Курочкин цыпленок терапевтическая сказка-игра
Жили были в одном деревенском домике петушок и курочка. Жили – не тужили и горя не знали. Курочка петушка любит, петушок на курочку не нарадуется. И все у них в семье хорошо да ладно. Вот только не было у них деток, и из за этого часто они вечерами грустили, а курочка иногда даже плакала – так им хотелось иметь дочку или сыночка. Хотел петушок стать папой, а курочка мамой.
И вот однажды пошла курочка на деревенский пруд – свое платье и петушкову рубашку постирать. Смотрит, а недалеко от берега, под кустиком яичко лежит. Удивилась курочка – кто же это яичко оставил, кто забыл? Огляделась курочка по сторонам – нет никого. Стала звать да кричать во все стороны: «Ко-ко-ко!!! Кто-кто яичко забыл?! Ко-ко-ко!!! Кто-кто яичко оставил?!» Три раза так прокричала – никто не отозвался.
Нельзя так яичко оставлять – пропадет птенчик, подумала курочка, и решила отнести его домой. Дома рассказала все петушку и стали они думать, что дальше делать. И решили они оставить яичко себе, чтобы родился у них цыпленок и стал их сыном или дочкой, а они будут его папой и мамой
Стали петушок с курочкой гнездо вить, чтобы яичко высиживать. Петушок весь двор обошел, все веточки собрал для гнездышка, но мало оказалось веточек. Тогда вышел петушок со двора и весь свой дом обошел вдоль забора, но и тогда мало было веточек. И тогда пошел петушок в лес за веточками. Три раза сходил, пока не наносил столько веточек, сколько нужно. И построил из них петушок гнездышко, чтобы яичко высиживать.
Но твердым получилось гнездышко, неуютным – палочки и веточки торчат, колются. Тогда пошла курочка пух-перо собирать, чтобы для гнездышка перинку сделать. Весь двор обошла, но мало оказалось пуха и перышек. Тогда вышла курочка со двора и весь свой дом обошла вдоль забора, но и тогда мало было пуха и перышек. И тогда стала курочка пух и перышки со своего животика и с боков выщипывать, чтобы на перинку набрать. Больно было курочке, но знала она, что заботится о своем цыпленочке, который из яичка вылупится, и терпела. Долго выщипывала, пока наконец не стало гнездышко мягким, да теплым, да уютным.
Положила тогда курочка в гнездышко яичко, накрыла его сверху животиком, обняла крылышками и стала высиживать.
А в яичке внутри цыпленочек растет. И чувствует цыпленочек в яичке свою маму! Чувствует прямо сквозь скорлупку яичную. Чувствует тепло мамы-курочки, чувствует заботу мамы-курочки, чувствует любовь мамы-курочки!...
Так и высиживает мама-курочка яичко – животиком греет, крылышками обнимает, перышками гладит… А папа-петушок маме-курочке зернышек ячменных поклевать приносит, да водички ключевой попить.
Долго высиживала мама-курочка яичко – все никак цыпленок не вылупится, даже беспокоиться стала – все ли хорошо там у ее сыночка или дочки. А цыпленку в яичке хорошо-хорошо, спокойно-спокойно, уютно-уютно – чувствует он тепло мамы-курочки, чувствует заботу мамы-курочки, чувствует любовь мамы-курочки!... Сидит он внутри яичка и растет. Растет добрым-добрым, послушным-послушным, здоровым-здоровым. И уже внутри яичка свою маму-курочку и папу-петушка любит.
Наконец так вырос цыпленок, что тесно ему стало в яичке. Стал он шевелиться, поворачиваться, чтобы лечь поудобнее, а скорлупка у яичка и треснула, и появилась снаружи голова цыпленка. Увидела это мама-курочка – обрадовалась, крылышком по головке его погладила, в щечку поцеловала, и стала помогать совсем из яичка выбраться. Наконец вылупился цыпленок из яичка полностью. Мама-курочка тут же его на ручки-крылышки взяла, и обняла своего ребеночка-цыпленочка любо-любо-любо, нежно-нежно-нежно, ласково-ласково-ласково!... И поцеловала его сначала в одну щечку, а потом в другую. А цыпленок маму-курочку поцеловал. А тут и папа-петушок пришел – тоже очень-очень обрадовался, обнял и поцеловал своего маленького ребеночка-цыпленочка и маму-курочку.
