Митанни
Царство Митанни во II тыс. до н. э. возле Евфрата образовалось:
В долине рек Балиха и Хабура, выгодное положение занимает.
Государство бескрайними просторами определялось:
Объединение земель большую трудность представляет.
Первые сведения о Митанни с походом хеттского царя совмещают:
Его военная добыча из Вавилона митаннийцами отобрана была.
С возникновением Митанни торговые пути перемещают.
Возможно Митанни в упадок ассирийскую торговлю привела.
В верховьях реки Хабура столицу – Вашшуккани – образовали.
Митанни в 1500 г. до н. э. всю Верхнюю Месопотамию охватила.
Горы Тур- Абдин метаннийцы в свои земли включали.
Средний Евфрат, области по Среднему Тигру страна присоединила.
***
Территория царства в центре развитых стран находится.
Население разнообразность и калейдоскоп представляет.
Из-за рельефа местности, области из частей составлять приходится.
Это – объединение государства в единое целое затрудняет.
Различные племена в состав государства Митанни входили,
Которые в Верхней Месопотамии и в Северной Сирии проживали.
Предполагают – первоначальным населением субарейцы были,
Затем амореи и хурриты эту благодатную землю обосновали.
Освоение хурритами Ближнего Востока в IV тыс. до н. э. началось.
К началу II тыс. до н. э. они в Малой Азии … Сирии поселились.
Их культурой связывающее звено запада и востока создалось:
В хурритской культуре наследие Двуречья и Египта объединились.
В борьбе хурритов с местными племенами - силы их истощились.
Это множественные индоарийские племена ожидали,
Которые на южных окраинах Армянского нагорья ютились.
Они на этих землях власть захватили и государство образовали.
Царственные устои Митанни всего несколько сотен лет служили.
Господствующей верхушкой в государстве хурриты стали,
Которые племена амореев, арамеев, субарейцев подчинили.
Хуррийцы исключительно силой оружия власть в руках держали.
Военно –бюрократическая знать государство представляла,,
Которая обложенными податью общинами управление вела.
Община с царём частично власть и полномочия разделяла.
Правящая верхушка относительную изоляцию страны создала.
***
Все митаннийцы в стране на хуррийском языке общались,
Но слова индоарийского происхождения продолжали бытовать.
В именах правящих царей – Тушратта, Артатама – проявлялись,
В терминах, связанных с коневодством, их можно узнать.
Составлявшие дружину царя колесничие -«марйанне»- назывались.
В древних текстах индийскими богами – Митра, Варуна – являются.
Вероятно, эти боги богами царственной фамилии считались,
В клятвенной форме, но не на первом месте они употребляются.
В Сирии группа арамейских племен- ахламейцев – остановилась,
Они здесь кочевали, постепенно их клан к оседлости переходил.
Пестрота национальностей в Митанни ещё более преобразилась.
Язык распространение за пределами государства получил.
В Малой Азии, в царстве Урарту, в Закавказье его предпочитают.
Окрестности Тбилиси черты хуррийской культуры сохранили.
Следы этой культуры на территории Передней Азии наблюдают.
Хуррийского бога грозы и бури – хетты и урарты возносили.
Хуррийцы на некоторое время Сирию и Палестину подчиняют.
Есть мнение: хуррийцы к вторжению в Египет гиксосов натравили.
Митаннийские имена в Сирии и в Палестине встречают.
Хуррийскую богиню Солнца во многих странах боготворили.
***
Природа страны скотоводство и земледелие развивать позволяет.
Митанни коневодческой державой Передней Азии считается.
В горах, окружающих Митанни с севера, страна металл добывает.
Отсюда – митаннийское ремесленное производство развивается.
В стране крупные дворцовые и храмовые хозяйства существовали.
Слоя «царских людей» - илотов, крепостных - не наблюдалось.
«Дворцовые рабы и привлечённые к труду» - рабочих называли.
Общинная земля собственностью общины считалась.
Ростовщичество и долговая кабала к разложению общин привели.
Кредиторы в общины проникали, членов общины закабаляли.
Многих членов общин до самовольного порабощения довели.
Но рабы не были совсем бесправными: права у них не все отняли.
Детей рабов по - иному, чем детей свободных называли.
Среди дворцовых рабов фавориты царской семьи выделялись.
От высокородных покровителей они богатые подарки получали.
Рабы в любое время отдавались в наем, продавались и покупались.
Слабость Хуррийского государства и его хозяйства позволяла
Частной эксплуатации в пределах общинного сектора развиваться.
Власть царю и «второму после царя» - наследнику принадлежала.
Население обязали «областным начальникам» подчиняться.
***
Митанни большую часть Ассирийского царства захватили.
На западе – по Евфрату, на востоке – до Тигра расположились.
Территории городов Ниневии и Ашшур их владения охватили.
Племена лулубеев и гутеев беспрекословно их власти подчинились.
Основой могущества Митанни – колесничное войско - считается.
Воины на колесницах - главной силой в дружине являются.
В древней летописи ненависть народа к колесничим проявляется.
При борьбе с народом и врагом: непрочность и распад ожидаются.
Из столицы Вашшуккани метаннийцы войска на врагов направляли.
Организацию и технику боя по изображениям можно представить.
