Екклесиаст
Час полночи немой раздумья навевает.
Раскрыта Книга Книг. Не ведаю я сна.
Душа моя скорбит и сердце замирает,
И вновь звучат в ушах библейские слова:
«Все суета сует!.. Проходит род за родом,
Заходит солнце вновь, чтоб вспыхнула заря.
Течет река времен и мчится год за годом,
И все, что было, канет в забвенье без следа.
Пускай пройдут века и в пропасти забвенья
Исчезнет слава царств, народов и царей,
И храмы вековые под гнетом разрушенья
Оставят лишь руины старинных алтарей.
Все суета сует! Нет памяти о прежнем –
Исчезнет все, как сон, развеется, как дым.
И что есть наша жизнь? Лишь миг, летящий в бездну.
Зачем же мы живем, мечтаем и скорбим?
О этот мир земной – мир суетный и бренный;
Желанье счастья здесь – лишь тщетная мечта!
И возглас сквозь века несется незабвенный
И льется грустной речью: «Все – тлен и суета».
«Все суета сует!..» – столь грозно и столь властно
Звучит над здешним миром сей рокот роковой.
Зачем же ищем мы в сей жизни счастье страстно
И снова забываем о тайне гробовой?
Минувшие века печально возвещали:
Вся жизнь – томленье духа, скитанье под луной.
Кто мудрость приобрел – умножил и печали,
И только смерть дарует скорбящему покой.
2
Мой дух не веселит безумное веселье
И счастье не приносит мне легковесный смех.
Прозренье наступает, как тяжкое похмелье,
И нет душе блаженства от низменных утех.
Как мимолетный сон земные наслажденья,
Богатства, слава, власть и царские пиры,
А жизнь сулит опять заботы и волненья,
И нет нигде спасенья от гнусной суеты.
В былые дни в садах любил встречать я ночи,
И пеньем услаждал томительным свой слух,
Там звездный небосвод о Боге мне пророчил,
Но страшною тоской был утомлен мой дух.
Нет счастья ни в трудах, ни в славе, ни в познаньях,
И каждый новый день вселяет лишь печаль;
И избавленья нет в искусствах от страданья,
И ничего не ново под солнцем, как и встарь.
Глупец бредет во тьме. Мудрец – посланник Бога,
Но ждет их всех одна несчастная судьба –
На казнь их всех ведет житейская дорога.
И понял я, что жизнь и смерть – лишь суета.
Проходит наша жизнь в трудах под жгучим зноем.
Наш бренный мир не знает свободы от забот,
И в смерти ждет страдалец заветного покоя
И ищет избавленья от жизненных невзгод.
Я знаю, смерть – не Бог, не судия вселенной,
И пусть для всех рожденных привычно умирать,
Но дух томится мой по вечности священной.
Я жить хочу, чтоб верить, молиться и страдать.
3
Загадка с древних лет – с зари миротворенья
Стрелой летят лета, свиваясь, как спираль,
Бежит река времен в безудержном теченье
И ничего в веках минувших ей не жаль.
Всему свой тайный срок отмерен в мирозданьи.
Здесь время роковое есть мера всех вещей.
Всему свой час придет – и счастью, и страданью,
И радостному смеху, и слезам от скорбей.
Есть время разрушать и время царства строить,
Всем сердцем ненавидеть и всей душой любить,
Молчанью предаваться и правду смело молвить,
Плясать беспечно в танце и горестно тужить.
Есть время и войне, и миру во вселенной.
Есть время, чтобы жить и время умирать,
Мечтать и тосковать о чем-то незабвенном
И счастье под луною с надеждою искать.
Но тщетны все труды – в заботах и волненьях
Промчится, будто сон, сей жизни краткой век,
И только смерть несет блаженное успенье,
Ведь счастья не находит под солнцем человек.
Все создал Бог в свой час – и добрым, и прекрасным,
И вечность Сам десницей Он в сердце нам вложил.
Не смотрят небеса со взором безучастным
На то, что Всемогущий с любовью сотворил.
Но горький плод греха – всеместный ужас тленья,
А участь всех рожденных – низвергнуться во прах;
И нет от казни сей нигде для нас спасенья –
Ни в мудрости, ни в славе, ни в плаче, ни в пирах.
4
Я видел реки слез, жестокость и насилье,
И знаю, что страданьям живущих нет конца;
Их сердце замирает от муки и бессилья,
И словно безответна их горькая мольба.
Как страшен этот мир скорбей и угнетенья:
Ютятся бедняки страдальчески кругом,
Не зная с малых лет добра и утешенья,
Влача жизнь в нищете, иссечены кнутом.
Но счастья не найти и в роскоши несметной.
Сокровища мирские на вечности весах
Лишь праха горсть земная и пепел неприметный,
Туманных грез мерцанье, витающих в веках.
