола Павла о разном наказании виновных против Плоти и против Крови. Это касается тех, кто почитает обряд выше богословия.
1. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает (1 Кор.11.29-30).
2. То сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: «у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь». И еще: «Господь будет судить народ Свой» (Евр.10.29-30)».
Я солидарен с коротенькой статьёй Юрия Еловикова, и у меня даже есть что сказать в дополнение, исходя из Евангелия. Почему, например, богатому невозможно войти в Царствие Божие?(Марк 10:25) Да и плоть бедного точно так же неспособна пробраться через игольное ушко. А вот кровь может пройти, поскольку она конечная субстанция плоти, называемая в Библии душой. Это как благословенный конечик дерева, семечко: оно всходит для нового измерения, а вот дереву путь туда заказан. Во всяком витке спирали конец одновременно является началом, потому для него нет преград. Да и русский язык однокоренными словами «кровля» и «кровать» суфлирует, подсказывает, что «кровь» — конечный символ жизни, а значит может быть и начатком. Кровля и перекрытие первого этажа является одновременно полом и началом второго, а кровать — отдохновение уставшему человеку, чтобы после семёрочного сна продолжить путь, открыть новую седмину творения. КТО БУДЕТ НА КРОВЛЕ, А ВЕЩИ ЕГО В ДОМЕ, ТОТ НЕ СХОДИ ВЗЯТЬ ИХ(Лука 17:31) — так Евангелие предостерегает любознательного странника, гуглящего Царствие Божие, что пожитки Египта бесполезны. КАМЕНЬ, КОТОРЫЙ ОТВЕРГЛИ СТРОИТЕЛИ, ТОТ САМЫЙ СДЕЛАЛСЯ ГЛАВОЮ УГЛА(Псалтирь 117:22; Марк 12:10), и апостол Пётр называет этот камень драгоценным для верующих и камнем претыкания для неверующих(1 Петра 2:7). И это естественно, что водитель веры Моисей со своим народом прошёл через море, олицетворение смерти, а египтяне преткнулись, потонули в нём. Море, мрак, смерть, семёрка, как мера жизни — это всё однокоренные слова в русском языке, и когда Иисус учит Петра ходить по морю, Он учит его так образно выживать, не подпадать под власть смерти. Для неверующих она субъективно есть, а для верующих её нет, хотя через эту страдательную юдоль нужно пройти: КТО ХОЧЕТ ДУШУ СВОЮ СБЕРЕЧЬ, ТОТ ПОТЕРЯЕТ ЕЕ, А КТО ПОТЕРЯЕТ ДУШУ СВОЮ РАДИ МЕНЯ И ЕВАНГЕЛИЯ, ТОТ СБЕРЕЖЕТ ЕЕ(Марк 8:35). Так что безжизненный камень вполне может оказаться хлебом, а пугающая смертоносная змея — питательной рыбой(Лука 11:11). Да и в учениках Христа змеиная мудрость — не ущерб, а драгоценное приобретение(Матфей 10:16; Лука 10:19; Марк 16:18; Деяния 28:4-5). И «первый» библейский день творения, заполненный потопной водой, говорит о том, что вода не только источник жизни для избранных, но и губительная стихия для тех, в уши которых взывает Священное Писание, но уши неспособны слышать(Матфей 22:2-10). А кавычки я поставил в «первом» дне потому, что как Бог безначален и бесконечен, так и соответственно Его творение, эманация, центробежная энергия. Кстати, почему Христос велит найти человека с кувшином воды, чтобы в его горничных апартаментах ученики откушали пасхальную Плоть и Кровь? Я посмотрел, как переведено у Лютера: Krug mit Wasser. Krug – по-немецки тоже кувшин, поскольку это изделие гончарного круга, но немецкое слово более соответствует витку спирали с концом и началом, как и русская кружка. Вспомним, как написано у Исайи, и что воспроизводит Христос в Евангелии: ПРЕЖНЕЕ ВРЕМЯ УМАЛИЛО ЗЕМЛЮ ЗАВУЛОНОВУ И ЗЕМЛЮ НЕФФАЛИМОВУ; НО ПОСЛЕДУЮЩЕЕ ВОЗВЕЛИЧИТ ПРИМОРСКИЙ ПУТЬ, ЗАИОРДАНСКУЮ СТРАНУ, ГАЛИЛЕЮ ЯЗЫЧЕСКУЮ. НАРОД, ХОДЯЩИЙ ВО ТЬМЕ, УВИДИТ СВЕТ ВЕЛИКИЙ; НА ЖИВУЩИХ В СТРАНЕ ТЕНИ СМЕРТНОЙ СВЕТ ВОССИЯЕТ(Исайя 9:1-2; Матфей 4:14-16). То есть Христос указывает на солнечный зодиак, где вода на этом небесном круге означает и смерть, и весеннее воскрешение жизни. Ведь Христос — это живой Космос(Исайя 66:1), и если Он уподобляется до притчи о вечере в горнице человеческого жилища, так чтобы нам, микрокосмам, было привычней и понятней. Христос среди двенадцати учеников, как солнышко среди двенадцати зодиакальных знаков, и Иоанн, любимый Его ученик, соответствует весеннему авиву, а Иуда — адару, неверному двенадцатому марту. Ведь в концах времён любовь охладевает(Матфей 24:12). Так назначено природой, но горе тому, в ком гнездятся разрушительные силы. Потому Ленин будет сиять в истории, а Горбачёв с Ельциным вызовут лишь сожаление(Матфей 26:24). Да и мы с тобой, дорогой читатель, соответствуем кружалу: родители, созидая нас, радуются, а в конце соберутся плакальщицы. Хорошо об этом написал Шекспир:
Пылающую голову рассвет
Приподымает с ложа своего,
И все земное шлет ему привет,
Лучистое встречая божество.
