Богословие апостола Павла

Важно понимать, что не все послания, именуемые Павловыми, действительно исходят из-под пера самого апостола Павла. Исследования последних десятилетий выявили несколько посланий, носящих прямое авторство апостола: Римлянам, 1-е и 2-е Коринфянам, Галатам, Филиппийцам, 1-е Фессалоникийцам, Филемону. Эти послания были им написаны в позднее время его апостольской деятельноти, между 51 и 56 гг. п.Р.Х. Павел обращается в них к отдельным общинам, однако из посланий очень мало можно сказать о его миссионерских поездках, скорее косвенно. Несмотря на значительно систематичное изложение богословия Павла в послании Римлянам, тем не менее ничего нельзя сказать о его полном богословии из его посланий в отдельности. Лишь их совместное рассмотрение проливает свет на его богословскую мысль. Эта богословская мысль охватывает 5 основных аспектов, в свете которых она явлена общинам и читателю:
1. Теология,
2. Антропология,
3. Христология,
4. Сотериология,
5. Эсхатология.
В аспекте теологии апостол Павел преподносит картину мира как сотворённого Богом-Творцом, Единственным, Кто праведен по сути. Божья праведность явилась человечеству в Исусе Христе. Человеку возможно принять эту праведность в Духе, посредством веры и Евангелия.
В центре антропологического аспекта находится с одной стороны "человек перед откровением веры", пораженный плотью, грехом, миром, а с другой "человек в вере", соприкасающийся со спасением, благодатью в свете спасительной жертвы Христа. Жизнь такого "человека в вере" пребывает в Слове, Церкви, таинствах.
Христологический аспект выявляет истину о спасении лишь во Христе. Лишь во Христе Бог идет на встречу всем людям в Его спасительном действии.
В центральные темах сотериологического аспекта Апостол Павел предпринимает попытку закрепить понятие божественного спасения в исторические рамки: Спасение действительно уже в настоящее время. Здесь Павел также предпринимает четкую попытку соединить историю народа Израиля с историей божественного спасения для всех людей.
Эсхатологический аспект также является одним из основных в богословии апостола Павла. Апокалиптическое представление истории человечества имеет корни в дохристианскиом иудаизме, но становится в изложении Павла универсальным, спроецированным на весь мир и на всю историю человечества. Мир, в котором спасается только община Христа, общаясь с Ним - умершим и воскресшим - спешит к своему апокалиптическому завершению. В этой мысли и заключается так называемая эсхатологическая трансформация в богословии Павла - перенесение мистических иудейских представлений в представления универсальные, действенные для всего мира.
Кредо апостола Павла состоит из этих для него самых важных аспектов и заключается в мысли: Бог сотворил этот мир по принципу праведности. Человек, погрязший в неправедности сего мира не в состоянии сам приблизится к Богу. Поэтому Он это делает сам, посредством спасительной жертвы своего единородного Сына, умершего и воскрешего в историческом понятии уже давно, однако по благодати Божьей вменяющего это спасение каждому человеку и сегодня, обратившемуся к Богу в вере, Духе, Церкви, которая и есть - убежище для "человека в вере" от мира, катящегося в вечную погибель и разрушение.


Рецензии