Памятник героическому труду курганских железнодоро

На перроне Курганского вокзала установлен памятник трудовой славы курганских железнодорожников в виде локомотива, но мало кто знает, что связан с жизнь одного из выдающихся курганцев, Героя Социалистического труда Ивана Петровича Блинова. Также этот локомотив хорошо заметен со стороны автовокзала.

Блинов Иван Петрович — машинист депо Курган Южно-Уральской железной дороги, он родился 24 июня 1904 года в селе Вялсы Елатомского уезда Тамбовской губернии, ныне Сасовского района Рязанской области, в крестьянской семье. Русский. Трудовую деятельность начал в 1912 году пастухом. В 1916 году, в 12 лет, пришел работать на железную дорогу. В паровозном депо станции Сасово Московско-Казанской железной дороги подростка поставили обтирщиком, затем получил квалификацию слесаря. С 1924 года работал в локомотивном депо станции Курган Южно-уральской железной дороги. Самостоятельно изучил устройство паровоза. В 1927 году стал помощником машиниста, а через два года сдал теоретические и практические испытания и получил права машиниста (100).

В 1936 году Блинову, как лучшему машинисту, доверили новый локомотив — ФД («Феликс Дзержинский») № 20-2697. Паровозы этой серии были самым мощными советскими локомотивами. Блинов приложил все силы и умение, чтобы максимально использовать возможности новой техники, включился в кривоносовское движение. Он одним из первых перешагнул запретный барьер весовых норм поездов и стал водить поезда двойного, а затем и тройного веса. В том же 1936 году провел на Курганском отделение по графику состав весом 10400 т при норме 1800 т. Также он постоянно перевыполнял задания по технической скорости, а среднесуточный пробег его паровоза составлял 140-150 км. Основой успеха являлось поддержание отличного технического состояния локомотива (100).

В годы Великой Отечественной войны водил с высокой скоростью поезда-тяжеловесы, экономил топливо. Бригада ремонтировала паровоз своими силами, довела его пробег между подъемками до 120 тысяч кило­метров при норме 40 тысяч. Был инициатором работы зимой по нормам летнего графика (100).

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года о присвоении «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» И.П.Блинову звания Героя Социалистического Труда был подписан 5 ноября 1943 года. По поручению Президиума Верховного Совета Л.М.Каганович (нарком путей сообщения СССР) лично вручил ему Золотую Звезду и орден Ленина. Дело Блинов знал, подчинить себе людей умел, и в 1945;м его выдвинули на должность начальника паровозного хозяйства Краснодарского отделения Северо-Кавказской железной дороги. За три года коллектив под его руководством вернул к жизни 22 разбитых паровоза, активно участвовал в восстановлении депо и путевого хозяйства в Краснодаре и Новороссийске. Но в 1947 году Иван Петрович убедил начальников, что это не его стезя, и вернулся в Курган на прежнюю должность машиниста. В 1957 году он стал водить электровоз, а в 1959 году ушел на заслуженный отдых. За 40 лет работы на железной дороге внес более 60 рационализаторский предложений с годовой экономией более 100 млн рублей. Щедро делился своим опытом, воспитал десятки учеников, в том числе и будущих Героев Социалистического Труда (100).

С ним связана любопытная история, которую в своей статье приводит А.Д.Кузьмин. В 1954 году И.П.Блинов пригласил на свой 50-летний юбилей самого Лазаря Моисеевича Кагановича. Так у «железного наркома» появилась возможность убедиться, насколько переменился Курган за последние восемь лет. Жил Блинов в доме на улице Красина, напротив нынешнего Дома Союзов. Двор был огорожен сеткой-рабицей. Железнодорожник любил собак и постоянно держал двух овчарок. День выдался хорошим, столы накрыли во дворе, подстраховавшись на всякий случай брезентовым тентом. Невдалеке поставили 300-литровую бочку с пивом. Почетное место за столом занимали помимо юбиляра руководители области и города. Коньяк в ту пору был напитком редким, но его на столе было в избытке (100).

Скончался Иван Петрович 8 июля 1981 года. Похоронен на кладбище в районе Рябково города Кургана. Награжден тремя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, медалями; тремя знаками «Почетный железнодорожник» (100).

Его имя увековечено на мемориале в Парке Победы и на Доске почета курганских железнодорожников.

Паровоз ФД-20-2697, сделал свою последнюю остановку и стал памятником героическому труду курганских железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. 1 августа 1980 года Герой Социалистического Труда привел свой паровоз на вечную стоянку. Почетное право открыть памятник курганским железнодорожникам было предоставлено Героям Социалистического Труда Б.П. Карпешу, Н.П. Федотову, кавалерам ордена Ленина М.Я. Носовец, С.Г. Шаламову (100).

Координаты паровоза: 55.440969, 65.317170.
Координата дома И.П. Блинова: 55.441158, 65.321903.


Рецензии