Когда в расцвете сил, в полдневный час,
Светило смотрит с вышины крутой, —
С каким восторгом миллионы глаз
Следят за колесницей золотой.
Когда же солнце завершает круг
И катится устало на закат,
Глаза его поклонников и слуг
Уже в другую сторону глядят.
Оставь же сына, юность хороня.
Он встретит солнце завтрашнего дня!
(Перевод С.Я. Маршака)
Даже многоопытный Христос восплакал во тьме смертной, на кресте, перекрёстии конца и начала, куда его затащил Иуда: ИЛИ, ИЛИ! ЛАМА САВАХФАНИ? ТО ЕСТЬ: БОЖЕ МОЙ, БОЖЕ МОЙ! ДЛЯ ЧЕГО ТЫ МЕНЯ ОСТАВИЛ?(Матфей 27:46)
Но все мы знаем, чем закончилось печальное евангельское сказание: Христос восстал в славе и воссел одесную Бога. То есть Христос — огнедышащая космическая отрасль Бога, если уж довериться Корану, убеждающему нас, что Бог не брал себе ребёнка, сына, поскольку нет у Единого супружницы. Понятно, что среди людей половое размножение сынами и дочерьми, но огонь умножается языками, облака — клубами, циклоны — завихрениями, мороз на стекле — узорами, эфир и воды — волнами, дерево — ветвями, пески в пустыне — дюнами, тесто — дрожжами, вес прирастает килограммами, путь — верстами, галактики — небесными телами. Но если уж по-евангельски и по-человечески считать, что Христос — Божий сын, то сын у Единого может быть только тоже единым и совокупным. Задумывался ли ты, дорогой читатель, почему праведный и благочестивый Симеон, приняв на руки младенца Иисуса, благословил Бога и сказал: НЫНЕ ОТПУСКАЕШЬ РАБА ТВОЕГО, ВЛАДЫКО, ПО СЛОВУ ТВОЕМУ, С МИРОМ, ИБО ВИДЕЛИ ОЧИ МОИ СПАСЕНИЕ ТВОЕ, КОТОРОЕ ТЫ УГОТОВАЛ ПРЕД ЛИЦЕМ ВСЕХ НАРОДОВ?(Лука 2:29-31) Или почему Христос оспаривает бытующее мнение, что является сыном Давидовым, ведь неувядающий в славе Давид именно Христа называет Господом? Или почему Павел, перечисляя древних иудейских подвижников, жатвенный итог их подбивает своим временем, то есть временем Христа и его апостолов?(Евреям 11:39-40) И к кому следующему, грядущему, наконец, сам Христос обращается, уповая на ещё больший результат: ИСТИННО, ИСТИННО ГОВОРЮ ВАМ: ВЕРУЮЩИЙ В МЕНЯ, ДЕЛА, КОТОРЫЕ ТВОРЮ Я, И ОН СОТВОРИТ, И БОЛЬШЕ СИХ СОТВОРИТ, ПОТОМУ ЧТО Я К ОТЦУ МОЕМУ ИДУ?(Иоанн 14:12).
Как ты выжило, Слово, до наших имен,
Еле слышных в плебейском разврате,
Где публичная Муза сосет микрофон,
Пьяный Каин рыдает о брате...
Так чудовищно сбылся обещанный хам ,
Как не верить насчет остального...
Ничего не добавишь к библейским стихам,
Кроме тихого вздоха ночного...
Полустертого между прощай и прости
Полушепота, рвущего связки!
Кроме хруста бессонницы в лобной кости
Отмирающе-лунной окраски...
(Ольга Бешенковская)
Но я уверен, что эта пессимистическая симфония конца и тьмы, сменяется седмичным началом со Святым Духом, и новый мессия подведёт оптимистическую черту. Да ведь приходили уже на смену Христу Мухаммед и другие значительные учителя и пророки, и будут ещё. ПРОСЛАВЛЕННОЕ ДАЖЕ НЕ ОКАЗЫВАЕТСЯ СЛАВНЫМ С СЕЙ СТОРОНЫ, ПО ПРИЧИНЕ ПРЕИМУЩЕСТВЕННОЙ СЛАВЫ ПОСЛЕДУЮЩЕГО(2 коринфянам 3:10). Да и сам по себе эволюционирующий Христос то некий перстный Иона, то мудрый Соломон, то любвеобильная царица Савская(Матфей 12:39-42). Это эстафета реинкарнаций. Это витки космической спирали, и они точно такие же, как у дерева годовые кольца, умножающие мощь ствола. Сам Бог ведёт нас в вечность, благодаря центростремительной гравитации сферической спирали. Как это было при Исходе, так и ныне: ГОСПОДЬ ЖЕ ШЕЛ ПРЕД НИМИ ДНЕМ В СТОЛПЕ ОБЛАЧНОМ, ПОКАЗЫВАЯ ИМ ПУТЬ, А НОЧЬЮ В СТОЛПЕ ОГНЕННОМ, СВЕТЯ ИМ, ДАБЫ ИДТИ ИМ И ДНЕМ И НОЧЬЮ. НЕ ОТЛУЧАЛСЯ СТОЛП ОБЛАЧНЫЙ ДНЕМ И СТОЛП ОГНЕННЫЙ НОЧЬЮ ОТ ЛИЦА НАРОДА(Исход 13:21-22).
