Митанни



Царство Митанни во II тыс. до н. э. возле Евфрата образовалось:
В долине рек Балиха и Хабура, выгодное положение занимает.
Государство  бескрайними просторами определялось:
Объединение  земель  большую трудность представляет.

Первые сведения о Митанни с походом хеттского царя совмещают:
Его военная добыча из Вавилона митаннийцами отобрана была.
С возникновением Митанни торговые пути перемещают.
Возможно Митанни в упадок ассирийскую торговлю привела.

В верховьях реки  Хабура столицу – Вашшуккани – образовали.
Митанни в 1500 г. до н. э. всю Верхнюю Месопотамию охватила.
Горы Тур- Абдин  метаннийцы в свои  земли включали.
Средний Евфрат, области по Среднему Тигру страна присоединила.
***

Территория царства в центре развитых стран находится.
Население разнообразность и калейдоскоп представляет.
Из-за рельефа местности, области из частей составлять приходится.
Это – объединение государства в единое целое  затрудняет.

Различные племена в состав государства Митанни входили,
Которые в Верхней Месопотамии и в Северной Сирии проживали.
Предполагают – первоначальным населением субарейцы  были,
Затем амореи и хурриты эту благодатную землю обосновали.

Освоение хурритами  Ближнего Востока в IV тыс. до н. э. началось.
К началу II тыс. до н. э. они в Малой Азии … Сирии  поселились.
Их культурой  связывающее звено запада и востока создалось:
В хурритской культуре наследие Двуречья и Египта объединились.

В борьбе хурритов с местными племенами - силы их истощились.
Это множественные индоарийские племена ожидали,
Которые  на южных окраинах Армянского нагорья  ютились.
Они на этих землях власть захватили и государство образовали.

Царственные устои Митанни всего несколько сотен лет служили.
Господствующей верхушкой в  государстве   хурриты  стали,
Которые племена амореев, арамеев, субарейцев  подчинили.
Хуррийцы исключительно силой оружия власть в руках держали.

Военно –бюрократическая знать  государство  представляла,,
Которая обложенными податью общинами управление вела.
Община  с царём частично власть и полномочия разделяла.
Правящая верхушка относительную изоляцию страны создала.


***

Все митаннийцы  в стране на хуррийском языке общались,
Но слова индоарийского происхождения продолжали бытовать.
В именах  правящих царей – Тушратта, Артатама – проявлялись,
В терминах, связанных с коневодством, их можно узнать.

Составлявшие дружину царя колесничие -«марйанне»- назывались.
В древних текстах индийскими богами – Митра, Варуна – являются.
Вероятно, эти боги богами царственной фамилии считались,
В  клятвенной форме, но не на первом месте они употребляются.

В Сирии  группа арамейских племен- ахламейцев – остановилась,
Они здесь кочевали, постепенно  их клан к оседлости переходил.
Пестрота национальностей в Митанни ещё более преобразилась.
Язык распространение за пределами государства получил.

В Малой Азии, в  царстве Урарту, в Закавказье его предпочитают.
Окрестности Тбилиси черты хуррийской культуры сохранили.
Следы  этой  культуры на территории Передней Азии наблюдают.
Хуррийского бога грозы и бури  – хетты и урарты возносили.

Хуррийцы на некоторое время Сирию и Палестину подчиняют.
Есть мнение: хуррийцы к вторжению в Египет гиксосов  натравили.
Митаннийские имена  в Сирии и в Палестине встречают.
Хуррийскую богиню  Солнца во многих странах боготворили.

***

Природа страны скотоводство и земледелие развивать позволяет.
Митанни  коневодческой державой Передней Азии считается.
В горах, окружающих Митанни с севера, страна металл добывает.
Отсюда – митаннийское ремесленное производство развивается.

В  стране крупные дворцовые и храмовые хозяйства существовали.
Слоя «царских людей» - илотов, крепостных  - не наблюдалось.
 «Дворцовые рабы и привлечённые к труду» - рабочих называли.
Общинная земля   собственностью  общины  считалась.

Ростовщичество и долговая кабала к разложению общин привели.
Кредиторы в общины проникали, членов общины закабаляли.
Многих членов общин до самовольного порабощения довели.
Но рабы не были  совсем бесправными: права у них не все отняли.

Детей рабов  по - иному, чем детей свободных называли.
Среди дворцовых рабов фавориты  царской семьи выделялись.
От высокородных  покровителей они богатые подарки получали.
Рабы в любое время отдавались в наем, продавались и покупались.

Слабость  Хуррийского государства и его хозяйства позволяла
Частной эксплуатации в пределах общинного сектора развиваться.
Власть царю и «второму после царя» - наследнику принадлежала.
Население обязали   «областным начальникам» подчиняться.

***

Митанни большую часть Ассирийского царства захватили.
На западе – по Евфрату, на востоке – до Тигра расположились.
Территории  городов Ниневии и Ашшур их владения охватили.
Племена лулубеев и гутеев беспрекословно их власти подчинились.

Основой   могущества Митанни – колесничное  войско - считается.
Воины на колесницах - главной силой в дружине являются.
В древней летописи ненависть народа к колесничим проявляется.
При борьбе с народом и врагом: непрочность и распад ожидаются.