В лачуги бедняков и в царские чертоги
В свой час приходит смерть таинственным жнецом.
Настанет грозный миг и сгинут все тревоги,
Навек замрут уста в молчанье роковом.
Блаженнейший удел – быть вовсе не рожденным
И муки безутешных жильцов земли не знать,
А если уж родился – быть верой просвещенным
И луч святой надежды хранить и не терять.
В летах преклонных царь достоин сожаленья,
Когда жесток и глуп в деяньях и речах,
А юноша-мудрец достоин восхищенья,
Пусть даже беден он иль мучится в цепях.
5
На ветер не бросай слова и обещанья,
И верить не спеши мечтаниям и снам,
Но совести вверяй все мысли и деянья,
И цену мудро знай обетам и речам.
С дней юных избегай забав и многословья,
О вечном размышляй и с трепетом молись,
Обуздывай уста неверные безмолвьем
И, помни, для чего дана нам эта жизнь.
Нет правды на земле. С возмездьем справедливым
В конце времен рассудит всех нас всесильный Бог.
А ныне этот мир печальный и постылый –
Скорбей и испытаний скитальческий чертог.
Не вкусит насыщенья тщеславный сребролюбец.
Пристрастие к богатству – мучительный недуг.
Пусть деньги жадно копит мечтательный безумец,
Но смерть придет внезапно и жизнь прервется вдруг.
Жизнь – чаша золотая надежд и огорченья,
А смерть – вратарь исхода, неумолимый страж,
Карающий всех смертных без тени сожаленья.
Да, счастье в здешней жизни – обманчивый мираж.
6
С рождения полна скорбей живущих доля:
Любовь, труды и слава промчатся как мечта;
Нет счастья на земле, что не прервется горем,
А сердце мысль терзает: «все в жизни – суета!»
Во всем находит дух печали и томленье,
И мудрость не приносит нам опыт прежних лет.
В грядущем ожидает нас сумрак погребенья,
Былое – невозвратно, а ныне – счастья нет.
Проходит наша жизнь, пройдут и все волненья,
И в час свой канут в лету тревоги и труды.
Но мыслящий наш дух не знает насыщенья
И только лишь томленье приносят жизни дни.
Бессмысленно витать в несбыточных мечтаньях
И убегать от мира в обманчивую даль,
Забвенью предавая все слезы и страданья,
И глядя с упоеньем на хрупких грез хрусталь.
7
День смерти роковой важнее дня рожденья
И благочестье выше всех званий и наград.
Скорбь мудрых – горький плач о многих согрешеньях,
А глупый празнолюбец веселием объят.
Земная жизнь – пора томительных скитаний,
Но смерть ее венчает. Таинственный исход
Живущих ожидает в конце всех испытаний
И всех на суд усопших Всезрящий приведет.
Дом плача – верный страж, учитель покаянья,
И сетованье лучше, чем безудержный смех.
Молитвы мудрецов – за грешный мир рыданья,
А хохот глупых сердцем – костра ночного треск.
С терпеньем принимай от мудрых наставленье
И укрощай смиреньем души мятежной гнев.
Будь добр, не твори злодейств и притесненья,
И пусть вся жизнь течет как ласковый напев.
Бездумно не хвали, как все, века былые.
Сегодняшнее время не хуже прежних лет.
С раздумьем обозри просторы вековые
И в вечности отыщешь искомый счастья свет.
Не тех, кто не грешил под солнцем и луною.
Никто из нас не свят, как всемогущий Бог.
Но мудр только тот, кто с горестной мольбою
Прощенье ищет свыше, к своим порокам строг.
Я много лет прожил и понял – горше смерти
Уста коварных сердцем и вероломных жен.
Соблазнов много есть в житейской круговерти
И добрый муж красою быть может искушен.
8
Лишь мудрый понимает значенье всех явлений
И мудрость просветляет черты его лица;
Душа его не знает ни клятвопреступлений,
Ни суетной корысти, ни лживого суда.
Не властен человек над часом погребенья,
Не знает, отчего в грядущем он умрет,
И нету под луной от смерти избавленья –
Рожденный на земле в могилу снизойдет.
Как манит мотылька огонь свечи горящей,
Так славы блеск и власть прельщают всех людей.
Но видел я народ бесправный и скорбящий
От длани непосильной неправедных царей.
Пусть строят богачи роскошные гробницы,
Но Божье правосудье за злато не купить,
От грозного жнеца ничем не откупиться,
И будет всех живущих Господь в свой час судить.
Как часто на земле преступник окаянный
Не ведает возмездья и без скорбей живет,
А праведника ждет порой конец бесславный
И видя угнетенных он слезы горько льет.