Почему Христос называет себя то узником темницы, то распластанным на больничной койке, то совсем уж бесприютным бомжом, требуя сатисфакции у тех, кто пользуется свободой, кто здоров, кто богат?(Матфей 25:31-46) А ведь противоположностей гораздо больше: красота и уродство, интеллект и дебильность, сила и слабость, власть и беззащитность, победа и поражение, сноровка и скованность, трудолюбие и леность и так далее, и так далее. Пиковое преимущество всех противоположностей обычно проявляется в середине всякого организма, к концу же оно деградирует. Но зачастую бывает так, что преимущество гнездится в одном человеке, а в другом человеке недостаток или порок. Недостаток или избыток, скудость или полнота, начало или конец — это же так естественно в круге витка спирали, когда он идёт по возрастающей! Но если недостатки и преимущества распределены между людьми, получается, что одни сосуды благополучные, другие страдательные, жертвенные(Римлянам 9:21-24). Я не назвал ещё массу талантов, которые повелено не закапывать в землю, а развивать, в конце концов, экспортируя их в центр спирали, к Богу. Таланты и противоположные качества не завидуют бесталанным, как и эти своим соответствиям. Апостол Пётр называет женщину немощнейшим сосудом(1 Петра 5:3-7), но завидует ли она мужчине? Дебил также не завидует мудрецу, поскольку и без мудрости балдеет от счастья. Бедный не завидует богатому, ведь тот весь в заботах, как сохранить и приумножить богатство, а бедный — беспечен и свободен. Так что Бог повелевает печься о единстве противоположностей и с целью альтруизма, и чтобы они дополняли друг друга, обменивались энергиями.
Но преданность и предательство тоже важнейшие противоположности, и я не осуждаю Иуду, поскольку его предательство природно. Цветок тянется к солнцу, но солнце его иссушает и превращает в будыльё. Человек покидает дорогих родителей, чтобы, влюбившись, прилепиться к первой встречной самке. ОТКРЫТОЕ И ДОБРОЕ СЕРДЦЕ ЗАБОТИТСЯ И О СНЕДЯХ СВОИХ, - написано у Сираха(31:27), и да: человек, например, кормит и чешет брюхо хрюшке, чтобы потом её забить. Подающий надежды спортсмен оставляет тренера, возможности которого исчерпаны, и уходит к более продвинутому. Раньше вместе с фараоном хоронили и челядь, но теперь каждый вправе менять себе господ и благодетелей даже ради ничтожной корысти. Преданность — хорошее качество, и Евангелие его поощряет заповедью любить ближнего, как самого себя. Но так называемое предательство Писание возводит в более сакральную заслугу: ВСЯКИЙ, КТО ОСТАВИТ ДОМЫ, ИЛИ БРАТЬЕВ, ИЛИ СЕСТЕР, ИЛИ ОТЦА, ИЛИ МАТЬ, ИЛИ ЖЕНУ, ИЛИ ДЕТЕЙ, ИЛИ ЗЕМЛИ, РАДИ ИМЕНИ МОЕГО, ПОЛУЧИТ ВО СТО КРАТ И НАСЛЕДУЕТ ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ(Матфей 19:29). Пётр трижды отрёкся от Иисуса, и его кидалово ничуть не отличалось от отступничества Иуды от Христа, как заходящего светила. Однако же три конца этого кидалова Христос, воскреснув в образе Святого Духа, утверждает при хлебопреломлении тремя началами духовных ипостасей, чтобы Пётр стал духовным лидером, апостолом(Иоанн 21:12-17). А как можно не отрекаясь от колеблемого заслужить неколебимое, ведь это как раз приемлемо для сатаны, который обеими руками за то, что сеять веру как пшеницу: получил одноразовую оскудевающую жатву и более не тщись! .
Когда Божественный бежал людских речей
И празднословной их гордыни,
И голод забывал и жажду многих дней,
Внимая голосу пустыни,
Его, взалкавшего, на темя серых скал
Князь мира вынес величавый.
"Вот здесь, у ног твоих, все царство,- он сказал,-
С их обаянием и славой.
Признай лишь явное, пади к моим ногам,
Сдержи на миг порыв духовный -
И эту всю красу, всю власть тебе отдам
И покорюсь в борьбе неровной".
Но он ответствовал: "Писанию внемли:
Пред Богом Господом лишь преклоняй колени!"
И сатана исчез - и ангелы пришли
В пустыне ждать его велений.
(Афанасий Фет)
Апостол Павел раскручивает спираль церковной религии на веру, надежду и любовь, как и её увещевает раскручивать евангелист Матфей по словам Христа - во имя ветхозаветного логоса Отца, во имя новозаветного логоса Сына и во имя Святого Духа - вербальной энергоинформации самого Бога(Матфей 28:18-20). То есть посредством усердия можно ветхий завет поменять на новый, а потом и на вечный. Ведь вера без дел мертва(Иакова 2:17,20,26). И бесы веруют и трепещут перед Богом, - утверждает апостол Иаков(2:19). Надежда и надiя в русском и украинском языках грамматически основополагаются на делах и дiянiях. И апостол Павел в Первом послании коринфянам квалифицирует иерархию членов церковного тела: благородные промыслительные члены, относящиеся к главе, благообразные исполнительные члены типа дланей(дел) и неблагообразные интимные члены. Хотя благородные и благообразные пророчествуют, проповедничают, Павел указывает на важное попечение и почтение интимных членов, которые индуцируют в тело церкви дар цельности, исцеления, единства, любви. Но почему же на назойливое приставание: ГОСПОДИ! ГОСПОДИ! НЕ ОТ ТВОЕГО ЛИ ИМЕНИ МЫ ПРОРОЧЕСТВОВАЛИ? И НЕ ТВОИМ ЛИ ИМЕНЕМ БЕСОВ ИЗГОНЯЛИ? И НЕ ТВОИМ ЛИ ИМЕНЕМ МНОГИЕ ЧУДЕСА ТВОРИЛИ? - Христос холодно и уверенно отворачивается: Я НИКОГДА НЕ ЗНАЛ ВАС; ОТОЙДИТЕ ОТ МЕНЯ, ДЕЛАЮЩИЕ БЕЗЗАКОНИЕ?(Матфей 7:22-23). Да и апостол Павел к гадальщикам на кофейной гуще через тусклое стекло(1 коринфянам 13:12) почему-то приклеивает в кормщики безгласных идолов(1 коринфянам 12:2). В синодальном переводе это туманно написано, но я нашёл один из немецких переводов стиха: IHR WISSET, WIE IHR VOR DEN TOTEN G;TZEN IN EKSTASE GER;TEN SEID (Вы знаете, как перед идолами вы впадали в экстаз) Да собственно и служба во всякой церкви экстатическая, чтобы получить благодать.
