табу на рок-оперу Юнона и Авось...

На днях я  была в театре  на рок-опере "Юнона и Авось". У меня было странное предубеждение. Когда я слышала эти слова "Я тебя никогда не забуду, я тебя никогда не увижу", у меня содрогалось сердце. Ведь так не должно быть...Это несправедливо, обидно, безысходно...Поэтому я поставила табу на этой неизвестной мне истории. Она слишком печальна. Не хочу вникать в её сюжет. Но одна моя знакомая уговорила меня пойти в театр и посмотреть эту вещь. И я наконец-то решилась...

Боже мой, чего я только не увидела на сцене театра. Бушующее море, корабль и
пляшущих в безумном танце моряков-покойников. Как они извивались, подпрыгивали к небу, искажали в смертельном оскале свои просоленные штормом лица. Жуткая картина.

И это в самом начале спектакля...Замысел режиссера привел меня в замешательство. Но как дальше будут развиваться события? Что ещё придумает режиссер?
Где взять либретто, чтобы вникнуть в происходящее на сцене? А возьму-ка я его у самого Андрея Вознесенского...

Артисты на сцене исполняли разные арии, а слов невозможно было разобрать. И мне помог их автор, поэт Андрей Вознесенский...

Ах, какое замечательное либретто написал Андрей Вознесенский к рок-опере "Юнона и Авось". Я просто не могла от него оторваться. Красивые романсы, арии, размышления, диалоги...

Пролог оперы начинается с арии графа Николая Резанова. А  что  он из себя представляет? Граф относит себя к неприкаянному поколению, которыму тяжело и дома, и в чужой стороне, он не находит радость в повседневности, душа его в вечном поиске несбыточных мечтаний. В  юности ему приснилась Богородица и с тех пор она завладела его мыслями. По прошествии лет образ Святой Девы стал роднее. Молодой человек думает о ней как о своей возлюбленной с вишневыми глазами. Сердце его пребывает в постоянной тревоге.

Может быть, это второй Евгений Онегин или Печорин? Они все из неприкаянного поколения...

   Итак, прелистываю либретто Андрея Вознесенского, которое начинается с пролога-
арии Николая Резанова:

               
                "Господи, услышь меня, услыши мя, Господи!
                По морям бушующим я плыву без компаса,
                я зову без голоса, пучинам отданный:
                "Родина, услышь меня, услыши мя, Родина!"
                И летят покойники и планеты по небу:
                "Кто-нибудь услышь меня, услыши мя, кто-нибудь!"


Здесь есть над чем подумать...Может быть многие из нас  по морям будующим плывут без компаса и зовут без голоса, пучинам отданные? И никто нас не слышит...

А если внимательно прислушаться к голосам на сцене...Возможно, это реплики
иронически настроенных, но проницательных героев:

"история, — ты стон  пророков, распинаемых крестами!" "о, Родина, была ты близорука", "Они сойдут с крестов, взовьют еретиков кострами,""казнила лучших сыновей", "себе готовя  худшую из казней!","безумствует распад, но все-таки — виват! профессия рождать древней, чем убивать!"

Как умному мыслящему человеку выжить в этом мире,где безумствует распад..

Николаю Резанову 40 лет, а он как потерянный мечется в поисках призрачной свободы, нового жизненного пути. Не находя ни в чем отрады, Николай Петрович решает посвятить свою жизнь служению Отчизне, воплотить в жизнь свой замысел – найти новые земли.

Он пишет многочисленные прошения, веря лишь в русское «авось», государю Алексею Николаевичу с просьбой поддержать его затею и направить корабли к берегам Калифорнии для осуществления российско-американской торговой компании, для упрочения славы и мощи России.

От безысходности Резанов молится Богоматери и стыдливо признается в тайной любви к ней, как к обычной женщине. В ответ он слышит голос, который благословляет его на дела. И неожиданно камергер получает положительный ответ на поездку. Государь возлагает на Резанова ответственную миссию - наладить российско-американские и испанские торговые отношения.

Резанов выходит в море под Андреевским флагом на кораблях «Юнона» и «Авось».

И вот звучит новая  ария Николая Резанова "Душой я бешено устал"


                Душой я бешено устал.
                Точно тайный горб на груди таскаю,
                Тоска такая!...
                Будто что-то случилось или случится, —
                Ниже горла высасывает ключицы...
                Российская империя — тюрьма,
                Но за границей тоже кутерьма.
                Родилось рано наше поколение,
                Чужда чужбина нам и скучен дом,
                Расформированное поколение,
                Мы в одиночку к истине бредем.
                Чего ищу?... Чего-то свежего
                Земли старые — старый сифилис,
                Начинают театры с вешалок,
                Начинаются царства с виселиц.
                Земли новые — табула раза,
                Расселю там новую расу,
                Третий мир без деньги и петли.
                Ни республики, ни короны,
                Где земли золотое лоно!
                Как по золоту пишут иконы,
                Будут лики людей светлы!
                Как по золоту пишут иконы,
                Будут лики людей светлы!


                Смешно с всемирной тупостью бороться,
                Свобода потеряла первородство.
                Ее нет ни здесь, ни там.
                Куда же плыть?...
                Не знаю, капитан...


Вот эти слова из арии "Душой я бешено устал"  " будто что-то случилось или случится,"  предчувствие главного героя  чего-то необычного и печального...