Не в силах человек постигнуть Провиденье
И мыслью разгадать все Божии суды,
Но с мукою в груди он жаждет искупленья
И страстно жаждет верить в всесилие любви.
9
Проходит наша жизнь, пройдут лета скитанья.
В немую даль веков мы с трепетом глядим.
Читая о минувшем старинные сказанья,
В раздумиях порой мы с грустью говорим:
«Не в силах обуздать мы времени теченье
И жизнь свою проводим среди бегущих дней.
Уносит все река времен без промедленья,
И прошлое для нас – ушедший мир теней.
Пройдут века и в прах низвергнутся граниты,
В руины обратятся былые алтари,
Умолкнут струны арф и древние хариты,
И в склепах затворятся великие цари».
В трудах не забывай про отдых и веселье,
Ешь свежий хлеб и пей пьянящее вино.
Не будь как фарисей слугою лицемерья
И различать умей, где грех, а где добро.
Не храбрецу порой победа достается,
Мудрец быть может нищ, а наглый плут – богат,
Над гением глупец с презрением смеется,
И брата подло губит его коварный брат.
Был город небольшой со смешанным народом
И захватить его задумал гордый царь,
Но мудростью бедняк спас жителей свободу.
Так мудрость оказалась сильней, чем власть и сталь.
10
Жизнь может погубить одно лишь согрешенье,
Один малейший грех – попрать былую честь.
Надежду губит дух печали и сомненья,
А мудрость изгоняют уныние и месть.
Проходит жизнь глупцов как будто в ослепленьи
И часто гнев бушует в заносчивых сердцах,
Но кротость умеряет душевные волненья
И смертных отрезвляет пред смертью грозный страх.
Я видел на конях князей рабов презренных,
Жизнь пошло расточавших на женщин и пиры,
И наблюдал князей и мудрых, и почтенных,
Склонящихся под игом гнетущей нищеты.
Кто роет яму, сам падет в ее объятья,
А злой язык есть жало коварнейшей змеи.
Бессильны перед ним все древние заклятья –
Лишь правда побеждает наветы зла и лжи.
И в мыслях не злословь Царя веков в дни скорби
И Ангелов святых хулою не гневи,
Но чаще пребывай в раздумьях и безмолвьи,
И сердце очищай для истинной любви.
11
Как в жаркий летний день дождь орошает землю
И пышный расцветает под южным небом сад,
Так ты спеши творить добро самозабвенно
И ближним помогай, не требуя наград.
Где древо упадет, там возлежать и будет.
В посмертьи неизменна бессмертная душа.
В чем Бог застанет нас в час смерти – в том и судит.
Но чудеса творит за умерших мольба!
Как дивен солнца свет и луч его прощальный.
В морях необозримых – простор и чудеса.
В далеких звездных высях – безбрежный мир и тайна.
А в лилиях Саронских – восточная краса.
Нам счастья не найти в сединах долголетья,
Но как же величав преклонных дней закат,
Когда спокойно старец взирает вглубь посмертья
И тихою молитвой в предсмертный час объят.
Ешь, пей и веселишь в дни юности беспечной,
В печалях не теряй бессмысленно минут,
Но помни – ждет нас всех в дали посмертной вечность
И всех нас призовет Господь на страшный суд.
12
С дней юности храни на Бога упованье,
Надежду не теряй в тяжелый час скорбей,
Но веру закаляй в горниле испытанья
И мирно встретишь смерть в последний жизни день.
Доколе не погас свет солнца и светила,
И тьма не разлилась в слабеющих очах,
Доколе есть в душе и мышцах твоих сила
Трудись во славу Божью с молитвой на устах.
В день смерти будет плач и горькое рыданье,
И дщери пенья вновь сомкнут свои уста.
Твой дух покинет мир печалей и страданья,
В чертоги унесясь иного бытия.
Звук жернова времен умолкнет в час заветный
И жизни колесо таинственно замрет,
Доколе не блеснет луч солнца предрассветный
И кто возлег во гроб – чудесно оживет.
С какой красой цветет миндаль порой весенней
И солнца луч играет в воскреснувших садах!
Настанет чудный миг всей жизни воскресенья
И снова возродится, кто обратился в прах.
Призванье мудреца – нести народам знанья,
Но меру знай всему – и книги без конца
Вселяют в нашу плоть и в дух наш содроганье.
Так сеется по миру печаль и суета.
Будь мудр – чти Творца, люби и бойся Бога,
И все, что Он велит, смиренно исполняй.
Будь с юности готов к последнему исходу
И чашу бытия в страстях не расточай.