К участникам вечери, причастия жертвенной Плотью и Кровью, Христос тоже как бы не расположен: СТАНЕТЕ ГОВОРИТЬ: МЫ ЕЛИ И ПИЛИ ПРЕД ТОБОЮ, И НА УЛИЦАХ НАШИХ УЧИЛ ТЫ. НО ОН СКАЖЕТ: ГОВОРЮ ВАМ: НЕ ЗНАЮ ВАС, ОТКУДА ВЫ; ОТОЙДИТЕ ОТ МЕНЯ ВСЕ ДЕЛАТЕЛИ НЕПРАВДЫ(Лука 13:26-27). Что такое вообще еда? Она многообразна, но по своей сути носит иждивенческий характер, хотя в неё вплетены элементы любви. Волк, разрывая овцу, разве не любит её? Женщина, жница мужчин, разве без аппетита их вампирит? Это я утверждаю с мужской точки зрения, но если послушать женщину, то вполне может статься, что её использует жигало, альфонс. И эксплуататор с пиететом рыскает в поисках бедного, чтобы ещё больше обобрать его. Есть, правда, харчи божеские, оптимальные для обеих сторон: писатель пишет для читателя и вместе с ним радуется, также и шоумен в театре со зрителем, и футбольные команды на стадионе с армией болельщиков. Так что благодать есть не только в церкви, но везде, где взаимодействует мужское и женское начало, как оно взаимодействует в Едином. Да, познание женщины, науки и даже Богопознание — всегда пожнание, жатва, аппетитная трапеза. Но намного блаженнее давать, нежели принимать(Деяния 20:35). Посмотрите, как ужасно описывает пророк и псалмопевец Давид трапезу, по сути жёсткую порнушку, где вместо радости Иисусу Христу приходится пить горькую жёлчь и жгучий уксус: ПОНОШЕНИЕ СОКРУШИЛО СЕРДЦЕ МОЕ, И Я ИЗНЕМОГ, ЖДАЛ СОСТРАДАНИЯ, НО НЕТ ЕГО, - УТЕШИТЕЛЕЙ, НО НЕ НАХОЖУ. И ДАЛИ МНЕ В ПИЩУ ЖЕЛЧЬ, И В ЖАЖДЕ МОЕЙ НАПОИЛИ МЕНЯ УКСУСОМ. ДА БУДЕТ ТРАПЕЗА ИХ СЕТЬЮ ИМ, И МИРНОЕ ПИРШЕСТВО ИХ - ЗАПАДНЕЮ; ДА ПОМРАЧАТСЯ ГЛАЗА ИХ, ЧТОБ ИМ НЕ ВИДЕТЬ, И ЧРЕСЛА ИХ РАССЛАБЬ НАВСЕГДА; ИЗЛЕЙ НА НИХ ЯРОСТЬ ТВОЮ, И ПЛАМЕНЬ ГНЕВА ТВОЕГО ДА ОБЫМЕТ ИХ; ЖИЛИЩЕ ИХ ДА БУДЕТ ПУСТО, И В ШАТРАХ ИХ ДА НЕ БУДЕТ ЖИВУЩИХ, ИБО, КОГО ТЫ ПОРАЗИЛ, ОНИ [ЕЩЕ] ПРЕСЛЕДУЮТ, И СТРАДАНИЯ УЯЗВЛЕННЫХ ТОБОЮ УМНОЖАЮТ. ПРИЛОЖИ БЕЗЗАКОНИЕ К БЕЗЗАКОНИЮ ИХ, И ДА НЕ ВОЙДУТ ОНИ В ПРАВДУ ТВОЮ; ДА ИЗГЛАДЯТСЯ ОНИ ИЗ КНИГИ ЖИВЫХ И С ПРАВЕДНИКАМИ ДА НЕ НАПИШУТСЯ(Псалтирь 68:21-29). Так что не зря Христос отворачивается от учеников, которые протирали штаны за партой, но экзамен на аттестат зрелости не сдали. Жизнь - в жизни, и понятно, что, давая кому-то интимную соску, самому тоже не хочется оскудеть, быть высосанным. Не виноваты те, кому хочется есть, но даже глисты понимают, что чрезмерная ложка-лжица из праведной чаши хозяина грозит смертью как хозяину, так и паразитам. Потому апостол Павел, обговаривая это худшее, а не лучшее хищническое торжество(1 коринфянам 11:17), вразумляет недотумканных: КТО ЕСТ И ПЬЕТ НЕДОСТОЙНО, ТОТ ЕСТ И ПЬЕТ ОСУЖДЕНИЕ СЕБЕ, НЕ РАССУЖДАЯ О ТЕЛЕ ГОСПОДНЕМ. ОТ ТОГО МНОГИЕ ИЗ ВАС НЕМОЩНЫ И БОЛЬНЫ И НЕМАЛО УМИРАЕТ(1 коринфянам 11:29-30). Лицемерно внимая апостолу, церковь ради ликвидации фаланги обиженных христианскую вечерю заменила на равные для всех символы — просфорку и ложечку вина. Но социальную несправедливость в обществе церковь-то поддерживает обеими руками! Да я сам свидетель, как священник отгонял нищих от церковных ворот. А какие важные регалии понавешал церковный клир себе на рамена, — генералиссимус со своими жалкими эполетами позавидует: Ваше Преподобие, Ваше Высокопреподобие, Ваше Преосвященство, Ваше Высокопреосвященство, Ваше Блаженство, Ваше Святейшество, Ваше Божественное Всесвятейшество! А между тем в ранней церкви архиереями считались только те, кто имел важнейшие дары Святого Духа — апостолы, пророки, учителя. (Так информирует Дидахе, учение двенадцати апостолов). Значит, нынешняя иерархия архиереев — порожняк карьеристов? Это не моя догадка, так предвозвещено Христом: ОСТАВЛЯЕТСЯ ВАМ ДОМ ВАШ ПУСТ. ИБО СКАЗЫВАЮ ВАМ: НЕ УВИДИТЕ МЕНЯ ОТНЫНЕ, ДОКОЛЕ НЕ ВОСКЛИКНЕТЕ: БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!