Горизонт событий

В каждых сутках есть определенный момент времени, когда утро еще не наступило, а ночь уже закончилась. Это такая очень тонкая, почти неосязаемая грань, когда предметы в комнате уже начинают проявляться, но только их контуры, слегка колеблющиеся, еле угадываемые, самих предметов еще нет, им только предстоит снова обрести себя. И вот если мне случается проснуться в это неопределенное время суток, я, как и все меня окружающее, не ощущаю себя собой в привычном  виде, я, вроде как, есть, но какой-то бестелесный, не оформившийся. Как правило, все это я воспринимаю как сон, который уже когда-то был. Несколько секунд, и я вновь погружаюсь в пустоту, и утром я отмахнусь от воспоминания об этом чувстве, как будто ничего не было. Но иногда моему сознанию удается сосредоточиться на особенном мироощущении, и тогда происходит то, что потом утром я пытаюсь сначала вспомнить во всех деталях, а потом с великой аккуратностью запомнить, потому что именно так рождаются мои крайне редкие сны. Сны ли это? Или просто мои фантазии? Я и сам не могу ответить на этот вопрос. А происходит следующее… Я пытаюсь на чем-то остановить свой взгляд, зацепиться за что-то реальное, как кошка за солнечный зайчик, но еще ничего нет, все размыто, ничего не получается. Тогда я делаю усилие и останавливаю свой взгляд прямо перед собой. Я знаю, что там должна быть стена, но пока это просто ровно темный фон. Проходит несколько секунд, минута, может две. И вот на почти черном экране появляется светлая точка, она сначала очень робко мерцает, как будто привыкает к моему взгляду, потом, осмелев, начинает ровно светиться и расти. Вот в этом пятне начинают проявляться цвета. Вот уже это правильной формы круг, и я, как сквозь линзу, вижу очень четкую картинку. И начинается «кино», но только экран почему-то круглый. В один из таких «сеансов» на меня надвигался бесконечно длинный сырой коридор. Почему сырой? Потому что я слышал звук падения капель… Звука шагов слышно не было. Вот справа появляется дверь, «камера» останавливается и поворачивается к двери. Горит надпись «Выход». Но мне интересно, что дальше по коридору. Как будто-то кто-то читает мои мысли…Коридор поплыл дальше…Опять дверь. Теперь слева. Опять остановка. Снова «Выход». Нет, я упрямый, покажите, что будет в конце! Опять движение вперед. Так повторяется несколько раз. Коридор не заканчивается. Вдруг «экран» начинает уменьшаться, становится все меньше и меньше, опять превращается в точку, и эта точка растворяется в рисунке на обоях, который уже хорошо различим. Утро наступило. До будильника еще час. Какое-то время я пытаюсь осмыслить увиденное, оно произвело впечатление, но мне все же удается через несколько минут уснуть…В другой раз я видел красивейшие горные луга, насыщенного нежно зеленого цвета, как будто сам находился где-то высоко, высоко и оттуда наблюдал за тем, что происходит внизу. Вот у подножия вьется проселочная дорога, на склоне пасется стадо каких-то животных, отсюда различить не могу каких, еще поодаль расположилась деревня. Не похожа на наши. Еще дальше, как будто опрокинули ведро с синей краской, раскрасили пейзаж несколько неправильной формы озер, одно большое и несколько, вокруг, поменьше. В этот раз картинка была статичной, но охватывала огромное пространство. Сейчас вот вспоминаю, небо там было почему-то желтого цвета… Я бы вряд ли стал писать об этих своих «снах», если бы совсем недавно не случилось, то, чего я совсем не ожидал. Ведь обычно, я просто смотрел «кино». Но в то пробуждение в неопределенном времени суток, я из стороннего наблюдателя превратился в участника, и я не просто замер, заняв место на холсте, а оказался на сцене вместе со всеми участниками разыгрываемого спектакля. Скорее, все же эта была драма…
Как обычно, точка превратилась в круглый экран, диаметром около метра, я приготовился наблюдать…  Картинка на этот раз была в коричнево-белых тонах, довольно мрачных, как на старых-старых фотографиях. Это была улица. Чем-то напоминала старый Арбат. Наверно, рогатыми фонарями или булыжной мостовой. Да, и явно эта улица была пешеходной, она была слишком узка для движения автомобилей. Я уже начал присматриваться к деталям, я хотел почему-то найти часы или что-то еще, что бы мне подсказало, сколько сейчас времени, и вдруг я осознал, что никакого «экрана» передо мной  уже нет, а сам я стою на этой булыжной мостовой. Я ощущаю слабый прохладный ветер, слышу какие-то звуки: шорохи, стук шагов, какой-то скрип, негромкая неразборчивая речь. Вот кто-то прошел мимо меня. Но народу совсем мало. Я ощущаю себя совершенно обычно. Я просто стою на улице. Справа витрина какого-то магазина, здесь видимо продают одежду, потому что за стеклом застыли безликие и бесполые существа, на которых надеты пиджаки и платья с висящими бирками. Я подошел к витрине, смотрю на свое отражение, да, это я, в своем обычном прикиде:  джинсы, ветровка… Но все равно есть что-то во всем этом не то… Я присматриваюсь, мои джинсы коричневого цвета…Ну, конечно! Все вокруг, и я сам, представляем собой картинку, состоящую из сотни оттенков коричневого.  Я воспринимаю это совершенно спокойно, как само собой разумеющееся. Какая, по большому счету, разница какого цвета у меня теперь глаза!?
