Бумажные фонари. Константин Коровин
Огни фонариков зажгутся,
Загадочности привнесут,
Возможность к тайне прикоснуться,-
Экзотике далеких стран.
В Китае свадебное платье,
В России красный сарафан -
Символикой цветов на счастье.
Фонарь при входе красный - знак,
Что в доме бракосочетанье.
Коровин словно предрекал
Судьбу картиной о свиданьи.*
Как теплый свет преображал
Любви волшебной ожиданье!
Казалось бы, бумажный шар,
Но изменялось мирозданье...
Душевный трепет и листвы.
Стена бревенчатого сруба, -
Избы надежность не избыть,
Но быть действительности грубой:
Жена с фонариками, но
лучом не стала в его царстве
И Форнариной**, но тепло
Ее любви дороже страсти...
Как много дев внутри картин
в уютном комнатном пространстве.***
Невесты же портрет -один,-
В преддверьи жизнепостоянства.
Бумажные фонари.1895г. Константин Коровин.
*Считается, что художник изобразил свою будущую жену Анну Яковлевну Фидлер.
** Форнарина - возлюбленная,муза Рафаэлея (Сикстинская мадонна)
***У Константина Коровина большой цикл картин «у окна».
Красавец, щёголь и всеобщий любимец Константин Коровин был несчастлив в браке. Так во всяком случае считал он сам. Его законная супруга, бывшая хористка Анна Фидлер, с которой он познакомился в мамонтовской опере, была предана художнику и прожила с ним вплоть до его смерти в эмиграции, но Коровин не раз упрекал её в мещанстве и безучастности к своему творчеству. Его жизнелюбие и оптимизм были обманчивы, на самом деле жизнь Коровина была полна невзгод: самоубийство отца и смерть матери, смерть первого ребенка и потеря родного брата-художника, инвалидность младшего сына и болезнь супруги. Всё это больно ранило Константина Алексеевича. За два года до смерти он с горечью говорил о жене: Она ничего не понимает! Я одинок. Поймите: я – одинок!.
Шаляпин:
"Родину не унесёшь на подошвах башмаков".
Александр Бенуа о К.Коровине.
"Коровин — удивительный, прирожденный стилист. То, что мерещилось Куинджи, то удалось Коровину. Не хуже японцев и вовсе не подражая японцам, с удивительным остроумием, с удивительным пониманием сокращает он средства выражения до минимума и тем самым достигает такой силы, такой определенности, каких не найти, пожалуй, и на Западе."
Во многом Коровину помешал Владимир Маяковский, не только поэт, но и ревнивый художник. Он обвинял Коровина в буржуазности, в недостатке авангардизма. В результате Коровин отказался сотрудничать с властью, писать картины на заданные социалистические темы и скоро оказался смещен со всех постов и отстранен от выставок.
------
http://stihi.ru/2013/10/07/1066 Анна Акчурина.Выдержка о Коровине из ее статьи:
"ослепительный Коровин , с его пастозными бутонами роз и чрезмерной роскошью барочной позолоты - «Розы» (1916), и - зрителя обступает праздник буйства цвета.
Думаю, не случайно картины Константина Коровина обладают таким магнетизмом и занимают столь важное место в экспозиции - они задают вектор поиска, являясь примером прекраснейшего сплава реализма и импрессионизма, торжеством чистой живописи - вне тенденций, полюсов, и идеологических споров.
И разве не закономерно, что именно творчество учеников Константина Алексеевича является ядром этой коллекции, цветом наследия русской кисти? Подлинный импрессионист, Коровин сформировал в своих учениках превосходное чувство цвета, редкую гармонию и мощь палитры, что стало характерной чертой плеяды «московских сезаннистов», как назвал их А. Бенуа. Коровин «заражал» своей влюбленностью в натуру, своей непосредственностью восприятия. Студенты его обожали. Прошедшие экзамен абитуриенты Московского училища ваяния и зодчества старались попасть в класс Коровина - и справедливо: стОит оглядеть эти залы, чтобы отдать должное духу и школе Константина Алексеевича.
Что характерно: каждый из этой плеяды глубоко индивидуален. У каждого – свой почерк, своя система и путь развития. Не случайно объединившее их товарищество - «Бубновый валет» включает в себя самые разные направления и школы, вплоть до беспредметной живописи. Бубнововалетовцы поражали своей разноплановостью, витальной силой и свободой своего искусства : это и было отличительной чертой группы."
https://kulturologia.ru/blogs/120819/43886/ О К.Коровине
Свидетельство о публикации №118112509533
Дмитрий Постниковъ 01.02.2023 10:35 Заявить о нарушении
Спасибо, Дмитрий!
Светлана Леснова 01.02.2023 18:35 Заявить о нарушении