Иегуда Амихай. Танах, Танах.. стих 28

ТАНАХ, ТАНАХ, с тобой, с тобой и другие толкования. Иегуда Амихай

Стих 28

Каким предвидения пророков видят меня?
Горящая купина видит меня человеком потухшим и живым.
И что говорит обо мне пророчество колесницы Иехезкеля ?*
Вон там внизу человек и нет у него крыльев.
И он не вол, и не лев, и не орел.
Он может идти всегда только в одну сторону.
И не сверкают его глаза,
И только тьма внутри него. Это душа его.
И если мы свалимся со своей высоты и разобьёмся о землю
Он соберет разбросанные осколки и будет
Пытаться всю оставшуюся жизнь склеить их,
Восстановить нас и снова поднять в небеса.

с иврита
 из книги "Открыт, закрыт, открыт" (1998 г.)

*Амихай имеет ввиду т.н. "колесницу Иехезкеля" упомянутую в книге пророка Иехезкель (гл.1,4-10). В христианской традиции этот образ называется тетраморф и считается предвестеником апокалипсиса.

4.И увидел я: вот бурный ветер пришел с севера, облако огромное и огонь пылающий, и сияние вокруг него (облака), и как бы хашмаль (сверкание) – изнутри огня.

5 .И внутри него – подобие четырех живых существ, и вид их подобен человеку (со стороны, обращенной к пророку. (

6 .И четыре лица у каждого, и четыре крыла у каждого из них.

7 .И ноги их – ноги прямые, и ступни ног их, как ступни ног тельца, и сверкают, словно блестящая медь.

8 .И руки человеческие под крыльями их с четырех сторон их, и лица и крылья – у (всех) четырех.

9  .Крылья их соприкасались друг с другом; не оборачивались они в шествии своем; каждый шел в направлении лица своего.

10 . И образ лиц их – лицо человека, и лицо льва – справа у (каждого из) четырех, и лицо быка – слева у (каждого из) четырех, и лицо орла у (каждого из) четырех.


Книга «Зо;ар» называет эти четыре образа над таинственной колесницей — четырьмя архетипами, формирующими черты лица каждого человека[2]. В каббале эти существа носят название «хайот а-кодеш» (букв. "святые животные").

Позднее эти животные были истолкованы как символы четырёх евангелистов и термин «тетраморф» стал применяться в описании их иконографии. Существа стали символами евангелистов и формой их традиционного (с VII века) символического изображения.


Рецензии