Философия как неприступность свободы

         

        Ключевая позиция человека, впервые начинающего знакомиться с философией, пишет Хайдеггер - индифферентное ожидание. Мы ждём чего-то от неё, если, конечно сами заранее не настроены решительно против. Мы или отрицаем то, чего мы не знаем и вовсе не понимаем, по самым различным причинам - где то слышали, что-то нас касалось и не понравилось, либо настроены в целом благожелательно, однако не подозреваем насколько пассивны в своём восприятии.
       Философия ДОЛЖНА нас удивить, философия ДОЛЖНА нас убедить, или же мы прямо на месте, не отходя далеко, в ней разочаруемся.
      Тут налицо присутствуют незамечаемые самим человеком крайне завышенные и неоправданные требования к философии и крайне заниженные и столь же неотрефлексированные к себе.
      Но философия - Встреча, а вовсе не Благодетельница. Она не мать кормящая и сопли утирающая, а как раз та самая неприступность свободы, о которой редко решаемся говорить. Да, да - философия неприступна, если видеть её как свободу человеческую, как экзистенциальный акт, а не как предмет или "собрание текстов" о мире.
      Что же это означает? Это означает, что по-настоящему открытая философия достаточно сильно закрыта для большинства людей и обстоятельств их жизни. Фактически она неприступна, а неприступное берётся лишь приступом.
Если редко встречается Дазайн, а часто встречается Дасман, то неудивительно ли, что редко встречается и философ?!
      Философ тот, кто философствует. А КТО философствует?
      Философствует ли тот, кто читает философский текст? Только в том случае, если автор помещает его в поле напряжённой работы своей философской мысли, а значит фактически в свой экзистенциальный опыт. Читаем ли мы, входя в экзистенциальный опыт автора? - Нет! Мы читаем от себя и к себе - там, где должно было бы происходить растворение нашего недозрелого чувства и нашей недозрелой мысли в совместном движении-сотворчестве с автором, т.е. там, где мы впервые могли бы получить такой опыт через силу и силовой опыт уже свершившейся экзистенции, уже свершившейся мысли, там мы отрываем куски подобного опыта и пытаемся присвоить их такими, какими они представляются нам. По существу наше чтение - жертвенное заклание "чуда" - оно убивается, разрезается на части и поедается.
      Где здесь философствование?
     Но, может быть, оно появляется, когда мы сами решаемся что-то написать, что-то сказать? Как бы не так! Принцип нашего писания и нашего говорения всё тот же самый. Это принцип права мнящего сознания - судить в меру своих сил - больше вы там ничего не найдёте.
     Философия НЕПРИСТУПНА, и эти все, которых я описываю, к ней ещё не ПРИСТУПИЛИ.
     Огромная масса событий, людей и процессов ОКОЛО философии. Так что уже и самой философии не видно, но она от этого нисколько не страдает, остаётся прежней, страдаем мы.
     В народных сказаниях есть такая часто повторяющаяся прибаутка: и я там был, мёд, пиво пил - по усам текло, а в рот не попало. Неприступность философии не обнаруживается потому, что если бы она была обнаруженной, то очень сильно бы раздражала, а так "всё хорошо" - и сама неприступность скрыта, и философия как добрая тётенька из Бразилии трясёт карманами полными монет - озолочу любого... Нет, не любого, и не озолотит. И не надо обманывать ни для какого привлечения, правда большинство обманщиков обманывают потому что сами обманываются, имея философию как корочку в своём кармане.
      Наша философия не НЕПРИСТУПНА, а скорее сверх доступна, она - ПРОСТИТУТКА, такой, какой её подают.
      Ну хорошо, скажут тут мне - а Вы хотите сделать из неё девственницу? Нисколько! Да и как бы я хотел, если она уже не девственница, но при том всё ещё не продалась окончательно и всё ещё не распласталась по полной в лапках нашего циничного модерна, пост-модерна, пост-пост-модерна)))
      Философию "кладут", а она не кладётся, Искусство уже полностью легло, и лишь в лежачем положении продолжает дышать по возможности, а философия не кладётся - что-то мешает, не получается полностью раздробить и уничтожить философию. Именно поэтому души современных людей в тоске начинают тянуться к ней даже там, где человек и сам ещё не дорос до личного интереса, и там, где ни в какое другое время не заинтересовался бы ею и вовсе. Философия сегодня приобретает дополнительный оттенок своей значимости - она - последний бастион, который ещё стоит, а не лежит в нашей современной "культурности".
       Ни наука, ни Искусство более не обладают подобной характеристикой - время вынесло им приговор и вырвало из них условия их свободного осуществления - имеется ввиду не произвольного, а свободного. И только с философией Время всё ещё справится не может - философия всё ещё не сожрана, не прожёвана, не переварена, не выплюнута и не обёрнута в конфетку - челюсти движутся, но результата пока нет, и это обнадёживает - "заглатываемое оказалось не по глотке", в горле першит и как следует не глотается.
       Поэтому, очень даже может быть, что в скором времени, философия впервые приоткроет нам через себя неприступность человеческой свободы вообще.

       Лично я в полной мере осознаю почему я сейчас с философией, а не в искусстве или с искусством, это - Время, нынешнее Время( с большой буквы) - Время философии, она держит...


Рецензии