Майстер Экхарт и материя

         Первое, потому что материя по своей сущности является возможностью. Ибо возможность бытия или способность к бытию, принадлежит материи в силу её сущности, или субстанции. Сама способность к бытию является определяющим признаком материальной субстанции. Если здраво рассудить, сия способность материи и есть нехватка формы или же форм.

       Второе, потому что материя есть гнездо или трон, в котором и на котором уселась нехватка. Ведь собственным носителем недостачи является материя.

       Третье, потому что нехватка всегда сопутствует материи и сопровождает её, не важно, пребывает ли она под совершеннейшей формой, а именно под формой человека, или под формой земли, низшей по месту и определённости.

       Четвёртое, потому что недостача постоянно связана с материей, ей не только последует, но также проникает в неё, входя в саму сущность материи как часть этой сущности. В этом-то, собственно, и состоит смысл выше приведённых слов Августина: "Если бы можно было сказать: "ничто, которое есть нечто" и "есть то, чего нет". - я так о ней и сказал бы", а именно о материи.

      Пятое, недостача выше материи, ведь из-за возможности или посредством возможности сущность материи взирает на бытие и обладает способностью к восприятию форм. Поэтому Августин тот час же добавляет: "но она как-то была, дабы воспринимать образы".

      Шестое - говорится: тьма, или нехватка, пребывает над бездной, или материей, тем же образом, каким в каждой вещи становление присутствует прежде бытия, возможность прежде действия, и часть - прежде целого, каким лишённая границ протяжённость предшествует субстанциональной форме. Посему недостача выше и раньше самой по себе недостаточной материи, как и всего, поражённого несовершенством и недостачей, почему она именуется и является недостачей. Поэтому же лицо, каковым материя взирает на бытие, есть присущая ей возможность, иначе говоря, недостача, как сказано выше.

      Седьмая причина такая: внешним или первым лицом материи, подлежащей своему становлению и подведению под форму и под бытие, является именно та недостача, о которой повествует вышеприведённый шестой пункт. И об этом я хотел сказать... почему о тьме сказано не только, что она - над бездной, но что она - над лицом бездны.

             М. Экхарт.


