200 лет И. С. Тургеневу

по стихотворениям в прозе И.С. Тургенева:
- "Конец света. Сон"

Где-то в глубокой России, в глуши,
В простом деревенском доме
Мне чудится вдруг: нахожусь я внутри
В какой-то дрожащей истоме.

И длинная комната, аж в три окна,
Большая, но мебели нет,
И - не на чем остановить глаза -
Стен белых безмолвен ответ.

Пред домом равнина - гола, как печаль
(И небо над ней, как полОг)
Степенно уходит, снижается вдаль
И где горизонт - ей порог.

Но, я не один, человек десять есть
Со мною в пенале жилом,
Все - люди простые, державность и спесь
Не лезут из них кумачом.

То вдоль ходят или же вдруг поперёк
По комнате станут ходить,
Всё - молча, как будто бы жизненный срок
Им надобно здесь исходить.

Они избегают друг друга, но всё ж,
Обмен тревогой идёт,
Тела их колотит тревожная дрожь, -
Боятся: конец их придёт.

Не знает никто как попал в этот дом
И кто - сотоварищи - с ним.
Где русский "авось", мол, "не пропадём"
И где надежда на жизнь?

На лицах унылость, в глазах беспокойство,
С душою - кругом не лады,
Тоскливо на сердце, сумбурно и боязно:
Дрожим в ожидании беды.

Уйти бы отсюда! Как душно! Как томно!
И как тяжела эта боль!
А небо - как саван. Дышать невозможно.
Нет ветра... и воздуха, что ль?

И вдруг!... Все к окну: Гля..!! Земля провалилась!
Куда провалилась? И как?
Всё правда: там, где простиралась равнина
Разверзлась земля. Вышел мрак.

Упал небосклон и наш дом - на вершине
Отвесной и страшной горы.
Столпились у окон, на срезе обрыва,
Упасть чтобы в тартарары.

Но, нет! Не такой нам конец уготован,
И ужас сердца леденит:
Вдоль грани земной шевелится море
И видны нам волн бугорки.

Оно всё растёт, вырастает громадно -
Одна сплошная волна
Предстала пред нами исчадием ада,
Расширив до блюдец глаза.

Дрожит всё вокруг, от треска и грома
Завыла от страха земля,
Она не знавала такого погрома,
Не видела столько зла.

Конец ей! Конец всем тем кто ещё дышит:
Раздавлены, погребены,
Потоплены все, нас никто не услышит
Сквозь толщу чернильной воды.

И темнота!... Темнота... веч-на-я...!
... Глаза, наконец, я открыл,
Дыхание еле переводя,
Пишу вот, пока не забыл.
         1997
       *         *         *
- "Нищий"

Я проходил по улице широкой,
Меня остановил седой старик.
Он - сирый нищий - дряхлый и убогий,
Так взглЯнул на меня, - я сразу сник:

Слезливых глаз сплошная воспалённость,
Губ посинелых ломаная нить.
Одежды нет - шершавые лохмотья
Грязь ран его пытаются прикрыть.

Таков его портрет немного жуткий.
Как безобразно обглодала жизнь,
В которой не было такого промежутка,
Где радости он смог бы получить.

И, руку протянув ко мне худую,
Мычал о помощи, страдальчески стонал.
Я шарить стал в карманах, памятуя,
Что денег и вещей с собой не брал.

А нищий ждал с протянутой рукою,
Чуть дёргаясь, и телом весь дрожал.
Потерян и смущён самим собою,
Я крепко руку грязную пожал,

Мол, не взыщи, брат, так уж получилось,
Что ничего с собою я не взял,
Сурово не суди, прости на милость, -
И он в ответ мне тоже руку сжал:

- Ну, что, браток, - прошамкал, усмехнувшись, -
И это подаянье тоже, брат.
Я понял, что его коснувшись,
Я подаянье возвратил сто крат.
         1997
       *         *         *
- "Роза"

Последние августа грустные дни
И осень почти наступила ...
Порывистый ливень внезапно возник,
Промчался над нашей равниной.

Без грома и молний стеной налетел,
Тугой обвалился лавиной
И сад задымился и долго горел
Пожаром зари весь залитый.

Сидела она, отрешась от всего,
Задумчиво в окна глядела,
Не видя совсем пред собой ничего -
Одна дума ею владела.

Я знал, что свершалось в ранимой душе:
Мученья борьбы, хоть не долгой;
И в эти мгновенья отдалась уже
Любви, не поспорить с которой.

Она вдруг поднЯлась и скрылась в саду,
Исчезла, не вымолвив слова,
А я, не сдержавшись на третьем часу,
На поиски вышел из дома.

Надвинулась ночь, потемнело вокруг, -
Ни тени, ни звука в аллее,
Но, даже тогда, сквозь разлитую мглу,
Увидел, как ярко алеет

Какой-то предмет, кругловатый на вид, -
Наклон, - и он в миг был опознан:
Часа два назад на девичьей груди
Я видел ту алую розу.