(Матфей 23:38-39). Может, так написано о Иуде Искариоте и других мазохистах, которые побивают пророков, почему и произошла замена выбывшего апостола по жребию Матфеем?(Деяния 1:15-26; Псалтирь 68:26; 108:8) Но ведь церковные расколы, устроенные лжеучителями(2 Петра 2:1; Дяяния 20:29)), тоже ведут к пшику: ВСЯКОЕ ЦАРСТВО, РАЗДЕЛИВШЕЕСЯ САМО В СЕБЕ, ОПУСТЕЕТ; И ВСЯКИЙ ГОРОД ИЛИ ДОМ, РАЗДЕЛИВШИЙСЯ САМ В СЕБЕ, НЕ УСТОИТ(Матфей 12:25). А в истории церкви расколов немерено, - ДОМ МОЙ ДОМОМ МОЛИТВЫ НАРЕЧЕТСЯ; А ВЫ СДЕЛАЛИ ЕГО ВЕРТЕПОМ РАЗБОЙНИКОВ(Матфей 21:13). Да, врата ада не одолеют церковь(Матфей 16:18), но опять же при одном условии, если она основана на камне: камень и Пётр, которому обещано быть полнотой церкви по восхождении Христа к Богу — синонимы, одноимённые слова. Камень расщепляется, рассеивается, выветривается в песок, но он же вырастает и прирастает из песка. Камень из разрушенного здания бросают в фундамент и возводят новое, потому что камень краеугольный, в нём концы и начала, как в витках спирали. Пётр тоже камень, и Евангелие повествует, что он трижды рассыпался и сдрейфил(Матфей 26:69-75), но Христос трижды укрепил его, умонолитил(Иоанн 21:15-17). То есть на всякое бедствие всегда есть миссия восстановления(Исайя 58:12).
«Темна вода
Во облацех воздушных.
Но нам всегда
Хватало простодушных.
«Не уходи, мой сын,
Они того не стоят.
Несут свои кресты
И храмы строят.
Корыстны их мольбы,
Кровавы их забавы.
Они глупы, грубы,
И выберут Варраву!
Ты, верно, псих,
Раз хочешь тот венец.»
«Я знаю их.
И всё ж пойду, отец.»
(Татьяна Татина, Отец и сын)
Итак, по жертвенной Плоти, как по хлебу, должно быть всё понятненько, здесь подошла развязка, и звучат заключительные аккорды. Теперь надо несколько слов сказать о жертвенной Крови. Кстати, я не упомянул ещё об одном однокоренном слове в русском языке — кормилице «корове», которая в индуизме считается священной. «Корова» в Коране — самая большая сура, она олицетворяет всё Писание и тоже, как кормилица, но уже в духовном смысле. И в Торе есть глава о жертвенной сожжённой корове, кровью которой и пеплом, растворённым в воде, происходит очищение всякой нечистоты(Числа 19:1-22) — так тоже говорится аллегорически о Пятикнижии Моисея.
ВЫ ЕЩЕ НЕ ДО КРОВИ СРАЖАЛИСЬ, ПОДВИЗАЯСЬ ПРОТИВ ГРЕХА(Евреям 12:4) — вот так апостол Павел норовит подвести своих подопечных до конца, до венца, убеждая страдание, наказание Божье, принимать как апофеоз, как финал, ту же кончину с плакальщицами, но эта кончина ведёт к вечности. ГОСПОДЬ, КОГО ЛЮБИТ, ТОГО НАКАЗЫВАЕТ; БЬЕТ ЖЕ ВСЯКОГО СЫНА, КОТОРОГО ПРИНИМАЕТ(Евреям 12:6). То есть в идеале Павлу хочется, чтобы все были Христами, а не только иждивенцами-христианами, на эту высоту и задаётся ориентация вектора: УМОЛЯЮ ВАС: ПОДРАЖАЙТЕ МНЕ, КАК Я ХРИСТУ(1 коринфянам 4:16), ПОДРАЖАЙТЕ БОГУ, КАК ЧАДА ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ(Ефесянам 5:1). Кто-то считает Иисуса, рождённого в Израиле, за Бога, кто-то — нет, но Христос всегда был жертвенным агнцем во всех противоположностях, даже из дохристианской эры ВСЕ ПИЛИ ОДНО И ТО ЖЕ ДУХОВНОЕ ПИТИЕ: ИБО ПИЛИ ИЗ ДУХОВНОГО ПОСЛЕДУЮЩЕГО КАМНЯ; КАМЕНЬ ЖЕ БЫЛ ХРИСТОС(1 коринфянам 10:4). То есть Христос — это прерогатива Бога, Его неотъемлемая часть. Единый — Начало и Конец всего, а Христос — конец и начало всякого предела.
