Альберт Кан и индустриализация СССР

            
Альберт Кан родился в Германии в 1869 году. Он был старшим сыном раввина в городе Раунене. Эмигрировал с родителями в США в 1880 году. Семья была большая, жили трудно. В 12 лет он бросает школу и  устраивается "мальчиком на побегушках" в архитектурную фирму Масона в Дейтройте. Благодаря проявленным способностям и исключительному трудолюбию, он, не имея никакого профессионального образования, постепенно становится главным чертёжником, затем ведущим архитектором-проектировщиком фирмы. Для совершенствования знаний руководство фирмы направляет талантливого двадцатидвухлетнего юношу в Европу. А, возвратившись в Детройт, он в 1902 году создает собственную проектно-архитектурную компанию "Albert Kahn Associates Incorporated" (АЛА), которая успешно просуществует более ста лет.
 
В мировой истории промышленного производства ХХ века имя Альберта Кана не просто широко известно.
Оно находится на недосягаемой для многих корифеев-архитекторов высоте, так как неразрывно связано с поистине эпохальным изобретением индустриальной эры – методикой скоростного поточно-конвейерного производства архитектурно-строительной проектной документации. Эта методика произвела подлинную революцию в архитектурной проектной деятельности, так как превратила проектирование из «художественного творчества» в «индустриальное производство».

Изобретенная и практически внедренная А. Каном в деятельности возглавляемой им фирмы, она, фактически, представляла собой особую технологию проектного дела, которая позволяла создавать комплекты чертежей крупных промышленных предприятий в немыслимо короткие сроки. И потом также стремительно реализовать их, так как проектные решения изначально увязывались с сортаментом конструкций и монтажно-техническими возможностями строительных подрядных фирм, производящих работы.

РАБОТА В СССР

В 1928 году был приглашён в СССР для участия в индустриализации. Приехал в Москву с 25-ю инженерами, и в течение двух лет подготовил более 4000 специалистов, между 1929 и 1932 годами спроектировал и организовал строительство 571 объекта. Это в первую очередь тракторные (то есть танковые) заводы в Сталинграде, Челябинске, Харькове; автомобильные заводы в Москве и Нижнем Новгороде; кузнечные цеха в Челябинске, Днепропетровске, Харькове, Коломне, Люберцах, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Сталинграде; станкостроительные заводы в Калуге, Новосибирске, Верхней Салде; прокатный стан в Москве; литейные заводы в Челябинске, Днепропетровске, Харькове, Коломне, Люберцах, Магнитогорске, Сормово, Сталинграде; механические цеха в Челябинске, Люберцах, Подольске, Сталинграде, Свердловске; сталелитейные цеха и прокатные станы в Каменском[8], Коломне, Кузнецке, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Верхнем Тагиле, Сормово; подшипниковый завод в Москве, Волховский алюминиевый завод; Уральскую асбестовую фабрику и многие другие. В США его фирма штатом в 400 человек готовила рабочие чертежи за неделю, а корпуса промышленных предприятий возводила за пять месяцев.

Сталинградский тракторный завод проектировали в США , там его построили  из материалов и оборудования США, потом разобрали, перевезли на 100 судах и за 6 месяцев собрали.

С 1930 по 1940 гг в СССР американскими фирмами было спроектировано и организовано строительство 1500 заводов и фабрик с жильём для рабочих.

Многие стройки в СССР стали «интернациональными». Так, объединение «Востокосталь» заключило договор с американской фирмой Arthur McKee на проектирование Магнитогорского металлургического комбината, а с германской компанией Demag – на проектирование его прокатного цеха, еще одна немецкая фирма обязалась осуществлять буровые работы для Магнитостроя. Объединение «Всехимпром» имело 20 договоров с компаниями США, Германии, Италии, Франции, Норвегии, Швеции, Швейцарии.

Всего же за предвоенные годы иностранными фирмами было построено около 9 тыс. только крупных объектов промышленности, что позволило СССР победить практически всю Европу в 1941-45 гг.


Рецензии
Хотел свое мнение выразить, а потом нашел в рецензиях у В.Гольдберга
то,что строили не страны, а отдельные личности,капиталисты,предприниматели.
Причем очень дорого строили.Поэтому у нас были и голод,и ГУЛАГ,и многое другое,
когда церковные и другие ценности пускали на индустриализацию.И в целом у нас
все равно не было и нет друзей,кроме армии и флота!И в первую очередь это была
заслуга большевиков,которых теперь втаптывают в грязь нынешние мошенники,жулики и воры,не сделавшие за 30 лет и сотой доли того,что большевики сделали за предвоенные 24 года!

Дарилович   24.10.2021 00:42     Заявить о нарушении
"Сталинградский тракторный завод проектировали в США , там его построили из материалов и оборудования США, потом разобрали, перевезли на 100 судах и за 6 месяцев собрали".

Оборудование, материалы были взяты из многих заводов США. Фактически вся Америка участвовала в строительстве заводов у нас. Да, мы платили, а кто будет работать на халяву. Хочешь мира, готовься к войне, Сталин это понимали и шел на любые жертвы.

Валентин Курмышов   24.10.2021 08:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.