Иегуда Амихай. Танах, Танах.. стих 24

ТАНАХ, ТАНАХ, с тобой, с тобой и другие толкования. Иегуда Амихай

Стих 25

История любви Иакова, страдающего любовью:
Семь и ещё семь горбатиться с болью и болью.

Труд тяжелый и монотонный
Чтобы в конце получить Рахель в жёны.

Не спящая принцесса, не очарованный принц,
Не красавица и чудовище, не горбун меднолиц.

Когда за Рахель убил на бездорожье,
Это только работа без помощи божьей.

Не великан, не чудовище, не чародей -
Лишь стада и стада вдоль пыльных степей.

Не в поте лица только в шабат.
Такая любовь глубока словно Ад.


с иврита

из книги "Открыт, закрыт, открыт " (1998г.)


Рецензии
Ну, в Шабат Яаков вряд ли работал - в Торе Яаков говорил: אצל לבן גרתי
А комментаторы (РаШ"И, в частности) трактуют גרתי как תריג - буквенное обозначение числа 613 - т.е. "даже живя у Лавана, я соблюдал все 613 Заповедей". А Шабат - чуть ли не самая главная из них...
Тут я соглашусь с Леонидом - Амихай, конечно, выдающийся поэт, но ТаНа"Х - вернее, комментарии к нему, похоже, знал довольно поверхностно...
С уважением,
М.

Михаил Моставлянский   17.11.2018 23:10     Заявить о нарушении
Спасибо Михаил за замечание. Фадиха толмача. Разумеется Амихай написал "не в шабат"
בזעת אפים.לא שבת רק חול
אהבה כזאת עמוקה כשאול.
Исправил на

Пот каждый день на лице и боках
Такая любовь словно Ад глубока

Еще раз спасибо. Всего наилучшего.

Анатолий Фриденталь   17.11.2018 23:45   Заявить о нарушении
Мои извинения Амихаю ((

Михаил Моставлянский   18.11.2018 00:01   Заявить о нарушении
Не могу оценивать уровень понимания Амихаем ТАНАХа, но когда поэт посвящает целую книгу своим взаимоотношениям с ним, значит в его жизни это чего-то стоит. В отличии от нас, ТАНАХ в жизни Амихая присутствовал с раннего детства. И оставил глубочайший след. В конечном итоге, не без влияния социалистических идей, он от религии отошел. Вопрос для него, как я понимаю, заключался в том, что после Холокоста не оставалось надежды на существование Творца. Его отец, имевший огромное влияние на сына, умер в начале 50-х, и так и не смог доказать Иегуде необходимость хазара ле Тшува. В том цикле Амихай выражает свое личное отношение .Не более .

Анатолий Фриденталь   18.11.2018 00:05   Заявить о нарушении
Кстати, "בזעת אפים" это тоже фраза из Торы: "בזעת אפים תאכל לחם" ("В поте лица будешь есть хлеб" (Берешит).
Я понимаю, Анатолий, что всё не так просто - и уж тем более не мне "судить", и тем более оценивать уровеь знания ТАНАХА Амихая (который, безусловно, был блестящим). Что же касается Холокоста, то мой рав сказал мне: собственно, главная цель Гитлера и заключалась в том, чтобы иудаизм прекратил своё существование. И тот, кто "хозер бе-шеэла" доставляет ему радость на том свете ))

Михаил Моставлянский   18.11.2018 00:20   Заявить о нарушении
Надеюсь, что не обидитесь за крамолу. Но сдается мне, что ваш рав очень сильно заблуждается по поводу главной цели Гитлера.

Анатолий Фриденталь   18.11.2018 00:27   Заявить о нарушении
Конечно, не обижусь )) Но я целиком и полностью разделяю мнение своего рава. И поэтому - несмотря на все свои сомнения,- я никогда не оставлю יהדות

Михаил Моставлянский   18.11.2018 00:35   Заявить о нарушении
И поскольку последнее двустишье содержит цитату из Торы, мне пришёл в голову такой вариант:

В поте лица... Только будни. Без неги субботней.
Такая любовь много глубже любой преисподней.

Михаил Моставлянский   18.11.2018 16:14   Заявить о нарушении
А если так :

Лишь по субботам не в поте лица
Любовь глубока словно ад без конца (?)

Анатолий Фриденталь   18.11.2018 23:50   Заявить о нарушении
Да, по размеру ближе к Амихаю, но по смыслу, мне кажется, ближе мой вариант. Впрочем, я субъективен ))

Михаил Моставлянский   19.11.2018 00:11   Заявить о нарушении