И что теперь? Раз я оказался в таком необычном месте, не стоять же на месте. Я пошел по улице, стараясь рассмотреть как можно больше всего, ведь я знаю, как неожиданно все может прерваться. Я смотрю по сторонам. Удивительно, но ничего не заставляет мой взгляд задержаться. Витрины, витрины, двери с какими-то одинаковыми козырьками, таблички с номерами домов. Табличка с названием улицы никак не попадается на глаза. Как это типично для незнакомого места! Оно как будто специально тянет время до момента, когда мы неизбежно узнаем друг друга. А пока мы делаем вид, что каждый из нас сам по себе. Эта улица живет своей жизнью, а я своей. А то что именно по этой улице сейчас раздается звук моих шагов, это же не имеет никакого значения…Я стараюсь внимательно рассмотреть идущих мне навстречу людей, вглядываюсь в их лица. Мне они кажутся совершенно одинаковыми и совершенно безучастными. Мне ни с кем не удалось встретиться взглядами. Ко мне никто не проявлял никакого интереса. Тем временем улица заканчивается. Не такой уж и длинной она оказалась! Я выхожу на небольшую площадь и  насчитываю еще четыре улицы, жизнь которых обрывается на этом месте. Здесь более оживленно, кажется, идет какая-то торговля. Что-то вроде рынка в небольшом курортном городке, когда сезон уже закончился, но все, и местные, и отдыхающие пытаются реанимировать  уже мумию праздной, беспечной жизни. Я останавливаюсь и обвожу взглядом коричневые торговые ряды, коричневых скучающих торговцев и немногочисленных коричневых покупателей. Мое внимание привлекает, стоящая правее от рядов палатка, или, скорее, небольшой шатер в коричнево-белую полоску. Что это? Какой-то аттракцион, случайно забывший покинуть это место? Рядом никого. Подхожу ближе. Над входом надпись «Кто ты?». Цыганщина какая-то…  Но ведь то-то привело меня именно сюда. Становится интересно. Я отодвигаю полог и попадаю в освещенное тусклым-тусклым светом лампочки накаливания душное маленькое помещение, которое, очевидно, служит тамбуром, перед основной частью шатра. За маленьким столиком сидит пожилая женщина и внимательно смотрит на меня. Я говорю: «Здравствуйте!», она молча кивает в ответ. «Что это? В чем суть?»- спрашиваю. Она улыбается: «Билет стоит 5000. За эти деньги Вы узнаете ответы на Ваши вопросы». Про себя думаю: «За неизвестно что платить?!», потом вспоминаю, где я, достаю пятерку, протягиваю женщине. Она мне взамен отдает клочок бумаги и говорит: «Если что, пока не переступите черту, можете вернуться, и я отдам Ваши деньги. А теперь проходите дальше». Я заинтригован. Осторожно отодвигаю полог в следующую часть шатра и прохожу внутрь…
Фотохром на моих очках не успел среагировать, да и, наверно, не должен был. Мне пришлось прищуриться и рефлекторно прикрыть глаза рукой. Но не яркий свет поразил меня, освещение было даже слегка приглушенным. Внутри помещения все играло красками. Мне только показалось, что они были яркими, краски были обычными, просто мои глаза за время «прогулки» совсем отвыкли от цветного изображения. Я немного оправился от неожиданности, опустил руку и осмотрелся. На самом деле не все пространство было цветным. Примерно в метре передо мной на полу была проведена белая черта. Так вот, все до нее было коричнево-белым, а после нее – цветным. Прямо напротив входа, а значит передо мной, примерно в трех метрах, на небольшом диванчике сидит, положив ногу на ногу хрупкая девушка, довольно симпатичная, совсем не цыганской наружности, лет тридцати, левая рука локтем опирается на коленку и служит, в свою очередь, опорой для подбородка. На ней светло синие джинсы, клетчатая, красно-белая рубашка.  