Апостол Павел и богословские школы

Тот факт, что после смерти апостола Павла происходила фиксация его богословской мысли не удивляет и является феноменом "послеапостоольского времени", от 60 г. п.Р.Х. до пр. 100 г. п.Р.Х. Собственно из "апостольского времени" имеются в качестве литературных документов лишь аутентичные послания апостола Павла (Римлянам, 1-е и 2-е Коринфянам, Галатам, Филиппийцам, 1-е Фессалоникийцам, Филемону). Вся иная "апостольская традиция" была записана лишь в последней трети 1-го столетия п.Р.Х. богословскими школами, ссылающимися на авторство апостолов (см примечание). Целью и результатом образования из богословия Павла самой богословской школы и традиции была попытка закрепить духовное наследие апостола супротив еретических тенденций. "Послеапостольское время" охарактеризовано тем, что в его богословской школе придерживались учения "апостольского времени" (литературных документов Павла) и, что немаловажно, его последовательной интерпретации.
Другие богословские школы, существующие вне миссионерского ареала Павла, всё же основным образом опирались в их традиции на взгляды этого апостола, что видно из 1-го послания Петра. Однако иудео-христианские влияния после 70 г. п.Р.Х. (см. примечание) упорно действовали и, в некотором смысле, определяли богословские взгляды эллинизма, как нам это показывает характер апокалиптической мысли во 2-ом послании Фессалоникийцам. Также в некоторых других книгах Нового Завета (Евангелие от Матфея, послание апостола Иякова, 1-ое послание апостола Петра) видна тенденция в тематике более строгой организации общин по причине эсхатологического характера.
------
Примечание: В философских школах античности часто в качестве авторов их литературных трактатов, посланий и т.д. было принято ссылаться на их духовных учителей. В богословских школах раннего християнства это было аналогично.
В 70 г. п.Р.Х. римлянами был разрушен последний иудейский Храм.


Рецензии