Предел человеческой жизни усмотрен Моисеем в семьдесят, иногда в восемьдесят лет(Псалтирь 89:10), такой же жизненный цикл у Иерусалима — семьдесят седмин(Даниил 9:24). Прощать ближнего Христос повелевает тоже седмижды семьдесят раз(Матфей 18:22). Ну потому что семёрка — мера по семеричной системе исчисления лунного календаря. По семеричной системе — шесть дней собирай небесную манну, в седьмой день отдых — и постились исходящие в небесный Иерусалим, чтобы быть избранной кастой, пророками и жрецами. Но почти все они погибли, потому что эта библейская система поста удосужилась у них прожить лишь сорок лет, и все человеческие пороки не были изжиты. Ведь любить Бога заповедь Христова велит всей жизнью, всей крепостью, то есть числом семьдесят. Семьдесят седмин — это доброе дерево по сравнению со всяким меньшим, худым, но главное, что дерево упаковывается в семечко, которое седмина нового завета с ветхого дерева(Даниил 9:27).
Но я хочу сначала произвести манипуляции с худым деревом, которое апостол Павел проецирует на церковное тело, уподобляя его идолопоклонству(1 коринфянам 12:2), а Христос клеймит хищничеством в овечьих шкурах(Матфей 7:15). Здесь есть костяк, ствол с основными ветвями и есть второстепенные веточки, на которых, однако, вызревают плоды, почему Павел об этой зоне предписывает особое попечение(1 коринфянам 12:24). У каждого члена дерева своё назначение и своя пища, почему Павел и досадует, что каждый член ест свою трапезу, и знатные обжираются и упиваются, а второстепенные уходят несолоно хлебавши, да те же веточки, которым надо оформить плоды. Это можно сравнить с футбольной командой, где у каждого своя функция, но хотелось бы чтобы все работали на нападающих, на тех которые забивают голы, а не занимались только отфутболиванием. Тогда и сеятель и жнец будут вместе радоваться. Но такова и современная церковь с головой и хвостом, с клиром и мирянами, но по сравнению с апостольской церковью здесь проблема более отягчена, более запущена. Ведь русская православная церковь силиться собирать виноград с терновника и смоквы с репейника(Матфей 7:16). А какие ещё плоды можно пожать с «постных» вегетарианских седмин вместо библейской небесной манны! Потому и нет в современной церкви даров Духа Святого, какие привиты Павлом у коринфян(1 коринфянам 12:28). Не насобирали! Не нашлось усердия!
Для чего вообще пост и прочая аскеза? Во многих южных странах сохранилась традиционная кровная месть, и её даже подхватил ислам для решения справедливости. Ведь убивший кого-то из рода, утесняет психическое жизненное пространство рода, и граница должна быть восстановлена симметричным действием. А если тебя утесняют в социальном отношении, если тебе не предоставляется лифт для роста, - прозябать всю жизнь? Да это фактически идольская жертва ради благополучия какого-то сноба или даже патриция. Но Павел предлагает с этим смириться, это и есть сражение до крови. Сила-то в немощи! ПОСМОТРИТЕ, БРАТИЯ, КТО ВЫ, ПРИЗВАННЫЕ: НЕ МНОГО ИЗ ВАС МУДРЫХ ПО ПЛОТИ, НЕ МНОГО СИЛЬНЫХ, НЕ МНОГО БЛАГОРОДНЫХ(1 Коринфянам 1:26). Зачем богатым, властным, здоровым и гоготунам мифический брачный пир, ведь они сами заправилы застольной пирушки здесь и сейчас(Лука 14:13:24). Павел сам для своих подопечных готов быть жертвой, лакеем, хвостиком, как дворняжка прильнуть к их ногам: Я ДУМАЮ, ЧТО НАМ, ПОСЛЕДНИМ ПОСЛАННИКАМ, БОГ СУДИЛ БЫТЬ КАК БЫ ПРИГОВОРЕННЫМИ К СМЕРТИ, ПОТОМУ ЧТО МЫ СДЕЛАЛИСЬ ПОЗОРИЩЕМ ДЛЯ МИРА, ДЛЯ АНГЕЛОВ И ЧЕЛОВЕКОВ. МЫ БЕЗУМНЫ ХРИСТА РАДИ, А ВЫ МУДРЫ ВО ХРИСТЕ; МЫ НЕМОЩНЫ, А ВЫ КРЕПКИ; ВЫ В СЛАВЕ, А МЫ В БЕСЧЕСТИИ. ДАЖЕ ДОНЫНЕ ТЕРПИМ ГОЛОД И ЖАЖДУ, И НАГОТУ И ПОБОИ, И СКИТАЕМСЯ, И ТРУДИМСЯ, РАБОТАЯ СВОИМИ РУКАМИ. ЗЛОСЛОВЯТ НАС, МЫ БЛАГОСЛОВЛЯЕМ; ГОНЯТ НАС, МЫ ТЕРПИМ; ХУЛЯТ НАС, МЫ МОЛИМ; МЫ КАК СОР ДЛЯ МИРА, КАК ПРАХ, ВСЕМИ ПОПИРАЕМЫЙ ДОНЫНЕ. НЕ К ПОСТЫЖЕНИЮ ВАШЕМУ ПИШУ СИЕ, НО ВРАЗУМЛЯЮ ВАС, КАК ВОЗЛЮБЛЕННЫХ ДЕТЕЙ МОИХ. ИБО, ХОТЯ У ВАС ТЫСЯЧИ НАСТАВНИКОВ ВО ХРИСТЕ, НО НЕ МНОГО ОТЦОВ; Я РОДИЛ ВАС ВО ХРИСТЕ ИИСУСЕ БЛАГОВЕСТВОВАНИЕМ. ПОСЕМУ УМОЛЯЮ ВАС: ПОДРАЖАЙТЕ МНЕ, КАК Я ХРИСТУ(1 коринфянам 4:9-16). Да и Христос отметил такую же фанатичную веру хананеянки, которой и помогать бы не следовало, так как она не относится к детям Израилевым: отнять у детей и бросить псам? - она согласилась: ТАК, ГОСПОДИ; НО И ПСЫ ПОД СТОЛОМ ЕДЯТ КРОХИ У ДЕТЕЙ(Марк 7:28). В Евангелии это не написано, но я уверен, что Христос прослезился.