Девушка пристально смотрит на меня, слегка прищурясь, с очень с серьезным видом. На какую-то секунду, я подумал: «Неужели все так просто? А где же красный фонарь? Почему так дешево?». Я выдерживаю взгляд. Понимаю, что ошибаюсь. Обращаю внимание, что ее глаза темно-темно карие, как будто вобрали в себя весь коричневый цвет из пространства вокруг нее. И вдруг осознаю, что так оно и есть. Вот объяснение этой феерии красок! Как только я это подумал, девушка, как будто ждала этого, слегка улыбнулась. Мне показалось, что улыбка была грустной. Она отклонилась на спинку дивана и произнесла: «Переступите черту?»  Судя по всему, она не знала откуда я, и что выбора у меня, по сути, нет. Только вперед. Я сделал два шага. Как и ожидалось, ничего не произошло, кроме того, что мои руки стали нормального телесного цвета, а джинсы – синими. Она еще раз улыбнулась и предложила сесть в стоявшее рядом с диваном кресло. «Последнее время редко кто решается сделать эти два шага. Я даже не помню, когда это было в последний раз. Все выскакивают отсюда как оглашенные. Цветной мир всех ужасно пугает» - произнесла она. Ее голос был высоким, звенел колокольчиком. Я почему-то подумал, что по ее голосу легко можно настроить, как по камертону, гитару. Я сел в кресло. Мне не приходило в голову ни одного вопроса. Я просто сидел и смотрел на нее. Наверно, слишком много впечатлений за очень короткий промежуток времени. Она поняла мое замешательство и продолжила сама: «Это, своего рода, аттракцион, здесь каждый может увидеть, как все выглядит на самом деле, а еще, каждый может увидеть себя настоящим и это касается не только внешнего вида». Она опять очень загадочно и очаровательно улыбнулась. «Но, не думай» - тут она перешла на «ты», я это отметил про себя, но не придал большого значения – «что это обязательно будет весело, скорее наоборот. Люди предпочитают считать себя теми, кем сами себя придумали. Они не любят смотреть на те свои стороны, которые не укладываются в их представления о себе. Сейчас, еще можно все остановить, но деньги уже тебе не вернут, ты переступил черту». В воздухе завис сгорбленный карлик вопросительного знака. У меня уже получилось сосредоточиться, я махнул рукой: «Делайте, что должны делать».  «Просто смотри в зеркало». Только сейчас я обратил внимание, что между нами стоит низкий журнальный стол, а на нем овальное зеркало, я бы не сказал, что оно было большим, но и маленьким его назвать было нельзя. Я перевел взгляд на зеркало, она поправила его, чтобы оно находилось прямо напротив меня. Я увидел в нем себя, того к кому давным-давно привык, ничего особенного… «Смотри, смотри!» - она опять заулыбалась. Ну, в общем, дальше я уже не удивлялся, мне опять предложили смотреть кино. Только героем этого фильма был я.  Помню, подумал тогда, сколько уровней вложенности может быть у этих иллюзий? И возможна ли рекурсия? Не знаю, насколько долго это продолжалось, но я видел себя со стороны практически с возраста, когда осознал себя. Вот я играю в зеленом-зеленом московском дворике, окруженным пятиэтажками просто в куче песка, вот иду в школу уже среди девятиэтажных новостроек, вот уже Паланга, с ярким негреющим солнцем и пронизывающим ветром с моря,  вот мне уже двадцать, истошно ору в микрофон и в кровь сбиваю пальцы о струны, романтические свидания на старом Арбате и на Маяковке, тут же матрешки, 6-е отделение, кастрюли с вареными кальмарами и разливное пиво в трехлитровых банках на каких-то квартирах, стихи, запиваемые портвейном, и свои и чужие, мастерская художников на чистых прудах с моделью гильотины в натуральную величину и надписью «AVE!», выставка Юккера в ЦДХ с его тоннами гвоздей, расплавленное серебро, с дымом и треском заполняющее  глиняную форму, вернисаж, с его бесконечными рядами коктейлей из барахла  и искусства, Уфа, с ее пародией на армию, диплом инженера с его абсолютной свободой, а, на самом деле, с пустотой, и дальше, дальше… По сути, это была визуализация моих воспоминаний. Хорошо, что лаконичными отрывками.  