Воины пехоты своей многочисленностью неприятеля подавляли.
Дружину царя, колесничих, высшая знать лишь могла составить.
В XVI в. до н. э. фараон Тутмос I поход совершить сумел
До границ Митаннийского царства: до Евфрата войско довёл.
В государстве Митанни - Египет серьёзного противника узрел.
Царь Ассирии тоже к мысли – сбросить ярмо Митанни – пришёл.
Митаннийские войска поражение ассирийской столице нанесли,
Царь Шаушшатар его захватил и до последней нитки обобрал.
Митаннийские воины большую добычу к себе на родину увезли.
Области против Тигра Шаушшатар тоже под своё крыло забрал.
К этому периоду поход Тутмоса III в Палестину и Сирию относится.
Египетский фараон сопротивление Митанни желал покорить.
Тутмос III вихрем по Митаннийскому государству проносится.
Царь Митанни с дружиной вынужден был за Евфрат отступить.
Через два года Тутмос III снова на царство Митанни нападает.
Митанни огромные потери и поражение в сражении понесла.
За власть над сирийскими городами - Митанни войско направляет.
Вскоре Митанни у Египта Восточное Средиземноморье отобрала.
Борьбу с Митанни за территорию - Аменхотеп II возобновил.
Но после первых поражений – отброшен на юг оказался.
Невыгодный для Египта мир с митаннийским царём заключил.
К концу правления Аменхотеп II вновь покорить Митанни пытался.
Митанни с Египтом дружественные отношения заключает.
Египет предпочитал, чтобы его северные границы укреплялись.
Митанни же поддержку против Ассирии и хеттов обретает.
Митаннийские царевны в гаремах фараонов обосновались.
***
Легенда о красоте Нефертити тысячелетиями пересказывается.
Жена фараона Эхнатона – соправительницей его стала.
Много версий о происхождении Нефертити перемалывается,
Одна из них: Нефертити - уроженкой из Митанни предстала.
Прозвище «пришедшая красавица» о многом говорит:
Девочка родилась в Митанни, дочерью царя Ташрута является,
Попала в страну Египет в возрасте 12 лет – версия гласит.
Нефертити к фараону страны бога Ра, как подарок, отправляется.
Именно Нефертити религию одного бога – Атона – придумала,
В её правление с Эхнатоном - религиозную революцию произвела.
Единый бог Атон – восторжествовал. Сбылось, что она задумала.
Нефертити на пьедестал умной красавицы – царицы себя возвела.
***
Опираясь на Египет, митаннийский царь против хеттов выступает.
Время царствования Тушратты – расцветом Митанни предстаёт:
Ассирия -покорена, Вавилон – от политики отходит, не мешает.
Дружба с Египтом нанести удар по хеттам возможность даёт.
Усиление Митанни на северной границе Египту угрозой светит.
Египет, в знак дружбы, Ассирии 20 талантов золота предлагает.
Рассорившись с Египтом, Тушратта поход на Египет метит,
Но оказывается в изоляции: сирийские владения навсегда теряет.
Потеря дружбы с Египтом, война с хеттами к упадку приводит,
Знать, чувствуя ослабление власти Тушратты, переворот совершает.
Во время переворота, от руки сына- убийцы, царь смерть находит.
Внутренний раздор –падение государства Митанни усугубляет.
От предсмертных конвульсий хеттский царь Митанни оградил,
Воспользовавшись мышиной вознёй, в которой знать копошилась,
Хеттский царь сына Тушратты на митаннийский трон посадил,
Дал ему в жёны свою дочь, чтобы великая страна возродилась.
Территория Митанни в полную зависимость от хеттов попала.
Освободившись от зависимости, царь Ассирии земли расширял.
Хеттская сторона давление на города Сирии осуществляла.
Переживая реформы Эхнатона, Египет свои интересы не защищал.
Находясь в зависимости от хеттов, Митанни к упадку клонится.
В XIV в. до н. э. царь Шаттуара напасть на Ассирию пытается.
Но при поражении и взятии в плен, ему никчемная роль отводится.
Попытка сына его - захватить Ассирию -успехом не венчается.
Хетты не помогли. Ассирийцы ряд городов и столицу захватили.
Ассирия выполнять строительные работы население заставила.
Шаттуара, закованного в цепи, с семьёй -в Ашшуре поместили.
Возможность сбросить ассирийское иго – судьба не представила.
Под натиском ассирийцев, митаннийцы в глубь степей отступали.
Горные перевалы и колодцы на караванных путях захватывали.
Продвижение ассирийцев в плодородные области преграждали,
Но ассирийские воины настойчиво путь вперёд прокладывали.
Ассирийский царь Салманасар I митаннийцев в бегство обратил:
Около 15 тысяч хеттов, арамеев, митаннийцев в плен взяли.
После такого удара - возродиться у Митанни не хватило сил:
Ряд мелких, слабых государств под властью Ассирии предстали.
Все слаженные торговые отношения Митанни - Ассирии достались.
Переселения на восток и север - ареал хурритов сократили.
Но хурриты крупнейшим этносов Армянского нагорья остались:
В I тыс. до н. э. своим соседям себя «митаннийцами» объявили.
***
Свидетельство о публикации №118111701069