Работа над ошибками. Часть 3
Часть 3. Мой адрес - Советский Союз.
Хозяйство досталось мне разношерстное и многонациональное. Поначалу некоторые фамилии и прочесть не могла, пришлось дома тренироваться. Итак, в составе класса из девяти человек были киргиз, узбек, таджик, азербайджанец, цыганочка, и немец, который впоследствии оказался русским. Ничего удивительного, просто фамилию Шеин записали как Шейн, пришлось исправлять в документах школы эту неточность.
Сразу заметила, что ребятки делятся на группки: черненькие и беленькие. Нет, вражды в классе не было, даже была аура доброго приятельства. Но не дружбы. Особенно это стало заметно на первых праздничных мероприятиях, где мы с родителями детей затеивали командные соревнования. Камрон, Гасан, Саид и Адилет были не просто ловчее, сильнее, смелее Игоря, Дениса, Данила и Артема, но и позволяли себе насмешки в их адрес.
Но хуже было другое. Кто бы не обидел любого из первой четверки, наши «черненькие» сбивались кучкой против обидчика и мстили, не разбираясь, кто прав, а кто виноват. В группе «беленьких» сплоченности не наблюдалось. Каждый «брат-славянин» рос личностью под присмотром мамы, в то время, как ребятами с восточной кровью, несомненно, занимались отцы.
Национальный перекос с каждым днем становился все заметнее. Надо было что-то делать, но я не могла ума приложить, как и с кого начать важный разговор, чтобы никого не обидеть. Лично для меня было ясно – Законы гуманной педагогики распространяются на всех. И компромиссов быть не может…
Все разрешилось само собой. В один прекрасный день моя боевая четверка под предводительством Камрона вошла в класс решительным шагом. Ребята были крайне возбуждены. Видя во мне союзника и помощника, они обратились ко мне с неожиданным вопросом:
- Как подать на учителя в суд?
Оказалось, ребята не работали на уроке истории. Более того, веселились и мешали вести урок. Учительница, использовав все более приемлемые методы воздействия, не выдержала и разразилась тирадой, суть которой сводилась к одному: не хотите учиться в России – поезжайте каждый на свою историческую родину и учитесь там. Это возмутило моих «джигитов» и они пришли ко мне за поддержкой.
Усадила я их рядком, намекнув, что «дело сложное», без притчи не разберешься, рассказала им такую историю:
«Жил в далекие времена добрый человек. Как-то ночью к нему в дверь постучался незнакомец, он был бос и голоден. Хозяин впустил его, дал еды, согрел его и выслушал грустную историю о том, как злые родственники выгнали бедолагу за дверь. Добрый человек оставил несчастного жить в своем доме. Ели они из одного котла, спали в одних стенах, и ни копейки хозяин с гостя не брал.
Но вот как-то гость попенял хозяину, что у того ложка лучше. Велика ли проблема – ложка? Поменялись. Уступил хозяин свою ложку. Потом – кружку. Потом и тарелка гостю приглянулась…Так со временем гость перебрался спать на хозяйскую кровать, а добрый человек стал спать на полу. Прошло еще немного времени, и гость намекнул хозяину, что тот мешает ему жить в доме, что места им на двоих маловато…
Заплакал добрый человек, напомнил он гостю, что помог ему когда-то, спас его, обогрел, в дом пустил. Что не ему, а гостю следовало бы уже и честь знать.
На что гость ответил:
- Хорошо, я уйду. Но по всему миру расскажу, какой ты злой, как ты выгнал меня…»
Ребята слушали, затаив дыхание. (Восток – дело тонкое!) На последних словах они заметно занервничали…
И тут я задала вопрос:
- И как надо было хозяину поступить в этой ситуации?
- Да гнать такого палками! Урод неблагодарный! Не ценит гостеприимства!
- Не может он палками – он же ДОБРЫЙ…
- Да кому оно нужно, такое добро?
И тут я сменила тему разговора:
- Ребята, а кто из вас платит за учебу в школе? А за наблюдение специалистов из ПМПК? А за питание в школьной столовой? (Классы ОВЗ питаются бесплатно). Никто? Так зачем же вы говорите, что учительница – злая? Она вам знания дает. И ничего, кроме уважения, за это не просит. И кто после этого нарушает законы гостеприимства?
Лица моих «зайчат» нужно было бы сфотографировать, но (жаль!) никто мимо с фотоаппаратом не проходил.
- Так вот, мои хорошие…Если вы подадите на учительницу в суд или просто пожалуетесь кому-то, то я встану не на вашу, а на ее сторону. Я – такая же русская учительница. Сегодня вы не уважаете её, а завтра пойдете против меня…
Скисли мои «джигиты», задумались. Ушли, не солоно хлебавши. Но больше на учителей не жаловались.
А чуть позже мы придумали и запустили в школе фотопроект «Ребятишки-шахматишки». Целью этого проекта было показать, как в нашей школе дружат ребята разных наций. Участие в фотопроекте приняли около тридцати ребят. На фотографиях стояли в обнимку русские с казахами, цыгане с белорусами, украинцы с армянами. Была организована большая фотовыставка в актовом зале нашей школы. И детки из моего класса тоже были там – светили своими солнечными улыбками со снимков. Беленькие и черненькие – одинаково любимые мной.
В 1991 году распался Советский Союз. Огромная империя, где представители разных народов дружили между собой и помогали друг другу – распалась. Семена вражды были посеяны со стороны и дали свои всходы…
Время показало, что мир держится на разнообразии традиций, религий, наций. Чем больше нас, чем более мы разные – тем прекраснее и богаче этот мир.
Я видела, как распался Советский Союз. А теперь вижу, как он начинает строиться по-новому. Только здесь, рядом, на территории многонациональной России. Мне, человеку старой формации, очень нравится понятие «интернационализм». В нём заложены принципы свободы, равенства и братства всех народов.
А вот понятие «толерантность», столь популярное в наше время, мне не нравится. Возможно, это привычка учителя-словесника – рыться в этимологии слов, чтобы разобраться в их исконном значении…
Толерантность - понятие медицинское. Означает оно дословно «приживаемость» и касается пересадки органов от донора реципиенту. Ткани могут быть толерантными – тогда орган приживется и человек будет здоров. Или не толерантными, тогда орган будет отторгнут организмом больного.
Я считаю неприемлемым употреблять такие понятия относительно отношений людей разных национальностей. Это слишком физиологично, не касаемо души. Тем более, мы не должны «терпеть» друг друга и «приживаться» в обществе, как нечто чужеродное.
А далее хочу перейти с «Я» на крепкое, устойчивое «МЫ».
Мы должны учиться ДРУЖИТЬ. А еще - учиться УВАЖАТЬ традиции и законы друг друга. Причем ВЗАИМНО. В русском языке придумано столько прекрасных понятий для выстраивания достойных, добропорядочных отношений между народами, что использование иноязычных «новоделов» не требуется. Не греют нас такие слова.
Свидетельство о публикации №118112302235