Мне даже в какой-то момент стало скучно и неинтересно. Вот я уже вижу совсем недавнего себя. Стоп. Опять я теперешний. Я недоуменно и разочаровано перевожу взгляд на девушку. Она с серьезным видом: «А теперь смотри в глаза». И ловит мой взгляд. И только теперь я начинаю понимать, что же я только что видел. Эта была непрерывная,  непрекращающаяся последовательность игр в кого-то. Почему? Зачем? Эти вопросы я читал в ее глазах, и тут же в голове возникали ответы.  Это же все игрушки, а игрушек не жалко! Помните, что происходит со всеми-всеми игрушками? В лучшем случае о них просто забывают, а чаше их разламывают на части, чтобы узнать, что у них внутри. Ну, и пусть так и будет!  Одна игрушка исчезнет, я придумаю себе новую, и снова спрячусь от этого мира за этой новой маской. И, вдруг,  меня как будто окатило холодной водой, я понимаю, что все мои образы в буквальном смысле, сползли с меня, что я здесь, перед незнакомой девушкой, и я … никто, я как будто совершенно «голый», чтобы сохранить себя и свою самоидентификацию мне срочно надо придумать новую игру,  мне срочно нужен новый панцирь. Паника, я не знаю что делать. Но уже через секунду это ощущение внезапно проходит, я вдруг осознаю, что здесь, сейчас, мне, привязанному взглядом к этой девушке, ничего этого не надо. Мне не грозит никакая опасность. Все прямо наоборот. Это непередаваемое ощущение полной свободы от всех желаний,  и, при этом, я чувствую, что я это Я. Она понимает мое состояние, ее выдает появившаяся на губах едва заметная улыбка.  Ну, вот и все, цель достигнута, деньги отработаны.  Но она почему-то не отводит взгляд и не говорит «Все». Проходит еще несколько секунд. Внезапно улыбка исчезает, глаза становятся совершенно серьезными, взгляд – испуганным. Она прищуривается и заметно бледнеет. Все, она роняет взгляд. Какое- то время в задумчивости смотрит в пол, видимо, собирается с мыслями, потом смотрит уже на меня и произносит: « Ну, вот и все. Вы были молодцом». Потом добавляет: «Спасибо». Я  тоже не нахожу других слов, отвечаю: «Спасибо Вам». Мне еще предстоит обдумать все увиденное, а сейчас все говорит за то, что пора уходить. Я встаю и выхожу в коричнево-белый мир… Даже не замечаю, как прохожу женщину-билетершу… Площадь почти совсем опустела. Ветер гоняет обрывки каких-то бумаг или газет. Я сразу не могу сориентироваться, с какой улицы я сюда попал. А надо ли идти именно обратно? По инерции все же иду туда, откуда пришел. Прохожу всю площадь. Останавливаюсь и оборачиваюсь. У шатра почти вплотную стоит темно-коричневая машина, видимо подъехала почти сразу, как я вышел. Машина стоит ко мне передней частью, левая задняя дверь уже открыта, похоже, заранее, чтобы сложнее было увидеть, кто будет садиться. А вот и пассажиры! Успеваю заметить снизу открытой двери мелькнувшие голубые джинсы, и сразу за ними черные брюки. Выше двери ничего увидеть не удалось, или дверь высокая, или пригибались, когда садились…  Еще бросилось в глаза, что коричневая трава, пробивавшаяся между булыжниками мостовой, на расстоянии метра от машины до входа в шатер, на пару секунд вспыхнула зеленым цветом. Дверь захлопнулась. Трава, как спираль выключенной лампочки, в течении секунды, снова стала коричневой. Машина аккуратно развернулась и начала удаляться в перспективу улицы, расположенной как раз напротив той, по которой пришел сюда я. Провожаю ее взглядом. Вот она становится все меньше и меньше, превращается в точку… и вот я уже смотрю на серебристую точку рисунка обоев на стене моей спальни… время около пяти часов утра…Первое, о чем я подумал, а если бы не было никакой машины, и она просто бы вышла на улицу, стал бы весь тот мир вокруг нее цветным?
