Духовно-нравственное воспитание личности

     Вопрос духовно-нравственного воспитания является самым важным для нашего общества и государства. Современные проблемы нравственной деградации говорят о духовном кризисе общества.
     Духовный кризис характеризуется бездуховностью и безнравственностью. Это связано с утратой ценностей воспитания и основ морали. Сегодня формирование духовно-нравственной культуры подрастающего поколения стало одним из приоритетов государственной образовательной политики, которое осуществляется в сотрудничестве и объединении усилий государства, общественности, системы образования и православной церкви.
     Основное назначение воспитания заключается в формировании духовного стержня человека – его внутреннего, духовного мира, который проявляется в системе его эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру и к самому себе. Разложив воспитание на отдельные составляющие: интеллектуальное, эстетическое, нравственное, трудовое, физическое, педагогическая наука побудила поверить в возможность формирования и развития человека «по частям», в то время как целостность человека и проявление его человеческой сущности в любых видах деятельности возможны только на основе становления его целостного духовного мира.
     Воспитание ребенка начинается с самых первых шагов, когда он начинает понимать речь взрослых, подражать родителям. И чем раньше взрослые задумаются о духовно - нравственном воспитании школьников, тем будет лучше. Основная задача, связанная с духовно - нравственным развитием ребенка, лежит на плечах учителя.
     Духовно-нравственное воспитание младших школьников должно начинаться с первого звонка, когда ученики впервые приходят в школу и садятся за парты рядом с незнакомыми сверстниками. Поведение учеников, их общение между собой, отношение к учителю – все это в руках классного руководителя. Нравственное воспитание младших школьников касается и родителей. Если этому не будет уделено особого внимания, то в будущем, когда дети станут подростками, перевоспитывать их будет сложно или даже невозможно.
     Есть духовная культура, и какую ценность она несет, дети должны знать. Поэтому, начиная с младших классов, ученикам объясняют, что такое религия, когда появилась и зачем она нужна людям. Также школьникам рассказывают о положительных и негативных сторонах религии, о том, как люди и нации могут использовать ее в своих целях. Все беседы и занятия, посвященные духовному воспитанию, сводятся к тому, чтобы дети знали, что такое религиозная толерантность, и понимали, что у каждого народа может быть своя религия, ни одна из которых не лучше и не хуже другой.
     При отсутствии Закона Божьего в системе образования неизбежно возникают пробелы в церковном знании у учащихся, и чтобы восполнить эти пробелы, в общеобразовательных учреждениях с первого класса нужно вводить Закон Божий, чтобы у детей появилось время и для молитвы, и для изучения писания, и для беседы о важном и вечном. В школе все эти знания отделены друг от друга, так как на уроках дети получают только светское образование, и есть необходимость восполнить эти пробелы в элементарных знаниях. Нельзя быть образованным человеком и не читать Библию. И если у кого-то из учащихся после случайного глубокого попадания семени в сердце загорится желание глубже узнать богословные знания, то тогда у ученика расширится поле возможности для духовного роста. Закон Божий нужно преподавать как материал уровня нравственного роста обучающихся, знакомить детей с миром божьих мыслей, божьих слов и священных событий. Нужно сделать попытку и завести детей в этот одновременно простой и сложный мир веры.  С одной стороны, Бог прост, и мы находим все вместе с Богом: смысл жизни и саму жизнь, а, с другой стороны, все очень сложно.
     Подобно таблице умножения можно заучить информативную базу, можно заложить в человеческую память основы православия, но это может не дать никакого эффекта. История - это не даты и не имена, это интерпретация видения процесса, попытка понять смысл событий. Священная история – это действия Бога в мире людей. Из Закона Божьего мы ожидаем, чтобы человек выносил жизненные принципы: принцип трудолюбия, принцип послушания, принцип смирения.
     Учащимся нужно прививать основы жизненных принципов. Очень важна в религиозном воспитании детей и роль родителей. Существует иллюзия, что можно воспитывать детей, не воспитывая взрослых. Почему в мире много бед, болезней, скорбей и несчастий. Все это компенсаторные действия Бога по отношению к взрослым, которые не хотят меняться. Отсюда весь драматизм человеческой истории. Все, что мы скажем детям, будет иметь ослабленный эффект, если мы не будем учить родителей. Родителей надо вовлекать в процесс. У взрослых должна быть божественная жажда знаний, и тогда все получится в обучении с детьми. Ребенка надо учить молиться с детства, чтобы он научился обращаться к богу.
Духовность отражает целостность и гармонию внутреннего мира. Нравственное сознание личности может находиться на разном уровне развития. В частности, нравственным считается человек, который руководствуется Золотым правилом нравственности: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с тобой». Духовные истоки нравственности лежат в сфере любви к человеку и Богу, благоговения перед жизнью и другими высшими ценностями, боязни разрушить свою человеческую сущность и целостность, погубить свою душу.
     От степени готовности педагогов во многом зависит успешность решения задач духовно-нравственного воспитания молодого поколения.
     Дети — наследники русской цивилизации. Изучение православной традиции позволит ребенку почувствовать связь между поколениями, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры, понять, в чем ее уникальность.


Рецензии