А на протяжении всей рок-оперы звучит прекрасная грустная мелодия композитора
Алексея Рыбникова на слова Андрея Вознесенского, скорее романс "Я тебя никогда не забуду"
Он переворачивает всю душу...Сколько таких историй на Земле. Та же самая Сольвейг, которая ждала своего любимого всю жизнь, выходя к морю и глядя на горизонт...А вдруг появится белый парус...

Да, Николай Резанов встретил ту единственную за тридевять земель, юную испанку Кончиту...

Со сцены зазвучал  этот  потрясающий душу романс: «Я тебя никогда не забуду».


                Ты меня на рассвете разбудишь,
                проводить необутая выйдешь,
                Ты меня никогда не забудешь,
                Ты меня никогда не увидишь.
                Заслонивши тебя от простуды,
                Я подумаю: Боже Всевышний,
                Я тебя никогда не забуду,
                Я тебя никогда не увижу.

                Не мигают, слезятся от ветра
                Безнадежные карие вишни.
                Возвращаться — плохая примета,
                Я тебя никогда не увижу.

                И качнутся бессмысленной высью
                Пара фраз, залетевших отсюда:
                "Я тебя никогда не увижу,
                Я тебя никогда не забуду".

Они действительно больше никогда не встретятся. А всё начиналось так красиво...
Мне показалось, что  театральная сцена любви недостаточно глубока и как-то скомкана.


Путешественники останавливаются на испанском берегу. Комендант форта настолько был впечатлен величием миссии Резанова, что дал бал в честь российского миротворца. Это было роковым решением.

Российский путешественник дарит дочери коменданта Сан-Франциско золотую диадему с драгоценными камнями в знак дружбы между двумя великими державами. Русский мореплаватель приглашает на танец дочь Хосе Дарио Аргуэьо, которая сразу влюбилась в него. Это переломный момент в рок-опере.

Эмоции переполняют главных героев. Дочери губернатора было всего 16 лет, сеньор Федерико считался ее женихом. Но Резанцев уже не может отказаться от юной красавицы и приходит к Кончите ночью со словами нежности. Они становятся близки.

Им приходится совершить тайную помолвку, которая не имела никакой силы. Разные вероисповедания не позволяли им быть вместе – Кончита должна была получить согласие Папы Римского, Резанов –российского императора.

Общество осуждает действия русского, назревает скандал. Резанов с грустью покидает свою невесту; держит путь в Санкт-Петербург, чтобы получить разрешение на брак с Кончитой. К тому же Резанову нужно продолжить начатую миссию во благо Отечества...

Глядя на  происходящее на сцене, я подумала о том, что  главный герой рок-оперы
умирает неспроста. Андрей Вознесенский  предвидел, что Николаю Резанова вся эта любовная история со временем наскучит. Ну, что ему могла дать эта  шестнадцатилетняя девочка, говорящая  на испанском языке?

Но как оказалась, Кончита была способна любить глубоко и преданно. Как Сольвейг,
как Джульетта

Кончита остается ждать Резанова. Когда ей сообщают о гибели любимого, она отвергает эти слухи. И продолжает ждать. Много завидных женихов сваталось к дочери губернатора, но она вновь и вновь отказывала им. Сердце ее принадлежало только далекому русскому. Мать и отец состарились, Кончита заботилась о них. И ждала.

Шло время, ушли в мир иной родители. Минуло тридцать лет. И только когда Кончита увидела официальные бумаги о гибели Резанова, она становится монахиней, проведя остаток дней в доминиканском монастыре.

«Юнона и Авось» - о верности, силе любви, которую Кончита гордо пронесла через всю жизнь. В конце рок-оперы звучит «Аллилуйя» - как символ великой любви, то, ради чего стоит жить.

После  этой рок-оперы   у меня осталось ощущение,что романс "Я тебя никогда не
забуду" стал частицей моей жизни. И оставшись дома одна, я вновь и вновь повторяю
эти слова:

               

                Ты меня на рассвете разбудишь,
                проводить необутая выйдешь,
                Ты меня никогда не забудешь,
                Ты меня никогда не увидишь.
                Заслонивши тебя от простуды,
                Я подумаю: Боже Всевышний,
                Я тебя никогда не забуду,
                Я тебя никогда не увижу.

                Не мигают, слезятся от ветра
                Безнадежные карие вишни.
                Возвращаться — плохая примета,
                Я тебя никогда не увижу.

                И качнутся бессмысленной высью
                Пара фраз, залетевших отсюда:
                "Я тебя никогда не увижу,
                Я тебя никогда не забуду".


Я не жалею, что послушала эту рок-оперу. Восхищена талантом Андрея Вознесенского и композитора Алексея Рыбникова.

Аллилуя. Аллилуя. Аллилуя...







 


               

               


 


               

               


Рецензии
Заинтересовало, почему табу, вероятно, что-то похожее испытывала когда-то.

С интересом прочитала Ваше размышления над оперой и описание Ваших переживаний.

Если мало клочка земли под ногами, и трава под ногами станет врастать сердце только спустя десятилетия, если не хватает воздуха в широкой груди, без скорости и дали. Тогда нужно быть смелыми до конца, иначе и себя потеряешь, и не за грош жизнь погубишь. Но смелыми до конца - это не только шаг в пропасть, это не только на гребне волны, это до последней корочки хлеба и морщинки.

"Я помню, давно, учили меня отец мой и мать:
Лечить - так лечить! Любить - так любить!
Гулять - так гулять! Стрелять - так стрелять!"

Рони Странница   05.02.2019 15:57     Заявить о нарушении
вы большоая умница,Рони...

Эллен Бали   05.02.2019 15:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.