Покормили они своего цыпленочка зернышками, попоили водицей ключевой. Смотрит цыпленочек на своих маму-курочку и папу-петушка, и радуется – какие у него родители хорошие, какие они добрые, какие заботливые, как они своего цыпленочка любят.
Пришло время спать маленькому цыпленочку. Лег он рядом с мамой-курочкой, а она его сверху крылышком как одеялком укрыла. Ребеночку-цыпленочку хорошо-хорошо под крылышком у мамы-курочки, спокойно-спокойно, уютно-уютно – чувствует он тепло мамы-курочки, чувствует заботу мамы-курочки, чувствует любовь мамы-курочки!...
Так и стали они жить поживать, да в любви пребывать!
Пояснения и рекомендации
по использованию терапевтической сказки.
Сказка адресована в первую очередь приемным детям. Помогает благотворно пережить перинатальную травму нежеланного ребенка, а также родовую травму отвергнутого ребенка. Способствует созданию и укреплению глубокой и прочной внутренней связи между приемными родителями (особенно мамой) и приемным ребенком.
Сказка рассказывается самыми близкими взрослыми – приемной мамой (предпочтительней) или приемным папой, в исключительных случаях другими родственниками (например, бабушкой). Возможен рассказ сказки обоими приемными родителями одновременно. В этом случае текст сказки может быть разделен между обоими родителями, а может проговариваться только одним из них. Но при этом тактильно каждый из родителей проигрывает именно свою роль - мама роль мамы-курочки (основная тактильная роль), папа – роль папы-петушка. То есть даже если всю сказку рассказывает папа, но при этом присутствует и мама, то именно мама обнимает ребенка и высиживает «яичко».
В идеале сказка заучивается взрослым и рассказывается им по памяти. По возможности (особенно при первых рассказах сказки), максимально близко к тексту. С обязательным использованием уменьшительно-ласкательных форм и двух-трех кратных повторений эмоционально окрашенных эпитетов, а также встречающихся повторов в построении фраз. При возникновении у ребенка во время повествования вопросов по теме сказки, на них следует по возможности отвечать – примерно тем же повествовательным тоном, без лишней спешки, но и не углубляясь в подробности, чтобы не терялась нить повествования.
Сказка рассказывается на ночь и проигрывается как игра, где ребенок играет роль цыпленка в яичке, а взрослый – роль мамы-курочки. Для сказки-игры требуется кровать с обязательным низким бортиком, чтобы мама могла легко обнять лежащего на кровати ребенка. Если у ребенка классическая детская кроватка с высокими боковыми стенками, то боковую стенку перед сказкой нужно временно снять. Если это невозможно, то сказку следует рассказывать, используя другое спальное место – обычную взрослую кровать или диван. При рассказе сказки ребенку, отгороженному от взрослого решеткой боковой стенки кроватки, будет невозможен существенный физический контакт с ребенком, что сведет на нет львиную долю терапевтического эффекта сказки.
В начале сказки ребенок удобно сворачивается на своей постельке калачиком, в позе эмбриона, одеяло накрывает его примерно до шеи. Взрослый располагается таким образом, чтобы была возможность полностью (максимально) обнять ребенка руками и накрыть сверху грудью. При этом взрослый может сидеть на кровати рядом с лежащим ребенком, но гораздо удобнее сесть перед кроватью ребенка на низкий стульчик или на корточки (если так будет удобнее – то даже на коленки), такое положение гораздо удобнее для максимально «охвата» малыша в объятиях, в которых он пребывает почти всю вторую половину сказки.
Первую часть сказки, до момента нахождения курочкой яйца, взрослый сидит перед ребенком и поддерживает легкий, удобный и комфортный для обоих, тактильный контакт с ребенком. Можно гладить ребенка по плечу или голове, или просто держать его руки в своих. Вариантов множество, но какой-то тактильный контакт обязательно должен быть.
