И горько и радостно - воспоминания о Друзьях

   Вероятно, читатель, которому доводилось побывать в Екатеринбурге, знает о бывшей водонапорной Башне на Плотинке. "Старинная водонапорная башня у плотины городского пруда построена в 1880-х годах для обслуживания екатеринбургских железнодорожных мастерских, располагавшихся в корпусах бывшей механической фабрики и монетного двора." Казалось бы, история этого сооружения ни содержит ничего примечательного. Однако уже в наши дни Башня обладала необыкновенно-притягательной силой, сводящей воедино людские судьбы.

   Ещё до перестройки известный Екатеринбургский художник-маринист Виктор Махотин совместно с друзьями начал собирать предметы старины. Это были вещи привезённые из глухих деревень, что потихоньку угасали в русской глубинке. Это были вещи, подаренные знакомыми, друзьями. Вещи, откопанные на огороде или в лесу. Чугунные утюги стародавней эпохи, часы, подковы, статуэтки... Словом, всё то, что можно встретить в любопытных антикварных лавках и на потёртом прилавке старьёвщика. Своеобразный музей находился у Вити дома, а часть вещей была в гараже и список новых приобретений постоянно пополнялся. Но это было не простое "собирательство". Это являлось предтечей чего-то большего, предпосылкой к созданию своеобразного культурно-исторического "магнита" Екатеринбурга.

   Я знал Витю много лет. Да, Витя, ведь именно так называли его друзья. Понятно и по-простому. Волею судьбы коллекция Вити обрела свой истинный дом - бывшую водонапорную Башню на Плотинке. Сейчас уже не помню как именно произошла эта трансформация, но часть вещей из коллекции стала музейными экспонатами. Башня имеет два этажа. На первом располагался музей, именуемый в те годы "Музей-кузница", а второй этаж представлял собою своеобразный резервный фонд. Там хранилось великое множество всевозможных интересных вещиц. При этом, если первый этаж башни был доступен всем желающим, то на второй этаж удавалось попасть лишь давним друзьям музея. Однажды такая возможность представилась и мне. Во времена работы водонапорной башни бак находился на втором уровне.  Снаружи башни, прикреплённая к каменным стенам музея, к нему вела черная винтовая лестница.  Она не раз подвергалась реконструкции, и  располагается там по сей день. С высоты второго этажа открывалась красивейшая панорама на Плотинку! И по-настоящему завораживающей она была в те часы, когда небо облачалось в ночную мантию. Город буквально вспыхивал многочисленными огнями! Ветер обдувал лицо и подобная атмосфера была воплощением подлинно-романтического настроения. Вход на второй этаж Башни представлял собой тяжёлую дубовую дверь, висящую на огромных кованных шарнирах. Там был длинный стальной засов и не менее внушительный навесной замок. Дверь открывалась с характерным стальным скрипом. Похожий скрип издавали и старые деревянные половицы, что закрывали собою само основание для некогда стоявшего водяного бака. При входе, равно как и на нижнем уровне, сразу же ощущалась неповторимая атмосфера. Было множество меленьких полочек где лежали предметы истории. Тут можно было встретить толстостенные стеклянные чернильницы, множество разнообразной посуды, многочисленные предметы быта. В центре горделиво красовался сундук, украшенный изящной чеканкой он также таил в себе не мало интересного. В уютной светлице было небольшое оконце завешанное полупрозрачным тюлем. И солнечный свет, рассекаемый на множество беспорядочных ломанных лучей, создавал ощущение тепла и по-настоящему домашнего уюта.

   В Башне не редко собирались вместе замечательные люди: художники, поэты, историки, ювелиры, да и все те, кого манило таинственное убранство музея, что просматривалось в жаркие летние дни сквозь проём открытой двери. Витя был хранителем музея. Он живо, с искрой в глазах, необыкновенно вдохновенно и увлекательно рассказывал про экспонаты. Сама атмосфера Башни была поистине завораживающей. Стоило войти и сознанию открывался поистине другой мир. Всюду была история. Казалось сама Башня пропитана духом времени. Многоразличные предметы XVIII, XIX и XХ веков были повсюду. Они весели на стенах, стояли на полках, аккуратно и гармонично располагались на полу вдоль каменных стен. Здесь было всё. Ярко помню старинную люстру для восковых свечей, что весела под потолком удерживаемая ажурными цепочками. Вспоминаю коллекцию угольных утюгов, что от самого маленького до весьма увесистого, элегантно расположились на подоконнике. В Башню можно было приходить просто так, отвлечься от суеты дымящего города и познакомиться с интересными людьми, узнать некоторые новости культурной жизни уральской столицы. Также в Башне висело несколько картин принадлежащих кисти хранителя музея. Атмосфера, которую передавали эти произведения потрясающе дополнялась самой атмосферой мира вещей. Там был свой дух, своя неповторимая энергия, какую едва ли можно прочувствовать в каком другом из музеев города. К большому сожалению Витя жил весьма скромно в одном из стареньких домов Екатеринбурга. Несмотря на тяготы жизни, он был творцом! Живым, тонко чувствующим и глубокомыслящим человеком!