Богатые, конечно, из наворованных миллионов(Исайя 5:8) какие-то гроши выбрасывают, уж я не говорю, на благотворительность — на спонсорство и меценатство. Но что делать бедным, у которых нет ни шиша? И вот пост как раз является тем средством, чтобы сузить своё жизненное пространство и расширить его для другого. ТЕ, КОТОРЫЕ РАСХОДУЮТ СВОИ ИМУЩЕСТВА НА ПУТИ АЛЛАХА, ПОДОБНЫ ЗЕРНУ, КОТОРОЕ ВЫРАСТИЛО СЕМЬ КОЛОСЬЕВ, В КАЖДОМ КОЛОСЕ — СТО ЗЁРЕН. И АЛЛАХ УДВАИВАЕТ, КОМУ ПОЖЕЛАЕТ. ТЕ, КОТОРЫЕ ТРАТЯТ СВОИ ИМУЩЕСТВА НА ПУТИ АЛЛАХА И ПОТОМ ТО, ЧТО ИСТРАТИЛИ, НЕ СОПРОВОЖДАЮТ ПОПРЁКАМИ И ОБИДОЙ, ИМ — ИХ НАГРАДА ОТ ГОСПОДА ИХ. И НЕТ СТРАХА НАД НИМИ, И НЕ БУДУТ ОНИ ПЕЧАЛЬНЫ(Коран 2:263-264, перевод и нумерация стихов Крачковского)
Расходование имущества, милостыню, если нельзя считать синонимом поста, то эквивалентом точно. В Коране они взаимозаменяются, хотя пост всё же предпочтительней. О ТЕ, КОТОРЫЕ УВЕРОВАЛИ! ПРЕДПИСАН ВАМ ПОСТ, ТАК ЖЕ КАК ОН ПРЕДПИСАН ТЕМ, КТО БЫЛ ДО ВАС, - МОЖЕТ ВЫ БУДЕТЕ БОГОБОЯЗНЕННЫ! - НА ОТСЧИТАННЫЕ ДНИ; А КТО ИЗ ВАС БОЛЕН ИЛИ В ПУТИ, ТО ЧИСЛО ДРУГИХ ДНЕЙ. А НА ТЕХ, КОТОРЫЕ МОГУТ ЭТО, - ВЫКУП НАКОРМЛЕНИЕ БЕДНЯКА. КТО ЖЕ ДОБРОВОЛЬНО ВОЗЬМЁТСЯ ЗА БЛАГО, ЭТО — ЛУЧШЕ ДЛЯ НЕГО. А ЧТОБЫ ВЫ ПОСТИЛИСЬ, ЭТО - ЛУЧШЕ ДЛЯ ВАС, ЕСЛИ ВЫ ЗНАЕТЕ(Коран 2:179-180, перевод и нумерация стихов Крачковского) А вот указание на такую промашку, как нарушение клятвы: ИСКУПЛЕНИЕ ЭТОГО — НАКОРМИТЬ ДЕСЯТЬ БЕДНЯКОВ СРЕДНИМ ИЗ ТОГО, ЧЕМ ВЫ КОРМИТЕ СВОИ СЕМЬИ, ИЛИ ОДЕТЬ ИХ. А КТО НЕ НАЙДЁТ, ТО — ПОСТ ТРЁХ ДНЕЙ(Коран 5:91). А здесь приговор мужчине, отказывающемуся от супружеского долга по причине того, что жена ему прискучила и стала якобы пресной матерью: ПОСТ ДВУХ МЕСЯЦЕВ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ОНИ КОСНУТЬСЯ ДРУГ ДРУГА. А КТО НЕ МОЖЕТ, ТО НАКОРМИТЬ ШЕСТЬДЕСЯТ БЕДНЯКОВ(Коран 58:5).
Коран, как видно из зерна, вырастившего семь колосьев по сто зёрен, предлагает как минимум насобирать сто седмин поста, что в полтора раза перекрывает библейские седмины, но добавка здесь, видимо, потому, что постятся мусульмане только днём, а ночью можно пить и есть, так что пост по сравнению с собиранием небесной манны облегчённый. Хотя сам Мухаммед, когда постился, постился днём и ночью. Посредством поста приходит навык терпения, избавляешься от бесов-страстей и умудряешься, - резонно журил Христос своих учеников за пренебрежение к этому виду аскезы(Матфей 17:14-21). И апостол Павел подсказывает, что надо пожёстче к себе относится: ЕСЛИ БЫ МЫ СУДИЛИ СЕБЯ САМИ, ТО НЕ БЫЛИ БЫ СУДИМЫ(1 коринфянам 11:31). Распространён даже более радикальный способ аскезы, что-то наподобие членовредительства, причинения вреда плоти, умертвления её. Некоторые индусы, например, подвешивают себя на крюк для мясных туш, другие спят только стоя, прислонившись к стене, третьи вздевают навсегда одну руку вверх, к Богу, и она у них из-за недостаточного притока крови мумифицируется. На Филиппинах под пасху десятки человек дают себя распять, повторяя крестные муки Христа, несмотря на осуждение этого обычая и практики массовых самобичеваний католической церковью. У Глеба Успенского есть рассказ «Парамон юродивый»: крепостной, сбежавший от помещика и жены с двумя детьми, «спасается», надев на себя железные вериги и тяжёлый чугунный колпак на голову. Под веригами у него кровоточащие язвы, но это ему мало: зимой он ходит босой, да ещё пальцы на руках жжёт на пламени горящей свечки, пока они не лопаются. У обывателей тёмной середины девятнадцатого века вид его вызывал офонарение, так как из него исходило сияние, как из библейского Моисея. Но Бхагавад-гита осуждает аскетические крайности, поскольку Жизнь — единый космический организм, и даже заноза на задворках вселенной отзывается в Божестве(1 коринфянам 12:26). Тем не менее, мне кажется, апостол Павел не только с готовностью подчиняется тяжёлым обстоятельствам своей жизни, но и сам намеренно их ищет и находит: Я НОШУ ЯЗВЫ ГОСПОДА ИИСУСА НА ТЕЛЕ МОЕМ(Галатам 6:17). Так что вот она — болезная и благая Кровь! Её надо приберегать, выливая на землю, когда заколаешь жертву, ибо это запас для твоей вечной жизни, как и семечко с дерева(Второзаконие 12:16,24).
