Осечка Сурикова

Из цикла "Боровская тетрадь"

СПРАВКА: В поисках образа боярыни Морозовой, Суриков получил уникальную возможность – сделать в Москве наброски с молодицы, прибывшей с Урала. Позднее написал о том, как искал нужное: «В селе Преображенском на старообрядческом кладбище - ведь вот где её нашёл. Была у меня одна знакомая - старушка Степанида Варфоломеева из старообрядок. Они в Медвежьем переулке жили, у них там молитвенный дом был. А потом их на Преображенском кладбище выселили. Там, в Преображенском, все меня знали. И вот приехала к ним начётчица с Урала – Анастасия Михайловна. Я с неё написал в садике этюд в два часа. И как вставил её в картину - она всех победила» (эскиз 1886 года ныне в Русском музее в Петербурге назван «Голова женщины в чёрном платке»).
Её лик, вполне типичный и узнаваемый для знакомых с богослужениями староверов, написан в эскизе строгим и светлым, даже по-детски удивлённым (хотя начётчица – это самая образованная, начитанная, учёная и строгая в соблюдении правил женщина). Суриков понял, что увидел в ней Морозову.
Но – по неясной причине – заменил его на лицо экстатичной фанатички, причём, явно более старой по возрасту, что критики картины сразу отметили, как историческое несоответствие.
 

ОСЕЧКА СУРИКОВА


… Но Суриков не справился с задачей,
Которую сам смело возложил
На кисть свою – раскрыть сознанье людям,
Забывшим веры светлой торжество. Ту деву,
Что чинно, как положено, молилась – он эскизом
Запечатлел: тот светлый лик был прост.
Так каждый лик у девушки молящей
В покровах знаменных крюков – пречистым
Становится и ясным, как икона. Сам смотри,
Как веки закрываются и входит
Под веки, в душу сокровенный свет. Пресветлым
Становится в молении лицо… Откуда же, откуда
Взял Суриков истерику, да чёрных пятен ямы
Под жерлами пылающих очей?! А жест двуперстья ровный
Вдруг скрючил, смял извратно в кочергу? Случилось,
Да, что случилось, Суриков? Ты ж с Красноярска,
Сам знал сыздетства староверов стать: как чинно
Кладут поклоны с лестовкой у сердца,
Как знаменно распев доходит долго… Не хочу и думать,
Что был сознательно к сей кривде обращён. Скорее
Тебе подножкой сбили глазомер, попутал
Лукавый знание, от Руси Древней нить сорвав и сбросив.
А картина… сама живёт своею жизнью, кривду
Отравно сыпет в глаз… О Боже, кто отмолит
Осечку сбитого художника. От Третьяков? - да сам попался.
Искусствоведов льстивы перья? - мыслить трусят…
Что же делать?
Слетит же слово-воробей – кто ж крылья вспомнит…
… Тогда сходи в моленную, гляди,
Какие там стоят в пылании из воска
Морозовой боярыни сыны, персты слагая вдвое,
И дочери и матери, склонясь, в очах сиянье прячут –
Удивлённо чуду внемля…
Сам зри, художник: лаской Бога писан
Времён Адам-да-Евы детски чистый образ.


22 ноября 2018 г.      


Рецензии

В субботу 22 февраля состоится мероприятие загородного литературного клуба в Подмосковье в отеле «Малаховский дворец». Запланированы семинары известных поэтов, гала-ужин с концертной программой.  Подробнее →