        Если бы мы были в состоянии воспринимать мистические прозрения человечества на уровне его лучших мистиков - Экхарта, Бёме, например, причисляю сюда и Блаженного Августина, и даже нашего современного Бергсона, ведомого хоть в какой-то мере проникновенной творческой интуицией, мы бы, пожалуй, к сегодняшнему дню избавились уже от многих псевдо-научных проблем и вопросов. В частности, перестали бы делить "злосчастную материю" до бесконечности в тщетной агонистической попытке найти всё - ж-таки где у неё конец))). Перестали бы, быть может удивляться и тому, что в мире, казалось бы, абсолютно бессознательного микромира, мельчайшие частицы ведут себя как-то прямо-таки откровенно двусмысленно - чуть ли не по "собственному желанию" становясь то ли частицей, то ли волной. Мы бы заранее остановились, задумались, а не налетали со всего размаха исторического, триумфального разбега, своей кристально чистой научно-технической головой на глухую стену, будто бы последней реальности.
        Сегодня мы пытаемся мыслить "шишки", которые наставила нам материя, и даже не подозреваем, что вполне способны с такой же долей вероятности в скором времени получить от неё и "раны", и довольно глубокие - с таким-то нашим подходом и с такой-то нашей позицией, ведь если дело так дальше пойдёт, а идёт оно дальше, пока что именно так, то мы в конце концов, станем способны спровоцировать материю даже на наше полное уничтожение. Мы ведь не понимаем, что она, к которой мы так стремимся в своём ревностном познании, и в своём тщании "окончательно" покорить природу - есть в принципе и по существу - Ничто.
        Реальное Ничто.
     Нигилизим нашего времени наступает не от упадка нравов, последние сами идут лишь в хвосте чего-то более страшного, он наступает и надвигается на нас с совершенно иной стороны, в упадке же искусства, творчества, мышления и вообще человеческого духа мы его лишь наблюдаем, а именно, он наступает от откровенного и прямого приближения нас к природе реальности, конечно как мы её понимаем, - к Материи. Техника ввела Материю в её целокупности и тотальности в нашу жизнь, совершив тем самым не морально-недопустимый акт, как мерещится многим, а СОБЫТИЕ последнего риска, грозящее нас полностью поглотить - ведь чем удерживать будем это жуткое чудовище, на какой привязи его укротим, ещё и не подозревая о том, что оно такое?
      Ещё Ницше предупреждал: нельзя долго всматриваться в бездну, иначе она начнёт всматриваться в тебя. Но мы-то смотрим, смотрим и смотрим... и вот, она уже надвигается на нас, мы же как радостные завороженные крольчата под взглядом удава, мним себя ещё и в счастье, пока в один прекрасный момент не окажемся прямо в ней, уже поглощёнными, безвозвратно.
      Но чтобы понять о чём предупреждал Ницше и что пишет о Ничто материи Майстер Экхарт, вслед за Блаженным Августином, пустимся в аналогии, другого выхода нет.
      Что мы изучаем, что мы познаём? Что изучают наши науки?
    По Майстеру Экхарту наши науки изучают вот что. Представьте себе, что вы абстрактный наблюдатель или же универсальный наблюдатель, способный наблюдать из любого местоположения, и теперь представьте, что вы наблюдаете из "пустоты" человека - ведь наша наука утверждает же, что мы в очень малой мере состоим там из атомов или каких-то иных частиц, что основное пространство нашего с вами объёма - пустота, как ни странно, которое никто не знает что оно такое, но с другой стороны которое ни с чем не спутаешь. Итак, мы ходим, бродим в пустоте, внутри человеческого тела. Интересно, чтобы оттуда мы увидели? Но стоит ли гадать? - Важнее тут аналогия - представьте себе, что вы живя в мире, как раз и находитесь в "таком месте" - в "пустоте Бога" - вы находитесь внутри его тела, но вовсе не с ним, в его жизни и даже не с его "внутренними органами", через которые он дышит-живёт, и даже не в его "элементарных частицах и частях", а вот именно, что в его ПУСТОТЕ! Вот тогда вы и получите наглядную картинку того, где мы с вами обитаем и что такое то, что мы называем материей.
      Рассмотрим ещё одну аналогию. Допустим перед нами скульптура, прекрасная скульптура, древнегреческая скульптура, полая внутри, а полая она или целая для искусства не столь важно - поскольку пространство культурного захвата скульптуры находится всегда вовне самого скульптурного тела, а никак не внутри. В скульптуру не заглядывают, скульптура сама себя ВЫСТАВЛЯЕТ. Однако давайте теперь попробуем именно заглянуть. Представим себе на секундочку, что мы не взираем на скульптуру, не соучаствуем в ней и через неё со своим общественно-историческим культурным бытием, а что мы уменьшились до очень маленьких размеров и отправились внутрь скульптуры, - напоминаю ещё раз,величественнейшей,прекраснейшей скульптуры. Но сможем ли мы оценить её прекрасность оттуда, изнутри? Если скульптура будет полой, мы обойдём все её контуры изнутри, но получим ли мы эстетическое наслаждение от этого "шиворот-навыворот" восприятия?
      Нет, не получим. Всё наше искусство, впрочем как и мы сами однонаправленно, это подмечал ещё Алексей Фёдорович Лосев - человеческое тело живёт из себя наружу, а не обратным образом, обратным образом оно лишь себя поддерживает. Также устроен и весь наш мир - человек не смотрит в свои органы когда живёт, он смотрит в них, когда они перестают адекватно переносить его наружу и начинают отвлекать внимание на себя - во время болезни, по медицинским причинам, по научным, по познавательным, то есть вторичным образом. Следовательно, что-то в нашем мире оказывается подкладкой, основанием или дном, из которого и на котором вырастает вся так называемая совокупная реальность.
      И так выходит, что внутреннее пространство нашей скульптуры, несмотря на зеркальность отражения в каждом её контуре всё того же мастерства, всё-таки остаётся лишь топологическим дном самого феномена прекрасного искусства. Мисима говорил об этом так: выверни наружу все органы, плоть и кровь человеческого тела - будет ли это эстетическое зрелище? Нет, знаете ли, пусть лучше остаются там... А то ведь здесь жить не дадут...
      Но где ТАМ? И где ЗДЕСЬ? Разве мы когда-нибудь задумывались???
    Так вот, то, о чём говорит Майстер Экхарт как раз и касается этого "здесь" и "там". Материя - это ТАМ... И не "там" человеческого тела" и не "там" какой-то единичной скульптуры, а ТАМ, понимаете ли. вообще - ТАМ всего.
      Материя - это топологическое дно всего, что вообще существует, это такая бездна, из которой всё наружу, а самой её нет. И не для того она весь мир "держит", чтобы в неё заглядывали. А для того, чтобы мир был.


Рецензии