Свидетельство о публикации №118111408635
Тамара Весёлая 14.11.2018 21:05 Заявить о нарушении
Книга Екклесиаста – это самая грустная и трогательная из всех книг Священного Писания, она как прощальный луч уходящего солнца озаряет закат земных дней царя Соломона – этого величайшего древнеиудейского философа и вестника Откровения Божиего, всю жизнь искавшего премудрости, построившего в Иерусалиме великолепный храм Всевышнего, испытавшего высокое состояние богообщения, о чем таинственно и символически повествует иная его религиозная поэма – Песнь Песней – несравненный образец библейской лирики. Но последующая жизнь царя Соломона – это трагедия духовного и нравственного падения. В третьей книге Царств говорится, что царь Соломон полюбил многих чужестранных женщин и к старости они склонили сердце его к поклонению иным богам – идолопоклонству: «И стал Соломон служить Астарте – божеству Сидонскому, и Милхому – мерзости Аммонитской» (3 Цар.11:5). И вот самый могущественный и богатый, самый прославленный и счастливый из царей Израиля познал, что нет счастья без Бога, без Него вся наша жизнь – суета сует и томление духа. Пережив опыт богообщения, древний мудрец познал и нестерпимую муку богооставленности. В богооставленности – религиозная драма царя Соломона. Отсюда изумительный меланхоличный тон книги Екклесиаста, отрезвляющий человека. Отсюда вся ее элегическая поэзия и неизъяснимое духовное томление – тоска по Богу и общению с Ним, и вся философская грусть, умудренного летами старца. Эта книга – предсмертное покаяние царя Соломона, его духовное завещание и послание каждому читателю, ищущему Бога, напряженно размышляющему о смысле жизни, о смерти и бессмертии.
Книга Екклесиаста обличает всю суетность нашего бренного бытия, содержит в себе горестные раздумья о тщетности мирского величия, тщете земных наслаждений, труда и даже мудрости, возвещает о том, что всех людей – мудрых и глупых, праведных и нечестивых ждет один конец – неотвратимая смерть. Но я не могу назвать царя Соломона фаталистом и пессимистом, ведь в этой же книге провозглашается бессмертие души – «и возвратится прах в землю, чем он был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл.12:7), и она заканчивается поучением: «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай» (Еккл. 12:13). Вся философия Екклесиаста многогранна и грандиозна – он задумывается о смысле жизни и неизбежности смерти, размышляет о греховности людей, непостижимости путей Провидения, обличает гедонизм и предостерегает всех живущих – Бог приведет каждого на суд, но у Него же – милость.
Из всех священных книг Ветхого Завета, быть может, именно книга Екклесиаста учит нас важнейшей христианской добродетели – духовному трезвению, закаляет нашу волю и мысль, пробуждает нашу совесть и нравственное сознание, отрезвляет наши души, прельщенные ничтожной суетой и обманом – царским величием, блеском и роскошью, земными наслаждениями и почестями. Все суета сует и томление духа: веселье – праздно, земное счастье – хрупко и скоротечно, нет пользы от богатств – ничто из земных сокровищ душа не заберет в иной мир, и приобретение знаний и мудрости, оборачиваются скорбью и не утешают страждущее сердце этого ветхозаветного мученика мысли.
Екклесиаст совсем не отрицает веру в Бога и смысл жизни, напротив – он с вдохновенностью пророка, смешанной с грустью старца-мудреца, провозглашает, что в этом суетном мире только вера в Бога открывает смысл жизни, только общение с Богом приносит утешение разбитому сердцу. Книга Екклесиаста – это книга сокрушенного духа, эта духовная жертва Богу – возношение духа и сердца, совести и мысли от мирской суеты к общению со Всевышним, и здесь царь Соломон – наставник монахов, учитель жизни и образец истинного мудреца и подвижника. Самое драгоценное в книге Екклесиаста – это горячая вера царя Соломона, его философское покаяние и проповедь о том, что ни богатство, ни царская власть, ни слава мудреца, ни все знание и вся наука, ни все искусства и чтение всех книг – не принесут утешение сердцу, если оно на откроется Богу в молитве, покаянии и любви. Все это суета сует и томление духа без страха Божиего – боязни оскорбить возлюбленного Творца, и без любви к Богу. Здесь книга Екклесиаста предвосхищает возвышенную этику Нового Завета и проповедь апостола Павла, учившего, что все пророчества и все чудеса, вся мудрость и все знания, и даже мученичество за веру – все ничто, если мы не имеем любви к Богу, и не ставим Бога выше всего – выше всех Его даров.
Еще раз благодарю вас, Тамара, за то, что побудили меня изложить свои размышления о книге Екклесиаста – очень дорогой для моего сердца книге. Всему свое время, и быть может в ближайшее время, я напишу о ней более пространный философский очерк.
Руслан Игнашкин 19.02.2019 18:03 Заявить о нарушении
Тамара Весёлая 19.02.2019 22:38 Заявить о нарушении