За окном бушует гроза,
За окном весна… и война!
И хоть против я был, не за,
Всё равно, и моя вина:
Что в крови у беркута клюв,
Что собаки дерутся за кость,
Что царит на улицах лють,
И, что в людях плещется злость.
Не могу отвести свой взгляд
От багровых, вдали, облаков:
«Да закат это!» - все говорят,
Но я знаю, что это – кровь!
(Иван Бугров, Ukraine - II)
Конечно, есть люди, которые заколая животное, пьют кровь, и ничего с ними плохого не случается, а в магазине даже продаётся кровяная колбаса. Но это идольская буква, от которой можно снисходительно отмахнуться. И то, что евреи мазали косяки дверей кровью пасхального агнца, чтобы не быть погубленными, это ведь не буква, а аллегория. И Авраам, возложивший Исаака на жертвенник, как вечный завет, кровиночку свою, это тоже аллегория, показывающая путь к спасению. И евангельские слова НЕ УВИДИТЕ МЕНЯ ОТНЫНЕ, ДОКОЛЕ НЕ ВОСКЛИКНЕТЕ: БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!(Матфей 23:39) — это же не наивные прямые слова, а аллегорическая кровь. ОСТАВАЙТЕСЬ В ГОРОДЕ ИЕРУСАЛИМЕ, ДОКОЛЕ НЕ ОБЛЕЧЕТЕСЬ СИЛОЮ СВЫШЕ(Лука 24:49; Деяния 1:4) — а облечься можно только собственным усердием, доведя счёт собранной манны до семидесяти седмин, которая есть седмина завета. Вот тогда-то можно ходить не верою, а видением, которое называется любовью.
Но позвольте спросить: аллегорический или не аллегорический козёл отпущения или жертвенный агнец — неужели это любовь, когда вы любите, а вас не любят, распинают, вампирят, топчут, пихают, трахают, опускают!? Нет, любовь взаимна, и апостол Павел во Втором послании к коринфянам(8 глава) обрисовывает превосходнейший путь, обещанный в Первом послании(1 коринфянам 12:31).
Принято говорить: я начальник, ты — дурак, но так и устроена церковь — якобы духовный клир и навсегда невежественные миряне. Но жизнь-то, чтобы не задохнуться, устроена с переменами, реинкарнациями. Одну и ту же приедающуюся пищу невозможно кушать, и даже для совокупляющихся, чтобы им не прискучила монотонная долбёжка поршня «рабоче-крестянским» способом, камасутра предлагает разнообразие позиций. Хатха-йога тоже предписывает множество асан, чтобы человеку не задубеть, не застояться, не превратится в соляной столп. Весна, лето, осень, зима — это фазы обновления жизни, и они существуют и в планетарном масштабе, а китайская книга перемен И-цзин насчитывает их даже шестьдесят четыре. Но я скажу, что перемен бесконечно много, так как любовь не прекращается(1 коринфянам 13:8). Апостол Павел, чтобы любовь не сходила на нет, вменяет переполюсовку в церкви посредством поста. Какое-то время хвост собирает небесную манну, и покрывшись брутальностью, становится ключом, главой, а бездеятельная голова тем временем превращается в хвост, в замок(2 кринфянам 8:11-16). Потом виток повторяется. Такие метаморфозы сопровождают церковь по всему фронту эволюционной спирали, и благодать возрастает. Конечно, благодать от Святого Духа, но пост является основой, конденсатором той или иной ёмкости, в которую впитывается Божья милость. То, что я пишу, с трудом можно понять в синодальном или же в церковно-славянском переводе, современные же переводы толкуют восьмую главу Второго послания коринфянам исключительно как собирание денег. Какой смысл возить деньги из Греции в Иерусалим туда-сюда и обратно? Короче, зацикленность на идолопоклонстве и сребролюбии и погубила церковь.
Мне снится грусти неземной язык изустный,
И я ни капли не больной, а просто грустный.
Не отстраняясь, не боясь, не мучась ролью,
Тоска вселенская слилась с душевной болью.
Среди иных забот и дел на тверди серой
Я в должный час переболел мечтой и верой.
Не созерцатель, не злодей, не нехристь все же –
Я не могу любить людей, прости мне, Боже.
Припав к незримому плечу ночами злыми,
Ничем на свете не хочу делиться с ними.
Гордыни нет в моих словах – какая гордость?
Лишь одиночество и страх – под ними горблюсь.
Душа с землей свое родство забыть готова
Затем, что нету ничего на ней святого.
Как мало в жизни светлых дней, как черных много!
Я не могу любить людей, распявших Бога.
Да смерть – и та! – нейдет им впрок, лишь мясо в яму,
Кто небо нежное обрек алчбе и сраму.
Покуда смертию не стер следы от терний,
Мне ближе братьев и сестер мой лес вечерний.
Есть даже и у дикарей тоска и память.
Скорей бы, Господи, скорей в безбольность кануть.
Скорей бы, Господи, скорей от зла и фальши,
От узнаваний и скорбей отплыть подальше!
(Борис Чичибабин).
Свидетельство о публикации №118112600269