Конечно, после всего увиденного, речи о том, чтобы уснуть, уже не идет. Я еще и еще раз прокручиваю в мозгу пережитое. Что это все означает? У меня создалось четкое ощущение, что я побывал в каком-то рассказе с мрачным сюжетом. Есть героиня, есть какая-то тайна, заложницей которой является та девушка.   Я что-то совсем не уверен, что хочу эту тайну узнать. И, попав в этот рассказ, мне стало как-то не по себе. Слишком там все по-другому… Но зачем-то эта история, совершенно мистическим образом, стала и моей!  Может быть, это связано именно с той загадкой? Может быть, я там был нужен, чтобы попытаться найти решение?  А чтобы разобраться до конца, надо снова попасть туда, но это практически невозможно. Еще ни разу мои «сны» не повторялись. Поэтому остаются только догадки, догадки… Та девушка, судя по всему, человек очень редкий в своем мире, а, может быть, и единственный. От нее исходит прямо-таки сияние, причем, она его не способна полностью подавлять. Там, где она появляется, из темноты и хаоса вырывается кусок пространства и превращается в оазис гармонии. Можно только предполагать, приобретенная это способность или врожденная.  Но, очевидно, что сейчас этот дар очень жестко контролируется. Кем? Может быть есть кто-то, кто использует его в своих целях, а может быть это «зверь», который прячется внутри? И цель, может быть, благородная. Что, если носительницу этого дара эта неизвестная сила просто бережет? Ведь, что обычно люди делают с теми, кто может заставить все жить вокруг себя? Правильно! Их прибивают к крестам. Просто из-за того, что они другие… А может быть, наоборот, эта сила защищает от ее способностей мир окружающий? Представляете, что будет, если каждый узнает, кто он есть на самом деле! Но тогда непонятно, почему просто не устранить источник опасности? Зачем этот балаган с билетами? Что так испугало девушку в конце нашей встречи?
Ответы могут быть такими… Очевидно, что есть влияние неизвестной силы, которая принуждает скрывать от окружающих свой дар. Мотивы неизвестны. Есть жизненно важная необходимость проявлять свои способности, иначе немыслимо существование. Нужен «солнечный шприц»  -  шатер с билетами, который дает возможность проявления, строго ограниченное, замаскированное под фокус, шарлатанство, чтобы не привлекать внимание. Испуг и минутная растерянность вызваны неожиданным осознанием этих самых ответов и, как следствие, осознанием своего предназначения и сегодняшнего положения, которые находятся в остром конфликте…  Как-то прозаично все получается… А ведь только что вернулся из сказки, хоть и довольно мрачной… Проявляется мой дурацкий логический склад ума… Остались два неизвестных: сила и ее мотивы…Мотивом может быть сама природа неизвестности… И тут меня пронизывает догадка. Ну, конечно же, все просто. Ни все эти вопросы, ни все возможные ответы на них имеют какой-то смысл и требуют участия или решения. Это все мишура, под которой скрыта совершенно простая и очевидная вещь!
Эта встреча состоялась на горизонте событий, именно то, что происходило в шатре и было смыслом, это было событием, которое одновременно относилось к двум совершенно непохожим мирам, все последствия которого мы унесем каждый с собой, и для каждого из нас эти последствия в мире другого уже окажутся вне зоны досягаемости и осмысления. Та машина не просто скрылась за горизонт, она уехала за мой горизонт событий, а та девушка в машине, если бы посмотрела назад, то увидела бы, как я скрылся за ее горизонтом событий. Но очень важно еще и то, что последствия этой встречи, как круги по воде от брошенного камня, неизбежно распространятся в обе стороны. И я их начну ощущать уже в ближайшее время, я почему-то в этом уверен… И тут мне в голову пришла еще одна мысль, которая, безусловно, противоречит всем законам современной физики. Если шатер существовал, то почему не предположить, что его границы можно расширить до размеров нового третьего мира, до сих пор не существовавшего даже в теории. Вопрос как…
Зазвонил будильник…


Рецензии