Из столицы Вашшуккани метаннийцы войска на врагов направляли.
Организацию и технику боя по изображениям можно представить.
Воины пехоты  своей многочисленностью неприятеля подавляли.
Дружину царя, колесничих, высшая  знать лишь могла составить.

В XVI в. до н. э.  фараон Тутмос I поход совершить сумел
До границ Митаннийского царства: до Евфрата  войско довёл.
В государстве Митанни  - Египет серьёзного противника узрел.
Царь Ассирии тоже к мысли – сбросить ярмо Митанни – пришёл.

Митаннийские войска поражение ассирийской столице нанесли,
Царь Шаушшатар  его захватил и до последней нитки обобрал.
Митаннийские воины большую добычу к себе на родину увезли.
Области против Тигра   Шаушшатар тоже под своё крыло забрал.

К этому периоду поход Тутмоса III в Палестину и Сирию относится.
Египетский фараон  сопротивление Митанни желал покорить.
Тутмос III вихрем по Митаннийскому государству проносится.
Царь Митанни  с дружиной вынужден был за Евфрат отступить.

Через два года Тутмос III снова на царство Митанни  нападает.
Митанни  огромные потери и поражение в сражении  понесла.
За власть над сирийскими городами - Митанни  войско направляет.
Вскоре Митанни у Египта Восточное Средиземноморье отобрала.

Борьбу  с Митанни  за территорию - Аменхотеп II возобновил.
Но после первых поражений – отброшен  на юг оказался.
Невыгодный для Египта мир  с митаннийским царём заключил.
К концу правления Аменхотеп II вновь покорить Митанни пытался.

Митанни с Египтом  дружественные  отношения  заключает.
Египет предпочитал, чтобы его северные границы укреплялись.
Митанни же поддержку против Ассирии и хеттов  обретает.
Митаннийские царевны в гаремах фараонов обосновались.
***

Легенда о красоте Нефертити тысячелетиями пересказывается.
Жена фараона Эхнатона – соправительницей его стала.
Много версий о  происхождении  Нефертити перемалывается,
Одна из них: Нефертити -  уроженкой из Митанни предстала.

Прозвище «пришедшая красавица» о многом говорит:
Девочка родилась в Митанни, дочерью царя Ташрута является,
Попала в страну Египет в возрасте 12 лет – версия гласит.
Нефертити к фараону страны бога Ра, как подарок, отправляется.

Именно Нефертити религию одного бога – Атона – придумала,
В её правление с Эхнатоном - религиозную революцию произвела.
Единый бог Атон – восторжествовал. Сбылось, что она задумала.
Нефертити на пьедестал  умной красавицы – царицы себя возвела.
***

Опираясь на Египет, митаннийский царь против хеттов выступает.
Время царствования Тушратты – расцветом Митанни предстаёт:
Ассирия -покорена, Вавилон –  от политики отходит, не мешает.
Дружба с Египтом нанести удар по хеттам возможность даёт.

Усиление Митанни на северной границе Египту угрозой светит.
Египет, в знак дружбы, Ассирии 20 талантов золота предлагает.
Рассорившись с Египтом, Тушратта поход на Египет  метит,
Но оказывается в изоляции: сирийские владения навсегда теряет.

Потеря дружбы с Египтом, война с хеттами к упадку  приводит,
Знать, чувствуя ослабление власти Тушратты, переворот совершает.
Во время переворота, от руки  сына- убийцы, царь смерть находит.
Внутренний раздор –падение государства Митанни усугубляет.

От предсмертных конвульсий хеттский царь  Митанни оградил,
Воспользовавшись  мышиной вознёй,  в которой знать копошилась,
Хеттский царь сына Тушратты на митаннийский трон посадил,
Дал ему в жёны свою дочь, чтобы великая страна  возродилась.

Территория Митанни в полную зависимость от хеттов попала.
Освободившись от зависимости, царь Ассирии земли расширял.
Хеттская сторона давление на  города Сирии  осуществляла.
Переживая реформы Эхнатона, Египет свои интересы не защищал.

Находясь в зависимости от хеттов, Митанни  к упадку клонится.
В XIV в. до н. э. царь Шаттуара напасть на Ассирию пытается.
Но при поражении и взятии в плен, ему никчемная роль отводится.
Попытка сына его  - захватить  Ассирию -успехом  не венчается.

Хетты не помогли. Ассирийцы ряд городов и столицу захватили.
Ассирия выполнять  строительные работы  население заставила.
Шаттуара, закованного в цепи, с семьёй -в Ашшуре  поместили.
Возможность сбросить ассирийское иго – судьба не представила.

Под натиском ассирийцев, митаннийцы в глубь степей отступали.
Горные перевалы и колодцы на караванных путях захватывали.
Продвижение ассирийцев в плодородные области преграждали,
Но ассирийские воины настойчиво путь вперёд прокладывали.

Ассирийский царь Салманасар I митаннийцев в бегство обратил:
Около 15 тысяч хеттов, арамеев, митаннийцев в плен  взяли.
После такого удара  -  возродиться у Митанни не хватило сил:
Ряд мелких, слабых  государств под властью Ассирии  предстали.

Все слаженные торговые отношения  Митанни - Ассирии достались.
Переселения на восток и север -  ареал хурритов сократили.
Но хурриты крупнейшим этносов Армянского нагорья остались:
В I тыс. до н. э. своим соседям себя «митаннийцами» объявили.
***











 


Рецензии