Триада в Конфуцианстве

   (Свободный Пересказ одной книги о Конфуцианстве, которую я редактировал в Издательстве.)
  Конфуцианская личность  вписана в семью и в государство, подчинена законам Неба и Природы, она обязана идти по «срединному пути» (то есть сочетать в себе природное, "естественное" и приобретенное в процессе учебы и самообразования и самовоспитания).  Этими связями она опутана, как паутиной.
   И чем больше она связана, тем она считается благородней, ибо  у «Благородного мужа» - сплошные обязанности; исполнение долга для него – высший закон…
   Но тут же в этом учении мы натыкаемся на слова «свобода»,  «свобода воли», «свобода выбора», «свободное следование по пути долга» и т.п.
     Первое, что приходит при этом на ум, - аналогия с христианством: всё от Бога (Неба в конфуцианстве), но ты свободен, ты волен поступать, как хочешь.  Для «низкого человека»  это звучит как издевательство, но для «благородного мужа» в конфуцианстве - как проявление гармонии бытия. Для такого «мужа» (как и для Канта, например) исполнение долга и есть сама свобода существования, ибо Императив Неба, голос Неба звучит не просто в Небе, а в его собственном сердце, а значит личное и небесное нерасторжимы и неразличимы".
    Небо олицетворяет собою порядок вообще… Правитель мыслит как «благородный муж», то есть Личность. Он должен обладать двумя добродетелями –  гуманностью и чувством долга. … Гуманность же в этом учении есть прежде всего умение ценить людей и разбираться в них.
       Принцип организации общества в конфуцианстве - это «Взаимность», что значит:  «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Более конкретно это звучит так: «Если в человеке естественность (природный человек, Первая часть Триады) превосходит воспитанность, он подобен деревенщине. Если же воспитанность превосходит естественность, он подобен ученому книжнику (Вторая ветвь Триады. Таков был и Фауст Гете, еще не личность, ибо люди для него не были тем, что бы воодушевляло его...) После того, как воспитанность и естественность в человеке уравновесят друг друга, он становится «благородным мужем».
     И  говорить об «индивидуальностях»  применительно к конфуцианству никак нельзя. "Индивидуальность" всегда выше морали и не хочет слушать «голос Неба», а такое  поведение для «благородного  мужа» немыслимо. Он – Личность, и только Личность».
       «Кун–цзы, или Конфуций (VI – V вв.до н.э.), рассматривал человека в системе «Семья – Государство – Мир» (тоже явная Триада)... Всё учение Конфуция адресовано земной «совершенной личности», способной сохранять целостность общества….
      Обычно наше «я» находится в состоянии, когда страсти, такие как гнев или печаль, не осознаны.  Когда же они осознаны и каждая достигает должной степени и меры, наше «я» входит в состояние гармонии, или нравственного порядка. Таким образом «я»  становится по сути «не-я», так как он "принимает в себя" других людей, относится к ним как к близким и дорогим ему, а это «нравственное бытие», великая  основа существования, и такая  гармония есть всеобщий закон в мире.
  … Иными словами,  «западный человек отворачивается  от другого человека, дабы "взаимодействовать с самим собой"... восточный человек стремиться видеть не себя, а Другого, искать Другого в себе, а не себя в Другом».
   Главные ценности конфуцианства: "Небо, как символ высшего порядка; Земное общество, основанное на добродетели; осененный небесной благодатью правитель».(Вновь перед нами Триада!)
   Главное в человеке для восточных философий – Личность, то есть его «не-я», когда он вырывается из тенет «естественности»,  перестает быть просто «я», или тем, что в западной философии называется Индивидуальностью. Таким образом мы выходим на Марксову формулу: "Человек (как "личность")есть совокупность всех общественных отношений", ибо он вписан в них, они его принимают с колыбели и ведут его до естественного конца, а этот финал всегда обусловлен обществом, в котором и существовала данная Личность.
    Индивидуальность -  свободный человек, Самость и Самостийность. Он полагает, что общество ему обязано во всем...  «Нравственная Личность» живет для общества и в этом находит высший смысл своего существования в согласии с законом Неба или тем ,что Кант называл «категорическим императивом» - по сути тем же Голосом Неба в конфуцианстве.
 А что же мы находим в нашем Православии? Да то же по сути. Небо - Космос, как творение Бога.  Божьи Заповеди суть Закон Бытия в Космосе, один для всех Разумных существ высшего порядка, если они взошли на третью ступень Триады. И истинный христианин тоже неразрывно связан с обществом: он принял в себя великий, космический закон - "Возлюби Ближнего, как самого себя!", то есть потесни в себе своё Я и дай место для  Многих Я Ближних Твоих...
   Можно ли жить по этим Предписаниям или это просто церковный гнёт над Индивидуальностью моей... Можно, но ахри-трудно,ибо долгое  время приходится обуздывать свои страсти, иже от Лукавого, т.е. от Природной животности... Но на то и дана довольно долгая жизнь, чтобы перебороть себя и стать Личностью, готовой смело взглянуть в Очи Господа...
  Смиренное существо, которое всю жизнь обуздывало себя, но не уверено, что  достигла идеала...  - Ваш Игорь Карин,находящийся в переходном возрасте... Откуда и куда, ему неведомо...


Рецензии
Игорь Ваныч! Спасибо! Спасибо! Большой привет от всех твоих САНЬКА ЧИТАЕТ ТЕБЯ С вООДУШЕВЛЕНИЕМ ЧИТАТЕЛЕЙ УЖЕ 171 ТЫС. В.Г.

Игорь Карин   25.12.2022 13:22     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.