   Но друзья уходят… И Витя так же уже не вернётся из своего последнего путешествия... Когда Вити не стало, некоторое время Башня не принимала своих гостей, однако музей истории Екатеринбурга позаботился о назначении нового хранителя Метальной лавки, а именно так стал именоваться музей. Это был Ваня. Да, пожилой человек, которого друзья звали так же просто - Ваня! Приехав в наш город из глубинки, он посвятил себя изучению истории Екатеринбурга, его быта и изучению людских душ.  Ваня был человек поистине необыкновенный! Энциклопедические знания истории города сочетались с невероятной внутренней энергией этого человека! Ваня был сердцем музея!!! Всё так же за чашкой чая собирались художники, поэты, архитекторы. Было множество друзей музея! Друзьями музея, и мне посчастливилось быть в их числе, были все те, кто неравнодушен к духу истории, к культуре и живому, настоящему человеческому общению!!! Ваня с поразительной живостью и так вдохновенно мог повествовать о коллекции поддужных колокольчиков, что зайдя минут на 10, можно было провести в Башне ни один час. Зимою, когда улицы окутывали снегопады, можно было прийти постучать и тебе откроет человек, который рад тебя видеть! Он обязательно спросит: "какого Вам чаю? с сахаром или без?" Ваня говорил, что историю народа нужно познавать через быт. Именно в Башне и происходило познание города и его настроений в различные времена. Нигде в Екатеринбурге нельзя было встретить такого собрания старины в одном месте. Шестигранная башня, именуемая в народе "Гайкой", концентрировала в себе само воплощение нашего города, с его многочисленными радостями и переживаниями!

   Невозможно было за один раз осмотреть всё богатство музея. Даже бывая там ни один год, можно было заметить доселе неприметную вещицу. Друзья музея приносили в дар новые экспонаты тем самым расширяя уже выставленную коллекцию. Вещи можно было брать в руки, рассматривать, задавать всевозможные вопросы. И так тема разговора переходила от самой вещи, к истории города, и уходила дальше к теме философии или самого смысла всего сущего...

   Это было поразительное время! Время открытий, время раздумий, и несомненно время поиска себя в этом безбрежном мире! Для меня - подростка, слова сказанные дома: "буду поздно - я поехал в Башню", были чем-то поистине значимым! Я приходил в иной мир. В мир, где меня понимают, где был человек, который год за годом формировал во мне отношение к этой жизни. Рассказывал и помогал почувствовать ту тонкую энергию, которая жила в музее. Да, именно жила! Ваня любил говорить: "старые вещи - аккумуляторы энергии". И я раз за разом научался её ощущать. Порою Ваня проводил в Башне ночь. Когда последний посетитель уходил с появлением первых звёзд, а возвращаться домой уже не так безопасно, тогда-то музей и мог стать настоящим домом. Ваня рассказывал, что поутру, когда только-только начинают свой ход первые трамваи - Башня словно оживает. Тонкий металлический стук слышен то тут, то там. Начинает дребезжать старинная люстра, весящая на ажурных цепочках, начинают позвякивать поддужные колокольчики. Башня словно говорит о пробуждении города. С этими тонким звоном сквозь небольшое оконце музей наполняется утренним светом и новый день вливается в эту волшебную атмосферу.

   У Башни было много друзей, и среди них Старик Букашкин - известный в городе уличный художник. Бородатый пожилой человек, с уставшими, но горящими глазами. Это удивительное сочетание жизненного опыта, усталости, но при этом внутренней творческой энергии, которая просто фонила во взгляде!!! Старик Букашкин, в миру Евгений Михайлович Малахин, был вдохновителем для творческой молодёжи. Он украшал занятными картинами стены нашего города. Был скоморохом, и носил забавное неофициальное звание "Народный дворник России". Так шутили над ним друзья, просто потому что, своим творчеством он делал дворы и улицы Екатеринбурга более живыми и настоящими, ведь его живопись впитывала теплоту его сердца!

   Увы, уходят все. Особенно горько, когда уходят самые дорогие и близкие. Одним из таких людей для меня и оказался Ваня. Много лет назад, подойдя к Башне, проведать старого друга, я увидел замёрзшие ноябрьские гвоздики... Огромный пласт юности, что был сформирован в стенах музея, остался в воспоминаниях. Бессмертие человека в памяти тех, кто его знал. И скорее это и есть то подлинное бессмертие, к которому нужно стремиться. После Вани у музея появился новый хранитель, но я побывал там лишь раз. С уходом Друга, я решил оставить Башню лишь в своей памяти.

   Ныне там музейно-информационный центр, а все экспонаты, вероятно, переданы музею истории города. Первый этаж башни занимает уютная кофейня, а на втором расположился небольшой музей, кардинально отличный от того, что до сих пор живёт в моей памяти. Дух Башни уже иной, но в моих воспоминаниях, и несомненно в воспоминаниях всех тех, кому хоть раз довелось туда заглянуть, дух Башни и её хранителей будет жить, а значит это и есть подлинное бессмертие!


20 ноября 2018 года.


(изображение из интернета)
 


Рецензии