Палад. Обзор работ конкурса Старик и море
1. Памяти Грегорио Фуэнтоса
Размеренное, последовательное, зримое произведение. Очень хороша концовка, - и сама кода, и "недопетые годы", и (умышленная ли?) аллюзия на "Ты, как хочешь, это назови."
Возможными местами послабей вижу следующее.
Когда повествование избыточно растянуто, из его мешка начинает выпирать всякое. К примеру, логические несуразности. Если "Не беда, если жить и трудиться невмочь. Не беда, если дни сочтены.", то к чему "скупая мужская слеза? Наверное, всё-таки беда.
Песок лазурным вряд ли станет, когда "спускается ночь". Скорее, будет серым. А затем - чёрным. Лазурь - это очень "дневной" какой-то цвет, и он чаще свойствен воде, чем прибрежному песку.
"Море помнит", "посланье судьбы", "сплетение строк" - близко к штампам. "описать
В протяжении нескольких глав" напоминает канцеляризм.
Плед/силует, судьбы/похвальбы, описать/стать - посредственные рифмы.
Истолкуй/старику - хорошо.
А в среднем, неплохо.
2. ПРО УДАЧУ И НЕЗАДАЧУ
Симпатичен лёгкий, иронический настрой.
Задним числом понятно, что читатель приглашён в сон персонажа. Однако, по ходу чтения единичный анаколуф "он сеть метнул" не воспринимается, как задумка. Будь таких моментов несколько, они бы методически структурировали текст. А иначе, смотрится, как небрежность. Метают лассо, томагавк, икру. Сеть забрасывают (ибо тяжела), расставляют.
В целом, для иронического произведения хорошо.
3.Много ли надо...
Живой текст с добротно переданным настроением. Кроме словесной натяжки "Усмехнулась моря живая вода", которой станиславски "не верю" и похожего на штамп "Волны, с ветрами целуясь".
Очень удачна резюмирующая строка. Залюбовался. Хотя понимаю, что ассоциативное хэмингуэйевской цитате слово "неубитые" невольно ассоциируется также с тем бытовым просторечием, когда говорят "убитая квартира".
4.***
Сильная сторона текста - в детализации, в стремлении наиболее полно и зримо донести состояние среды, персонажа в ней, их взаимодействие и уникальное восприятие себя в этой взаимосвязи персонажем.
И тут трудно избежать искусственных, громоздкости конструктов, что не удалось, на мой взгляд, в строках "Чаще всего звезды застревали в прорехах его сознания в виде рыб" и "И острые лучи звезд, попадающих между веками в виде режущих огоньков, Снова вызывали у него надежду быть вместе".
Поэзия чаще - в лёгкости, в умении обозначить присутствие сложного намёком, штрихом.
Возьму на себя смелость порекомендовать автору бывать в текстах чаще Моцартом, чем Бахом.
5. Старик хитёр
Вариации на тему тем и хороши, что возможно раскрыть или заложить новые, порой неожиданные смыслы. Неожиданно звучит широкая смысловая проекция: "Голос нашего народа прогремит, как с неба гром.", наложенная на тему единоборства смелого одиночки с факторами природы и с роком самим. Контекстно, очевидно, что "голос" прогремит по-левитановски. Ибо ясно, что это за народ, который у природы не просил, а брал милостыню. И чтобы это была не милостыня, природе следовало и что-то давать - как минимум, давать отдышаться. Но ведь "старик" того самого народа хитёр, обойдёт рыбнадзор, разорит нерестилище. И в итоге повсеместной стариковской хитрецы (вместо желательной умудрённости, рачительности), всему стариковскому народу будет перепадать от обманутой природы милостыня. А далее - по списку. Повальный дефицит, моральное разложение, нищая старость. Поэтому, псевдооптимистическая концовка со старцем, чей последний козырь в рукаве - хитреца, только раззадоривает читателя, предпочитающего слоёный пирожок однородному. И тут от меня - респект!
К слову, не хотелось бы искать скрытые смыслы там, где их нет, но в озорстве автору не откажешь. Все мы тут взрослые, начитанные/наслышанные, поэтому распространённых ассоциативных ходов мысли многим не избежать, и "старый, ноет: - Был здоровый! Как стоял" воспринимается недвусмысленно. Кстати, далее по тексту - "против негра" или всё же "против ветра"?
Свидетельство о публикации №118110901069