Начиная с момента нахождения яйца, начинается роль ребенка. Он накрывается одеялом с головой и замирает относительно неподвижно – он яичко, которое нашла, а потом высидела мама-курочка. Ребенку дружелюбно, самым естественным образом (как само собой разумеющееся) предлагается эта роль, и он соглашается на нее. Важно отслеживать комфортное дыхание ребенка, можно специально оставить под одеялом небольшую щель для этой цели.
Когда курочка находит яйцо и ищет его хозяина, а также во время подготовки гнезда, руки взрослого просто слегка охватывают «яичко» с боков, возможно незначительное поглаживание ребенка. Во время переноса яйца от пруда в дом, а также в момент перекладывания яйца в гнездо взрослый слегка покачивает «яичко» руками, создавая эффект его переноса.
С началом высиживания цыпленка, взрослый осторожно накрывает ребенка всей грудью, прижимается к нему щекой и максимально обнимает его с боков руками – это животик и крылышки мамы-курочки. Объятия должны быть умеренно крепкими, чтобы ребенок чувствовал их силу, но не испытывал при этом никакого дискомфорта. Во время проговаривания ласковых эпитетов и других особенно нежных мест сказки, руки взрослого слегка поглаживают тело ребенка – как удобнее взрослому и приятнее ребенку, например, можно гладить голову, руки или спину. При этом на протяжении всего высиживания взрослый покрывает «яичко» всей своей грудью и прижимается к нему щекой.
При вылуплении цыпленка ребенок высовывает голову из-под одеяла (если не высовывает сам, то взрослый ему подсказывает). Взрослый поднимает грудь от кровати, радуется, гладит ребенка по голове и целует его в обе щеки. Когда приходит папа-петушок, взрослый вновь целует ребенка в обе щеки (если сказка рассказывается вдвоем, то это делает папа). Оба раза ребенок целует взрослого в ответ. Причем в первый раз, после поцелуя мамы-курочки, это проговаривается. А второй раз, после поцелуя папы-петушка, ребенку делается намек – он сам должен догадаться, что нужно сделать.
При кормлении цыпленка взрослый протягивает перед лицом ребенка сложенные лодочкой ладони с воображаемыми «зернышками» и, затем, «водой». Ребенок «клюет» зерна и «пьет» воду.
Момент, когда цыпленок после «обеда» смотрит на своих родителей – это время для импровизации. Здесь могут быть новые поцелуи, объятия, просто нежные взгляды или все вместе.
Когда цыпленок засыпает, то взрослый тактильно вновь повторяет тоже положение, что и при высиживании - обнимает ребенка руками, накрывает его грудью и прижимается к нему щекой. Только ребенок уже не накрыт с головой одеялом.
Финальная фраза сказки произносится либо в том же положении (цыпленок спит, курочка его укрывает), либо взрослый поднимает грудь от кровати и ослабляет объятия, но обязательно сохраняя физический контакт с ребенком.
* * *
Некоторые дополнительные примечания
~ Если сказка ребенку понравилась, рекомендуется повторять ее на ночь столько раз, сколько ее будет просить ребенок (но, конечно, не более одного раза за вечер). Ребенок сам почувствует, сколько раз ему нужно прожить эту историю, чтобы его травма полностью излечилась.
~ Если в семье есть другие дети (кровные или приемные), то для них можно ввести дополнительных персонажей. Например, у курочки и петушка уже были цыплята, но они не могли оставить найденное яйцо на произвол судьбы – курочка высидела его, и они приняли родившегося цыпленка в свою семью.
~ Если усыновлено двое и более детей, можно рассказывать сказку сразу всем, увеличив количество найденных яиц (они могут быть найдены курочкой одновременно или по раздельности) – лишь бы у взрослого хватило объятий на всех детишек. :0)
~ Если ребенок усыновлен неполной семьей (одна мама, без папы), из сказки может быть удален образ папы-петушка. Однако если семья полная, делать этого ни в коем случае не следует.
~ При необходимости после нескольких закрепляющих повторов сюжет сказки можно слегка видоизменять. Например, дополняя его новыми эпизодами. В этом может принимать участие и сам ребенок.
PS Раздел не соответствует - знаю. Но будем считать, что я при написании этой сказки и сам снова ненадолго стал ребенком :0)
Свидетельство о публикации №118111800311