И бережно пОднял упавший цветок,
Вернулся домой и в гостиной
Его положил аккуратно на стол -
Помятый, но всё же безвинный.

А вот и она - наконец-то нашлась,
Вернулась кокетливым шагом
По комнате с вызовом шумно прошлась,
Окинув всё царственным взглядом.

Лицо было бледным, но всё же живым,
И быстро, с весёлым смущеньем
Глазами стреляла, придя с темноты,
И села за стол в предвкушении

Чего-то такого, что запросто ждут
От женщины кроткой, пугливой...
Кого-то глаза её трепетно ждут
С тревогой зовущей, красивой.
        1998
       *         *         *

- "Путь к любви"

К любви и страсти могут привести
любые чувства: сожаленье, страх...
И даже чувство ненависти,
ведь от него к любви один лишь шаг.

Да-да, все чувства, кроме одного:
лишь благодарность не ведёт к любви,
ведь благодарность - это тот же долг,
а за свои долги надо платить.

...Любовь - не деньги...
       12.07.2001
       *          *          *
- "Песочные часы"

День за днём уходит без следа -
в водопаде шумная вода.

Страшно скоро жизнь промчалась вся,
заждалась меня сыра земля.

Сыпалась вся жизнь - песок в часах
тех, что держит Смерть в своих руках.

Облегает мрак со всех сторон,
слышу звуки скорых похорон.

Вздрагивает сердце, бьётся в грудь,
не даёт бессонница уснуть.

От испуга застонала дверь.
Подошла, взяла за горло Смерть.

Потемнело сразу всё в глазах, -
кончился песок в моих часах.
              2001


Рецензии
Вот спасибо Вам, Эльдар)) – пришлось перечитать страшный «Сон» Тургенева. Сравниваю тексты. Ваш лучше. Во-первых, эта страшная стихия загнана в русло рифмы, во-вторых, отсутствие испуганного мальчика несколько выравнивает эмоциональный фон.
Мне кажется, что это не видение, а фантазия Тургенева, подогретая чтением Байрона и русской романтической литературы. А вот почему Ваше внимание привлекла эта тема в 1997? Время, конечно, смутное было…
Меня «Нищий» сильнее всего зацепил, по-настоящему. Вы ему подали больше, чем он просил, и получили от него неожиданное подаяние. Вот это – тема!
«Роза» – очень тургеневская вещь.
Про «Песочные часы» я поспорила б, но кто ж мне позволит?..

Татьяна Гуровская   08.02.2022 00:49     Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна, что не прошли мимо прозрачного намёка:).
Почему «Сон» как тема? Сейчас сказать достоверно сложно. Пожалуй, я просто читал Тургенева (у нас 5-томник) и изыскал по-новому «Стихотворения в прозе». А поскольку я «пробовал своё перо»:), - вот и дерзнул.
По жизни штормило тогда, действительно, - неопределённости, бедность (даже в армии нищенское с задержками денежное содержание: таксовали, охраняли по ночам ларьки и проч.:(
«Нищий» - о забывчивости:), как способ не сойти с ума, если детально - не надеть бабочку к сюртуку, а если глобально - брюки:).
«Роза» - да, конечно, типичная «тургеневская девушка».
А о «Песочных часах» … - это Иван Сергеевич, в том числе, и как «великий ипохондрик» предугадывал свою «Смерть» (есть у него и такой опус): ишемия, проблемы с почками, камни в желчном, онкология верхушки правого лёгкого… И это всё болело, изматывало. Мопассана он умолял принести пистолет, Виардо просил вытолкнуть его из окна…
Заболтал я Вас:).
С уважением, Эльдар.

Бурденюка   08.02.2022 07:19   Заявить о нарушении
Как же Вы мне симпатичны, Эльдар! Извините, что под Таниной рецензией, просто не хочу перекрывать ваш с ней диалог. Оба - симпатичны и любимы!

Марфа Рощина   08.02.2022 11:43   Заявить о нарушении
«Нищий» о забывчивости? Да нет же! Он так написан мощно, что оживил два воспоминания: личное и литературное. У меня был похожий случай, только не рукопожатие, а слово, благодарность, которая прозвучала как благословение, до слёз меня проняло.
И, конечно, тургеневская нищенка из беседки, взявшая платок со словами «забираю все твои невзгоды».

Татьяна Гуровская   08.02.2022 12:55   Заявить о нарушении
Ну, это я иронизируя: «… он мычал о помощи.
Я стал шарить у себя во всех карманах... Ни кошелька, ни часов, ни даже платка... Я ничего не взял с собою.»
Счастливый: часов не наблюдает, денег не надо, из носа не течёт…:)
Да…, кто бы забрал все невзгоды.

Бурденюка   08.02.2022 13:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.